Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, программа "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой "Русский язык" (сборник "Концепция и программы для начальных классов", "Школа России", Москва, Издательство "Просвещение", 2008 год, ч.1, с.47).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_______КаменеваТ. А..


Протокол № ___ от

«____»________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

___________       Сурина А. Д..

«____»____________2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области

__________   Будыкина С.А.

Приказ  №_____ от

«____»____________2012г.

Рабочая  программа

Григоревской Галины Дмитриевны

вторая квалификационная категория

по учебному курсу «Русский язык»

4 «Г»  класс

УМК «Школа России»

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа предмета «Русский язык» для  4 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России»,  Москва, Издательство «Просвещение», 2008 год, ч. I,  с.47).

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует следующие цели:

формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе  знаково – символического  и логического мышления учеников;

формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решать следующие задачи:

развитие речи, мышления, воображения учеников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

В программу внесены незначительные изменения – добавлены 4 урока повторения для более углубленного изучения предмета. Модуль «Чистописание» вошёл в текущие темы уроков.

 В учебно-методический комплект входят:

Русский язык. 4 класс Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Москва

«Просвещение» 2009 в 2 частях

Рабочие тетради 4 класс. № 1,2  Москва «Просвещение» 2010

Книги для учителя: Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. 2009 Дидактический материал 4 класс. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова 2010                        

Тесты по русскому языку 4 класс в 2 частях  Е.М. Тихомирова Москва «Экзамен» 2011 год

Тесты для промежуточной аттестации по русскому языку 4 класс Ростов - на - Дону           «Легион» 2009год

Комбинированные тесты 4-5 класс Ростов - на - Дону  «Легион» 2009год

 Количество учебных часов –175ч. за год, 5 часов в неделю.

Формы организации контроля

Применяются формы организации учебного процесса и текущего контроля знаний, умений, навыков:

Урок, как основная форма

индивидуальная

групповая

в парах, тройках, четвёрках

работа с интерактивными ресурсами

проект исследования

Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:

текущие контрольные работы;

итоговые контрольные работы.

Контроль за  уровнем  достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

диктантов,

грамматических заданий,

контрольных списываний,

изложений,

сочинений (только обучающих),

тестовых заданий.

1

Контрольное списывание

-

2

Диктант

4

3

Словарный диктант

4

4

Тестирование

1

5

Контрольная  работа

4

6

Изложение

1

Итого

14

Модели инструментария для оценки достижений.

Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

результаты тестирования

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

открытый ответ;

выбор ответа;

краткий свободный ответ;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

правильность и обоснование ответа, рассуждения;

качество подготовленного продукта;

Индивидуальный прогресс в развитии точности и выразительности устной и письменной речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка обучающиеся должны знать/понимать:

признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;

термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;

морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;

признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;

признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

правописание и способы проверки  безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

использовать   приобретенные   знания   и   умения в    практической    деятельности    и    повседневной жизни для:

выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);

выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу; '

устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (75—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);

готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.

Календарно - тематическое планирование

175 часов, 5 часов в неделю


п\п

Наименование раздела и темы урока

Часы уч.времени

Сроки прохождения

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Плановые

Фактические

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

01.09

Актуализировать знания о грамматических признаках предложения; развивать умения выделять грамматическую основу, главные и второстепенные члены предложения.

2

Второстепенные члены предложения.     Обстоятельство.

03.09

Активизировать словарь новыми терминами.

 Различать предложения,   словосочетания, слова (их сходство и различие).

Применять термин «обстоятельство» в речи и выделять в предложениях.

Характеризовать обстоятельство по признакам.

3

Второстепенные члены предложения. Определение.

04.09

Активизировать словарь новыми терминами.

Различать части речи по смыслу и по вопросам.

Осознавать цели и ситуации устного общения.

Применять термин «определение» в речи и выделять в предложениях,

Характеризовать определение по признакам.

4

Второстепенные члены предложения. Дополнение

05.09

Применять термин «дополнение» в речи и выделять в предложениях,

Характеризовать дополнение по признакам.

 

5

Главные и второстепенные члены предложения

07.09

Различать предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие).

Понимать на слух основную и второстепенную   информацию предъявляемого текста,

определять его основную мысль, передавать его содержания по вопросам.

6

Р.р. Обучающее изложение зрительно-воспринятого текста.

08.09

Осознавать цели и ситуации устного общения.

Адекватно воспринимать звучащую речь

Использовать языковые средства в устной речи в соответствии с целями и условиями общения.

7

Анализ изложения. Коррекция знаний. Закрепление по теме: « Главные и второстепенные члены предложения члены  предложения.

10.09

Различать части речи по смыслу и по вопросам.

8

Диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

11.09

Формировать практический опыт распознавания главных и второстепенных членов предложения  и частей речи в тексте.

Применять правила орфографии и пунктуации.

9

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Главные члены предложения.

12.09

Конкретизировать представление о главных и второстепенных членах предложения.

10

Однородные члены предложения

14.09

Выделять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

11

Связь однородных членов предложения с помощью союза или интонации перечисления

15.09

Передавать          интонацию

перечисления в устной речи и на письме.

12

Предложения с однородными членами, соединёнными союзом «и».

17.09

Обосновывать постановку знаков препинания

в предложениях с однородными членами.

13

Запятая между однородными членами предложения Проверочный тест по теме «Однородные члены предложения»

19.09

Редактировать текст.

Конкретизировать знания о предложении.

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом «и»

21.09

Анализировать и  контролировать постановку знаков препинания

в предложениях с однородными членами.

15

Однородные члены предложения с второстепенными членами.

22.09

Характеризовать  предложения с однородными членами предложения,

устанавливать связь с помощью союза и интонации.

15

Предложения с однородными дополнениями

24.09

Характеризовать  предложения с однородными членами предложения,

устанавливать связь с помощью союза и интонации.

17

Однородные члены предложения - обстоятельства

25.09

  Находить и характеризовать  предложения с однородными членами предложения, устанавливать связь с помощью союза или интонации перечисления.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Формировать навыки самоконтроля.

18

Однородные члены предложения – определения.

26.09

Аргументировать действия выбора втор. чл. предложения- определения.

.Различать однородные члены  предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие).

19

Однородные члены предложения – определения

28.09

Находить главные члены и второстепенные члены предложения члены.

Обосновывать выбор

20

Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».

29.09

Устанавливать связи слов в предложении

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Формировать навыки самоконтроля.

21

Анализ диктанта. Коррекция знаний.

Р/р. Обучающее мини сочинение.

01.10

Находить подлежащее и сказуемое

Активизировать словарный запас.  Передавать          интонацию

перечисления в устной речи и на письме.

22

Простые и сложные предложения

02.10

Находить подлежащее и сказуемое.

Активизировать словарный запас.

23

Простые и сложные предложения

03.10

Применять теоретические знания на практике.

 Анализировать и  контролировать постановку знаков препинания

в предложениях с однородными членами.

24

Р. Р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

05.10

Понимать на слух основную и второстепенную   информацию предъявляемого текста,

определять его основную мысль, передавать его содержания по вопросам. Адекватно воспринимать звучащую речь.

Использовать языковые средства в устной речи в соответствии с целями и условиями общения.

25

Анализ изложения. Коррекция знаний. Проверочный тест по теме «Сложное предложение».

06.10

Анализировать и характеризовать сложное предложение. Применять правила орфографии и пунктуации.

Анализировать и корректировать текст. Определять порядок слов в предложении. Классифицировать разновидности предложений.

26

Прямая речь

08.10

Определять порядок слов в предложении. Классифицировать разновидности предложений по сложности оформления.

26

Прямая речь

09.10

Определять и объяснять знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки и при прямой речи.

28

Обращение

10.10

Определять интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений.

Активизировать словарь понятиями «обращение, диалог».   Практическое овладение диалогической формой речи.  

и повседневной жизни для создания в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

29

Контрольная работа №1 по теме: «Синтаксис и пунктуация».

12.10

Определять интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений.

30

Анализ работы. Коррекция знаний. Имя существительное.

13.10

Доказывать правильность выбора действий

Формировать опыт письма составленных текстов.

31

Изменение имен существительных по числам

15.10

Формировать умения в постановке логического ударения (практическое усвоение).

32

Род имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые.

16.10

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

33

Склонение имён существительных.

17.10

Активизировать словарь понятиями

 « Склонение имён существительных».

34

Упражнения в склонении имен существительных и в распознавании падежной формы.

19.10

Активизировать словарь понятиями

 « Склонение имён существительных».

35

Распознавание падежей имен существительных

Контрольный словарный диктант №1.

20.10

Обосновывать постановку знаков препинания

в предложениях с однородными членами.

36

Распознавание падежей имен существительных.

22.10

Редактировать текст.

Конкретизировать знания о предложении.

37

Именительный и винительный падежи имен существительных Проверочный тест по теме «Падежи имен существительных».

23.10

Редактировать текст.

Конкретизировать знания о предложении.

38

Обучающее сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

24.10

Излагать содержание картины, прослушанного

и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное)..

 Выделение и определение значимых частей при написании сочинения.

39

Анализ сочинения. Коррекция знаний. Распознавание падежей имен существительных.

26.10

 Различать падежи имен существительных,

произношение и написание слов;

анализировать и характеризовать слова;

выполнять разбор слова по составу.

40

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием за 1 четверть.

27.10

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 Анализировать слова .

41

Анализ диктанта. Коррекция знаний.  Основные типы склонений имен существительных.

05.11

Выделение и определение основы.

42

 Первое склонение имен существительных.

06.11

Образовывать новые слова (однокоренные).

43

Второе склонение имен существительных.

07.11

Создавать текст в форме повествования.

Применять алгоритм орфографии.

44

Второе склонение имен существительных

Третье склонение имен существительных Проверочный тест по теме «Склонение имен существительных».





09.11

Коррекция знаний.

Выделять орфограммы

Формулировать правила об однокоренных (родственных) словах.

 Подбирать слова с помощью признаков (3 склонение имен существительных).

45

Третье склонение имен существительных

10.11

Моделировать алгоритм применения таблиц «Склонение имен существительных». Оценивать значение окончаний .

46

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных первого, второго, третьего склонения.

12.11

Моделировать алгоритм применения таблиц «Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения».

47

Окончания имен существительных первого и третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

13.11

Оценивать значение окончаний имен существительных первого, второго, третьего склонения, их смысловые, эмоциональные возможности.

48

Окончания имен существительных единственного числа.

14.11

Образовывать группы слов по заданиюи создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.

49

Окончания имен существительных единственного числа Проверочный тест по теме «Окончания имен существительных».

16.11

Коррекция знаний.

Выделять орфограммы.

50

Р/р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

17.11

Коррекция знаний.

Выделять орфограммы.

51

 Анализ изложения. Коррекция знаний. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

19.11

Моделировать алгоритм применения таблиц «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

52

Правописание окончаний существительных в винительном падеже.

20.11

Прогнозировать наличие орфограмм с безударными гласными в окончаниях существительных в винительном падеже.

53

Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

21.11

Объяснять и прогнозировать наличие орфограмм с безударными гласными в окончаниях существительных в творительном падеже.

54

Окончания имен существительных единственного числа.

23.11

Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания.

55

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

24.11

Обосновывать написание букв в слабой позиции.

Анализировать состав слова.

Доказывать правильность выбора.

56

 Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

26.11

Моделировать алгоритм применения правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Практиковать введение в письменную речь слов с чередующимися согласными.

57

Окончания имен существительных единственного числа

27.11

Практиковать введение в письменную речь антонимов и синонимов.

58

Правописание окончаний имен существительных единственного числа

28.11

Подбирать максимальное количество проверочных слов.

59

Р /р. Подробное изложение по коллективно составленному плану. Повторение знаний о признаках текста.

30.11

Осознавать цели и ситуации устного общения.

Адекватно воспринимать звучащую речь.

Использовать языковые средства в устной речи в соответствии с целями и условиями общения.

60

Анализ изложения. Коррекция знаний. Редактирование текста.

01.12

Находить разные способы проверки правописания слов: изменение формы,  подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря

61

Падежные окончания имен существительных единственного числа Проверочный тест по теме «Падежные окончания имен существительных»

03.12

Находить разные способы проверки правописания слов: изменение формы,  подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.  Находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю.

62

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

04.12

Коррекция знаний.

Выделять орфограммы.

63

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

05.12

Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса.

64

Обобщение знаний об имени существительном (урок-игра)

07.12

Различать произношение и написание слов.

65

Контрольная работа №2 теме «Имя существительное».

08.12

Соблюдать изученные нормы орфографии и     пунктуации.

Конкретизировать знания о правописании гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках находить способ проверки написания слова.

66

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Обобщение и систематизация  материала по теме «Имя существительное»

10.12

Объяснять случаи расхождения в написании и произношении слов – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; состав слова;
–различать произношение и написание слов.

67

Общие сведения об имени прилагательном.

11.12

Применять знания о предложении при изложении содержания прочитанного

текста,

анализировать и кратко характеризовать предложение.

68

Прилагательные антонимы и синонимы.

Контрольный словарный диктант №2.

12.12

Конкретизировать знания о правописании гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

69

Изменение имен прилагательных по числам и родам .Связь имен существительных с именами прилагательными

14.12

Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок. анализировать

и кратко характеризовать состав слова.

70

Контрольный тест №1 по теме «Части речи».

15.12

Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок анализировать,

и кратко характеризовать состав слова.

71

Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

17.12

Аргументировать значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности различать произношение и написание слов.

72

Упражнение в склонении имен прилагательных мужского и  среднего рода единственного числа

18.12

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

73

Р /р.  Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

19.12

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

74

Анализ изложения. Коррекция знаний. Редактирование текста.

21.12

Анализировать и кратко характеризовать звуки речи; состав слова; различать произношение и написание слов.

75

Урок – соревнование по теме « Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

22.12

Упражнять в правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

76

 Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть.

24.12

Упражнять в правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

77

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Обобщение по теме: «Общие признаки имени прилагательного»

25.12

Моделировать алгоритм применения правила правописания имени прилагательного. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

78

Склонение имен прилагательных. Именительный и винительный падежи.

26.12

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

79

 Склонение имен прилагательных. Родительный и винительный падежи.

28.12

Моделировать алгоритм применения правила правописание имен прилагательных родительного и винительного падежей.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

80

Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода.

29.12

Доказывать правильность выбора написания падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа.

81

 Падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа.

11.01

Находить и правильно писать окончания имен прилагательных женского рода единственного числа.

82

 Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа.

12.01

Находить и правильно писать разделительные мягкий и твердый знаки.

83

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа.

14.01

Излагать сжато текст – различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слов;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

84

Обучающее сочинение по картине  К.Ф. Юнона «Конец зимы. Полдень».

15.01

Различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

85

 Анализ сочинения. Коррекция знаний. Падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа.

16.01

Применять орфограммы правописания слов.

86

Закрепление знаний о написании падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа. Проверочный тест по теме «Окончания имен прилагательных».

18.01

Применять орфограммы правописания слов.

Соотносить звуки

и буквы в словах, находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

87

Склонение имен прилагательных множественного числа.

19.01

Соотносить орфограммы и способы проверки написания слова (в том числе по словарю).

88

Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

21.01

Правописание слов

с непроизносимыми согласными.

89

Упражнение в склонении имен прилагательных в форме множественного числа.

22.01

 Анализировать и кратко характеризовать звуки речи; состав слова;различать произношение и написание слов.

90

Диктант с грамматическим заданием по теме «Падежные окончания имён прилагательных».

23.01

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; различать произношение и написание слов.

91

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Обобщение по теме «Падежные окончания имён прилагательных».

25.01

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы со словарем.

92

 Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном. Игра «Умники и умницы» Проверочный тест по теме «Имена существительное и прилагательное».

26.01

Соотносить звуки и буквы в словах с двойными согласными.

93

Общие сведения о личных местоимениях.

28.01

Отрабатывать навык правописания удвоенных согласных.

94

Личные местоимения.

 Р.р. Обучающее мини сочинение.

29.01

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике.

95

Роль местоимений в предложении.

30.01

Выделять и определять значимые части слова: корень окончание, приставка, суффикса.

96

Склонение личных местоимений.

01.02

Выделять и определять значимые части слова: корень окончание, приставка, суффикса.

97

Склонение личных местоимений множественного числа

02.02

Анализировать и кратко характеризовать звуки речи; состав слова;
различать произношение и написание слов.

98

Разделительное написание местоимений с предлогами.

04.02

Конкретизировать знания о сложных словах.

99

Морфологический разбор местоимений.

05.02

Практиковать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

100

Обобщение знаний о местоимении Редактирование текста Проверочный тест по теме

« Личные местоимения»

06.02

Практиковать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

101

Контрольная работа №3 по теме «Местоимение».

08.02

Активизировать словарный запас при образовании новых слов.

102

Анализ работы. Коррекция знаний.

09.02

Практиковать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

103

Общие сведения о глаголе.

11.02

Изменять глаголы по числам, временам, лицам;

определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени);

образовывать неопределенную форму глагола.

104

 Упражнение в употреблении глаголов в речи.

12.02

Моделировать алгоритм применения правила правописание не 

с глаголами использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

105

Неопределенная форма глагола.

13.02

Изменять глаголы по числам, временам, лицам;

Определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени).

Образовывать неопределенную форму глагола.

Анализировать

и кратко характеризовать части речи.

106

Неопределенная форма глагола. Частицы –ся, - сь

15.02

Образовывать неопределенную форму глагола.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

107

Упражнение в написании глаголов в неопределённой форме.

16.02

Определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени).

Образовывать неопределенную форму глагола.

Характеризовать признаки изученных частей речи.

108

Р.р. Составление кулинарного рецепта.

18.02

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания в устной и письменной формах несложных текстов.

Анализировать

и кратко характеризовать части речи.

109

 Закрепление пройденного по теме « Неопределённая форма глагола».

19.02

Различать число и род имен существительных.

110

Временные формы глаголов.

20.02

Различать произношение и написание слов.

111

Временные формы глаголов. Проверочный тест по теме «Глагол».

22.02

Списывать несложный текст.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи.

112

Образование глаголов прошедшего времени.

25.02

Различать имена существительные мужского, женского

и среднего рода.

113

 Упражнение в написании глаголов прошедшего времени.

26.02

 Создавать несложные монологические тексты на доступные   темы в форме повествования и описания.

114

 Контрольная работа по теме «Глагол».

27.02

Находить признаки изученных частей речи.

115

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Упражнение в написании глаголов.

01.03

Анализировать и кратко характеризовать части речи.

116

Спряжение глаголов.

02.03

Оценивать признаки изученных частей речи.

117

Первое и второе спряжение глаголов.

04.03

Оценивать признаки изученных частей речи.

118

Упражнение в определении спряжения глаголов.

05.03

Анализировать

и характеризовать части речи.

119

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

Контрольный словарный диктант №3.

06.03

Анализировать

и кратко характеризовать части речи.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

120

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа

09.03

Указывать признаки изученных частей речи. анализировать и кратко характеризовать части речи.

121

Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа

11.03

Указывать признаки изученных частей речи, анализировать и кратко характеризовать части речи.

122

 Упражнение в правописании ь в глаголах 2-го лица единственного числа

12.03

Актуализировать знания об изменении и правописании глаголов  2 – его лица единственного числа.

 Определять признаки изученных частей речи.

123

Глаголы 3 –его лица единственного лица.

13.03

Определять признаки изученных частей речи.

 Находить слова с заданными характеристиками (глаголах 2-го и 3 лица единственного числа).

124

Упражнение в написании глаголов 3 –его лица единственного лица.

15.03

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

125

Личные окончания глаголов 3 – его лица единственного числа.

16.03

Находить слова с заданными характеристиками. Актуализировать знания об изменении и правописании глаголов  3 – его лица единственного числа.

126

Р.р. Редактирование текста «Сказка про одуванчики».

18.03

    Характеризовать признаки изученных частей речи;  различать произношение и написание слов.

127

Работа над ошибками, допущенными при редактировании текста. Правописание глаголов 3 –его лица единственного числа.

19.03

Прогнозировать изученные орфограммы.

128

Контрольный диктант №3 с заданием за 3 четверть.

20.03

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

129

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Личные окончания глаголов множественного числа.

22.03

Характеризовать признаки изученных частей речи.

Комментировать правописание личных окончаний глаголов.

130

Закрепление знаний по теме « Спряжение глаголов».

23.03

 Анализировать

и кратко характеризовать части речи.

131

Правописание глаголов. Проверочный тест по теме

« Спряжение глаголов».

03.04

Конкретизировать значение и употребление в речи глаголов.

132

Правописание – тся,

 - ться

05.04

Актуализировать знаний об изменении и правописании глаголов на – тся и –ться.

133

Спряжение  глаголов.

06.04

Актуализировать знания об изменении глаголов (спряжение).

134

 Упражнение в спряжении глаголов.

08.04

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной работе.

135

 Личные окончания глаголов.

09.04

Различать и изменять глаголы по числам.

Активизировать словарь. Группировать глаголы по признакам.

136

Правописание личных окончаний глаголов

10.04

Объяснять случаи расхождения звучания и написания.

Объяснять изменение глаголов.

137

Упражнение в правописании личных окончаний глаголов

12.04

Объяснять особенность группировки глаголов Прогнозировать наличие орфограммы

138

Правописание глаголов неопределённой формы.

13.04

 Образовывать неопределенную форму глагола.

Находить признаки изученных частей речи.

Находить способ проверки написания слова.

139

Упражнение в правописании глаголов неопределённой формы.

15.04

Анализировать

и  характеризовать части речи.

140

Правописание безударных личных окончаний глаголов

16.04

Различать части речи по вопросам.

Классифицировать глаголы.

141

 Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

17.04

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации речи. Объяснять случаи расхождения звучания и написания безударных личных окончаний глаголов.

142

Обучающее сочинение по картине И.И.Левитина «Весна. Большая вода».

19.04

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

143

Анализ сочинения. Коррекция знаний. Спряжение глаголов.

20.04

Систематизировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов. Классифицировать глаголы.

144

Личные окончания глаголов, их правописание 

22.04

Характеризовать глагол по плану.

Формировать умения применять знания на практике.

145

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

23.04

Отрабатывать навык характеристики глагола как части речи.

146

Морфологический разбор глагола.  Проверочный тест по теме  «Спряжение  глаголов».

24.04

Анализировать и  характеризовать глаголы. Классифицировать глаголы.

Использовать

 приобретенные знания и умения для овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

147

Диктант с грамматическим заданием по теме «Личные окончания глагола».

26.04

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова.



148

Наречие (3часа)


Наречие



27.04

Применять термины «обстоятельство», «наречие» в речи и выделять в предложениях.

149

Образование наречий

29.04

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации речи.

150

Наречие. Обстоятельство

30.04

Характеризовать обстоятельство и наречие по признакам.

151

Контрольное изложение №1 зрительно-воспринятого текста.

03.05

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Классифицировать глаголы по временам.

152

Анализ изложения. Коррекция знаний. Наречие. Обстоятельство.

04.05

Характеризовать обстоятельство и наречие по признакам.

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации речи. Характеризовать глагол по плану.

153

Предложение. Повторение

06.05

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилам.

 Анализировать и характеризовать части речи, звуки речи; состав слова;
различать произношение и написание слов.

 Оценивать правильность выбора, способа работы.

154

Предложение с однородными членами. Повторение

07.05

Доказывать  правильность вывода.  Анализировать и  контролировать постановку знаков препинания

в предложениях с однородными членами.

155

Сложные предложения. Повторение.

08.05

Анализировать и характеризовать сложное предложение. Применять правила орфографии и пунктуации.

Анализировать и корректировать текст.

Определять порядок слов в предложении.

 Классифицировать разновидности предложений.

156

Прямая речь. Обращение. Словосочетания

10.05

 Различать предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие).

 Определять порядок слов в предложении.

Классифицировать разновидности предложений по сложности оформления.

157

Контрольная работа №4 по теме «Предложение. Части речи».

11.05

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

158

Правописание мягкого знака в словах разных частей речи

13.05

Обосновывать написание ъ и ь знаков.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

159

Грамматические признаки имен существительных. Повторение

14.05

Анализировать

и кратко характеризовать части речи.

Находить способ проверки написания слова (в том числе и по словарю).

160

Грамматические признаки имен прилагательных

15.05

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

161

Наречие.

17.05

Характеризовать наречие и обстоятельство по признакам.

Различать части речи.

Коррекция знаний.

162

Итоговый контрольный диктант  №4 с грамматическим заданием.

18.05

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.  Различать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Анализировать

и характеризовать предложение.

 

163

Анализ диктанта. Коррекция знаний. Фонетика.

Звуки и буквы.

20.05

Различать звуки и буквы.

Определять звукобуквенный анализ как основу «перевода» слова звучащего

в слово написанное.

164

Безударные гласные в корне слова.

21.05

Моделировать состав слова написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю.

165

Безударные гласные в окончаниях

Контрольный словарный диктант №4.

22.05

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю.

166

Парные согласные. Повторение.

24.05

Обозначать мягкость согласных.

Различать произношение и написание слов.

Обозначать на письме парные согласные в слове.

167

Морфемы. Повторение.

25.05

Прогнозировать наличие орфограмм в приставках. Обосновывать написание ъ и ь знаков.

168

Урок-олимпиада по теме «Части речи».

27.05

Анализ таблицы «Части речи» как алгоритм

169

 Обобщающий урок- зачёт по теме «Предложение».

28.05

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

170

 Контрольный тест №2 по теме «Предложение».

29.05

Вырабатывать потребность в контроле и оценке деятельности.

171

Анализ диктанта. Коррекция знаний.

31.05

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной работе.

172

Р.р. Сочинение «Школьные годы».

Использовать приобретенные знания для создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

173

Закрепление изученного по теме «Предложение».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

174

Закрепление изученного по теме «Предложение».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

175

Закрепление изученного по теме «Предложение».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

         

Содержание программы учебного предмета

IV КЛАСС (175 ч)

Лексика

Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова

Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные  синонимы: злость-злоба; ходьба-хождение; старик-старче; близко-близёхонько; тигриные -  тигровый; вымазать —  измазать; выкупать — искупать; напугать — испугать).

Слова однокоренные,  противоположные по значению (домик — домище; открыть — закрыть; уснуть — проснуться).

Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).

Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.). Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знай-ка и Незнайка и др.).

Морфемика  (состав слова)

Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.

Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов. Глагольные суффиксы как признак спряжения глагола. Формообразующий суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме (вод[а] — сущ. ж. р., I склонения; сен[о] — сущ. ср. р., II склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильн|ая| — ж. р., тв. основа; больш[ой] — м. р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (беле[ет] — 3-е л., ед. ч., наст, время и др.).

Роль приставок в образовании глаголов (ходить - уходить-переходить-заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила-отговорила; прибежать-убежать; приходить — уходить и др.).

Морфология (120 ч)

Имя существительное (40 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных,' изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения.

Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий,  -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.

Существительное как член предложения.

Употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное (25 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.

Склонение имен прилагательных.

Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как члены предложения.

Употребление личных местоимений в речи.

Глагол (45 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.

Изменение глаголов в прошедшем времени но родам и числам.

Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Наречие (3 ч)

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

Синтаксис и пунктуация (30 ч)

. Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).

Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.

Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.

Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (20 ч)

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном  письме.

   Упражнения  в   развитии  ритмичности,   плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Формы и средства контроля

Особенности контроля и оценки  по русскому языку.

        Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:

текущие контрольные работы;

итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

диктантов,

грамматических заданий,

контрольных списываний,

изложений,

сочинений (только обучающие),

тестовых заданий.

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2 –х  видов грамматического разбора.

        Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

        Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 Используется следующее оборудование: 

дидактический материал к учебнику, проверочные работы, правила и тесты по русскому языку для начальных классов в печатном и электронном варианте, карточки для индивидуальной работы, занимательные и олимпиадные задания, тетрадь для контрольных работ, презентации к урокам, электронные учебники.

Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки соей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений./ объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и
обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить по
лученную ранее отметку;

при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на
средний
балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более
объективным;

возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким отметкам.

Особенности контроля и оценки  по отдельным учебным предметам

Русский язык

        Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:

текущие контрольные работы;

итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за  уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

диктантов,

грамматических заданий,

контрольных списываний,

изложений,

сочинений (только обучающие),

тестовых заданий.

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2 –х  видов грамматического разбора.

        Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

        Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 Используется следующее оборудование: 

дидактический материал к учебнику, проверочные работы, правила и тесты по русскому языку для начальных классов в печатном и электронном варианте, карточки для индивидуальной работы, занимательные и олимпиадные задания, тетрадь для контрольных работ, презентации к урокам, электронные учебники.

Контрольный диктант за 1 четверть

Чудесная пора  осени

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это стадо собирал пастух. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Грамматические задания

Произвести синтаксический разбор третьего предложения.

Выписать из текста три слова с безударной гласной, проверяемой ударением, приписать три родственных слова.

Выполнить фонетический разбор слов тишь, вода.

Контрольная работа№1 по теме « Синтаксис и пунктуация»

Указать правильную формулировку.

Предложение- это:

А) слова, написанные в один ряд;

Б) слова, связанные между собой по смыслу.

      2. По интонации предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные;

Б) восклицательные, невосклицательные.

      3. По цели высказывания предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные;

Б) главные, второстепенные;

В) восклицательные, невосклицательные.

      4. В конце какого предложения знак поставлен неверно?

А) На паутинке сверкали капельки росы.

Б) Какое дикое ущелье?

В) Какая крепость приняла на себя первый удар?

Г) До чего же хорошо кругом!

     5. Найди главные члены в предложении.

Всё лето кормится медведь в тайге перед зимней спячкой.

     6. Подчеркнуть синоним к слову «думать»:

говорить, рассказывать, мыслить, переживать.

     7. Какие бывают тексты?

А) повествование, рассуждение, описание

Б) звонкие и глухие

В) восклицательные и невосклицательные

      8. Прочитай и укажи, какой это текст.

Лебедь

   Лебедь по своей красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водоплавающей птицы.

   Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапками, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно- синей гладкой поверхности воды.  (По С. Аксакову)

А) повествования

Б) рассуждения

В) описания

     9. Указать группы предложений, которые можно назвать текстом:

А) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром. Весеннее солнце светит ярко.

Б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.

В) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.

10. Составить и записать текст из трёх- четырёх предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный диктант №1

Вчера вечером, чёрный автомобиль на дороге, коллективное хозяйство, спасибо пассажиру, здесь весело, здравствуй, товарищ, прекрасная картина, берёзовая аллея, библиотека имени Короленко, дорога в Москву, одиннадцать горошин, впереди русские солдаты.

Контрольный диктант за 2 четверть.

Дыхание зимы

Вчера я  прощался с осенним лесом. Березки- подружки стояли молча. Кое- где листочки  одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с березки и лететь по тропинке  в  чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.

Хорошо в осеннем лесу! Самый тихий звук разносился далеко от окрестности. Послышался хруст . Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела туча. Пошел дождь со снегом.

Слова для справок: кое-где, ясень.

Грамматические задания

1.Выписать предложение с однородными членами.

2. В девятом предложении обозначить падежи и склонение у имён существительных.

3. Подобрать антоним к слову «тихий».

4. Составить предложение о зиме.

Контрольная работа№2 по теме « Имя  существительное»

Дописать предложение.

Имена существительные изменяются по_____________________________________________________________________

В какой строке все существительные относятся к одному склонению?

А) дядя, вода, дочь.

Б) конь, степь, площадь.

В) окно, стол, пень.

Г) солнце, облако, площадь.

       3. Вставить подходящие по смыслу имена существительные, указать их падеж.

Не подливай __________________ в огонь.

Нет ____________________ без огня.

Слухом _____________________ полнится.

Дописать слова, употребляя их в нужном падеже, в скобках указать падеж.

Весело пробираться по узкой дорожк___ (_______). Длинные ветк_____(_______) берёз едва шевелятся. Могучий дуб (________) стоит, как боец, возле красивой лип____ (_______).

