Правописание приставок раз-, рас-.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-

 

Цель урока:  - повторить написание словарных слов;

                        - вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас-;

                        - вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по   

                          числам и падежам;                                               

                        - воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа   

                          языкового материала.  

 

Составил учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Горячий Ключ Черных Виктория Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_prisiavok_raz-_ras-.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 3

муниципального  образования  

город  Горячий  Ключ

Разработка урока  

по русскому языку

тема «Правописание приставок раз-, рас

4 класс

                                                             Учитель МОУ СОШ №3

Черных Виктория Владимировна

1 квалификационная категория

МО г. Горячий Ключ -2010

Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-

Цель урока:  - повторить написание словарных слов;

                        - вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас-;

                        - вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по    

                          числам и падежам;                                              

                        - воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа    

                          языкового материала.    

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)

- А сейчас откройте тетради и запишите число.

II. Словарная работа.

-  Вспомним правописание некоторых словарных слов, которые нам продиктует Яна (ученик заранее готовит дома слова для диктовки), а к доске выйдет Саша. (Вызванный к доске ученик записывает под диктовку другого ученика изученные ранее словарные слова).

III. Определение темы урока и постановка цели.

       На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках

РА(З/С)ШИРИТЬ                   РА(З/С)ОГНАТЬ                  РА(З/С)ДВИНУТЬ

- Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).  

- В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.) 

- А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)

- Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем  позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)

- Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».

 IY. Работа над темой.

Заседание клуба «Ключ и заря»

- Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».

Выполнение упражнения 10 на стр. 18.

Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы            все глаголы на  –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с

2

приставками раз-, рас-, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?

разломать                               расписать

разбросать                             расхватать

разболтать                            раскатать

размешать                             распечатать

                                                 расшатать

                                                 рассчитать

                                                 растоптать

                                                 расслышать

- С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).

- С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).

Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.

3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.

Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.

разобидеть                                       разоружить

разубедить                                       разодеться

Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.

4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.

- Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.




Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных.



Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.




(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.) 

3

- Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)

РАсШИРИТЬ                   РАзОГНАТь                  РАзДВИНУТЬ

Y. Закрепление.

1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.

Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.

Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.

Я ____сердился, да как заору:                  

-Нет! Это чужая квартира.

____вяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

Тут Федорины коты

____фуфырили хвосты.

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы ____болелись.

 

А завтра ____скажет он сам

Про все свои подвиги нам.

Кто из лютых когтей

____разъярённых зверей

Нашу бедную Лялечку вызволит?

(К.Чуковский)

Всем очень нужен, знаю я,

____умный

____порядок дня.

(М.Дружинина)

2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.

YI. Итог урока.

Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.

На интерактивной доске отображено задание.  

Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.

Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.

YIII. Итог урока.

- Правописание какие приставок мы сегодня изучали?

- В каких случаях пишется приставка раз-?

- Когда мы пишем приставку рас-?

YII. Домашнее задание.

Учебник ч. 2 стр.19 упр.12

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Урок русского языка в 3 классе по программе РО Л.В. Занкова "Правописание приставок ЗА-, НА-, НАД."

Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы:...

"Правописание приставок и предлогов"

Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....

Правописание приставок и предлогов

Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....

Проверочная работа по теме "Правописание приставок и предлогов"

Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Конспект урока по русскому языку в 3 классепрограмма "Школа России" "Правописание приставок" (презентация)

На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи...