Правописание приставок раз-, рас-.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-.»
Цель урока: - повторить написание словарных слов;
- вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас-;
- вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
числам и падежам;
- воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
языкового материала.
Составил учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Горячий Ключ Черных Виктория Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_prisiavok_raz-_ras-.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования
город Горячий Ключ
Разработка урока
по русскому языку
тема «Правописание приставок раз-, рас-»
4 класс
Учитель МОУ СОШ №3
Черных Виктория Владимировна
1 квалификационная категория
МО г. Горячий Ключ -2010
Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-.»
Цель урока: - повторить написание словарных слов;
- вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас-;
- вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
числам и падежам;
- воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
языкового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)
- А сейчас откройте тетради и запишите число.
II. Словарная работа.
- Вспомним правописание некоторых словарных слов, которые нам продиктует Яна (ученик заранее готовит дома слова для диктовки), а к доске выйдет Саша. (Вызванный к доске ученик записывает под диктовку другого ученика изученные ранее словарные слова).
III. Определение темы урока и постановка цели.
На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках
РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)ОГНАТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ
- Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).
- В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.)
- А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)
- Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)
- Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».
IY. Работа над темой.
Заседание клуба «Ключ и заря»
- Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».
Выполнение упражнения 10 на стр. 18.
Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы все глаголы на –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с
2
приставками раз-, рас-, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?
разломать расписать
разбросать расхватать
разболтать раскатать
размешать распечатать
расшатать
рассчитать
растоптать
расслышать
- С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).
- С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.
Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.
разобидеть разоружить
разубедить разодеться
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.
4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.
- Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.)
3
- Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)
РАсШИРИТЬ РАзОГНАТь РАзДВИНУТЬ
Y. Закрепление.
1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.
Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.
Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.
Я ____сердился, да как заору:
-Нет! Это чужая квартира.
____вяжите, отпустите
Этих маленьких детей.
Тут Федорины коты
____фуфырили хвосты.
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы ____болелись.
А завтра ____скажет он сам
Про все свои подвиги нам.
Кто из лютых когтей
____разъярённых зверей
Нашу бедную Лялечку вызволит?
(К.Чуковский)
Всем очень нужен, знаю я,
____умный
____порядок дня.
(М.Дружинина)
2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.
YI. Итог урока.
Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.
На интерактивной доске отображено задание.
Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.
Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.
YIII. Итог урока.
- Правописание какие приставок мы сегодня изучали?
- В каких случаях пишется приставка раз-?
- Когда мы пишем приставку рас-?
YII. Домашнее задание.
Учебник ч. 2 стр.19 упр.12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.
Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...
Урок русского языка в 3 классе по программе РО Л.В. Занкова "Правописание приставок ЗА-, НА-, НАД."
Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы:...
"Правописание приставок и предлогов"
Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....
Правописание приставок и предлогов
Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....
Проверочная работа по теме "Правописание приставок и предлогов"
Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....
Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»
Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...
Конспект урока по русскому языку в 3 классепрограмма "Школа России" "Правописание приставок" (презентация)
На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи...