Урок развития речи "Что такое аннотация и как её составить"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Цель: знакомство  с понятием «аннотация» и различными её видами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotaciya.gorbunova.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое аннотация и как её составить.

Цель: знакомство  с понятием «аннотация» и различными её видами;

 Задачи: -  формировать  умения:  анализировать  аннотации,                   определять тему, основную мысль текста,  давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

                  – развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и  обобщать;

                  – воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование:  индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по                                 теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

  диагностические карточки; выставка книг.

Ход урока

I.        Организационный этап.

II.        Подготовительный этап.

Целеполагание.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

       Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова  без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

- Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

- Проверим. (Слайд № 1)

- Определите  тему  урока.

- Запишите название  темы  в тетрадь (Слайд № 2)

-Попробуйте  сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для  чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять   её самостоятельно).(Слайд № 3)

III.        Работа по теме урока.

1)        Мотивация необходимости знаний по данной теме.

- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем , когда Вы станете грамотными читателями.

2)        Подготовка к восприятию нового материала.

- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.

-  Предположите,  что означает слово   «аннотация».

- Что Вам в этом поможет? (Толковый словарь).

- Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

3)        Знакомство с понятием «аннотация».

- Прочитайте определение, которое Вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика  книги.) (Слайд № 4)

- Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о чем?

- Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

- Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению и окружающему миру? (работа в парах)

- Ка догадались, что это аннотация?

- Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

4)        Аналитическое чтение аннотации.

 - Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)

                                                  №1

         Маленькая девочка нездорова: она равнодушна к жизни. Отец и мать готовы исполнить любой ее каприз, но беда в том, что у девочки нет капризов... Но однажды она захотела... слона. Может ли ее желание исполнится? Об этом знает только родительское сердце.

- Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? (  «Слон» )

- Кто автор этого произведения? ( А.Куприн).

5)        Сопоставительный анализ аннотаций.

- Давайте сравним одно и то же произведение и найдём  отличие. (карточка)

                                                  №2

  А.     В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке,   которые отправились из Москвы в тайгу, где работал  их отец.

  Б.     Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они  отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к  Синим горам, где работал их отец. Какой интересной

 была эта поездка!

- Что вы прочитали? (аннотацию)

- Докажите, что это аннотация.

- О каком произведении идёт речь в этих аннотациях?   («Чук и Гек»)

- Кто автор этого произведения?   ( Аркадий Петрович Гайдар)

- В чем отличие аннотации под буквой А от аннотации под буквой Б?

- В  какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?

- Как он это сделал?  (Включил в аннотацию собственную оценку                         произведения)

- Итак, что такое аннотация? Где находится аннотация?

- Евдокия Васильевна предлагает нам познакомиться с аннотациями к разным книгам. ( учебник,с73)

- Вы помните произведения Виктора Драгунского? Какие?

Упр. 27.

-Прочитай аннотацию к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы».

«В книгу вошли весёлые рассказы для детей».

- Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?» Почему Вы так считаете?

- Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей? Докажи.

- Это пример очень короткой аннотации.

- Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?

-Узнаем, правы ли мы были.  Воспользуйся советами Летучей Мыши. (с.74) (Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник; назвать имена главных героев и указать, что они школьники). (Слайд № 5)

- Дополни короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского. Пользуйся советами  Летучей Мыши. (В книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)

IV. Физминутка для глаз. (слайд № 6)

6) Составление аннотации по книгам (групповая работа).  Игра «В библиотеке».

- Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».

- Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.

- В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию: (Слайд № 7)

1.        Писатель….. рассказывает о ……..

2.        Удивительные события происходят в книге………

3.        Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4.        Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

- Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.

- Я  выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.

1 группа -  П.Ершов «Конек -Горбунок»

2 группа – Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

3 группа – Русская сказка «Крошечка - Хаврошечка».

- После  выступления  каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей.

- Вспомните, как правильно оценить выступления. (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)

- Оценку выступления можно давать по плану:

1. Соответствует  ли доклад заданной теме? Определи главную мысль этого сообщения.

2. Что ты узнал нового из выступления своего товарища?

7)Работа в группах.

8) Прослушивание диалогов.

-Итак,  один из Вас  – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. Не забудьте  о правилах этикета!

V. Итог  урока

- С каким понятием мы сегодня познакомились?

- С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.

- Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.

                                        ТЕСТ

1.        Аннотация – это …

              у) краткий пересказ содержания;

              б) подробное изложение текста.

2.        Какие сведения может содержать аннотация?

              р) сведения об авторе;

              т) иллюстрации к произведению;

              а) краткое содержание;

              г) перечень всех героев произведения;

              !) тема книги.

- Назовите буквы правильных ответов (УРА!) (Слайд № 7)

VI.        Рефлексия.

- Что Вам понравилось на уроке?

- Что оказалось трудным?

VII.        Домашнее задание.

- Дома Вы прочитаете в учебнике (с.75 упр.29) аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» и дополните её. Чтобы дополнить аннотацию, Вам нужно будет выяснить, как называются  все три  повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Развитие речи."Что такое Солнце?" 2 кл.

Урок проводится совместно с психологом....

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"

презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"  "Перспективная начальная школа"  работа с картиной Т. Мавриной "Васильки на окне"...

презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку".

презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку"....

Час социального развития «Что такое хорошо, что такое плохо».

Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках;Формировать умение налаживать контакт с окружающими;Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость....

ПНШ 4 класс Урок развития речи. Учимся составлять аннотации (1-й из 1 ч.)

ПНШ 4 класс Урок развития речи. Учимся составлять аннотации (1-й из 1 ч.)...