Имена существительные поставить в начальную форму, указать склонение.

От помощи-__________________________

У плаща- ____________________________

В тиши-______________________________

Около ржи-___________________________

В камыше-____________________________

Составить предложение со словосочетанием «зимние вечера» в именительном и винительном падежах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркнуть несклоняемые имена существительные.

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, число, какао, молоко,

сено, шоссе, филе, седло, горе.

Одно из существительных в предложении ( по выбору) разобрать как часть речи.

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

Словарный диктант №2

Независимость (свобода)

Переговорное устройство (телефон)

Антоним к слову «белый» (чёрный)

Линия между небом и землёй (горизонт)

Синоним к словам «дорога», «трасса» (шоссе)

Водитель автомобиля (шофёр)

Название нашей страны (Россия)

Произведение восьми и двух (шестнадцать)

Воздушный транспорт (самолёт)

 Изображение человека на фотографии или картине (портрет)

Периодическое издание (газета)

Антоним к слову «быстро» (медленно)

В данный момент (сейчас)

Этот день (сегодня)

Праздничный залп (салют)

Контрольный диктант за 3 четверть

Приметы марта

Из- за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки. Бодрее  звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в пригретом весеннем солнцем стволе дерева.

Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди будут еще морозные  утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой  речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной коркой.

Слова для справок: из-за, рушится, притаилась, подтаивал.

Грамматические задания.

Определить тему текста.

К слову «капель» подобрать родственные слова, разобрать по составу.

Выполнить синтаксический разбор предложения «Зацвела у тихой речки верба».

Контрольная работа№3 по теме « Имя прилагательное»

1.Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает:

А) действия предметов

Б) признаки предметов

В) названия предметов

2. Образовать от существительных имена прилагательные трёх родов. Выделить окончания.

                                ж. р.                                м. р.                                 с. р.

счастье                  _______________         _________________      ____________________

ненастье               ________________        _________________     ____________________

3.Из данного предложения выписать словосочетания «существительное+ прилагательное». Определить род, число и падеж имён прилагательных.

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.        

(А. Плещеев)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Дописать окончания в именах прилагательных, указать их род.

 

В спокойн_____    глубок_______  озеро смотрится голуб_______   небо. Лес взбирается

высоко на горн_____  склоны  сопок, цепляется за дик______  землю.

5.Соединить прилагательные с подходящими по смыслу существительными.

старый                          дуб

ветхий                          книга

старинный                   избушка

6. Дополнить подходящими по смыслу именами существительными.

стройная ____________________

душистые ___________________

прозрачная __________________

пшеничное __________________

соседний ____________________

7.Поставить данные словосочетания в указанном падеже.

болотистая тундра (п. п.)_______________________________________________________

мокрая трава (т. п. ) ___________________________________________________________

здоровая собачка (д.п.) _________________________________________________________

северный ветер (р. п.)__________________________________________________________

8.Вставить в пословицы подходящие прилагательные.

Старый друг лучше ____________________ двух.

Маленькое дело лучше _________________ безделья.

Словарный диктант №3

Записать только словарные слова.

Лодырь да бездельник празднует и в понедельник.

Солнце на лето, зима на мороз.

Передние колёса ведут, а задние сами катятся.

От яблони- яблочко родится, а от ёлки- шишка.

По одёжке не суди, по делам гляди.

Если душа черна, то мылом не отмоешь.

Повадки сокольи, а смелость воронья.

Новгород Нижний- Москве сосед ближний.

Около речки колодца не роют.

Не бывать калине малиною.

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Месяц светит, да не греет.

По работе и мастера знать.

Не дорог обед, а дорог привет.

Доброму гость и хозяин рад.

Итоговый контрольный диктант за год

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю  рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь траву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Срываешь душистую землянику и кладешь ее в рот. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

За чащей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенёчке у родничка. Держишь в руках кружку  и кусок черного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.

Слова для справок: по всей, приятно, разливаются.

Грамматические задания

1.Выпишите из предложения пару слов, которая не является словосочетанием.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробушки.

2.Подчеркнуть слово, у которого нет окончания.

Земля, облако, метро, жара.

3.Составить предложение.

Сидела, громко, ловила, на, комаров, болоте, лягушка- квакушка, и, квакала.

Контрольная работа№4 по теме « Глагол»

Глагол- это часть _______________, которая обозначает_______________________

и отвечает на вопросы_________________________________________________________.

Глаголы изменяются по_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2.Данные пословицы дополнить глаголами, противоположными по смыслу.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________________.

Дождик вымочит, а солнышко_______________________________.

Смелый наступает, а трус___________________________________.

3.Подчеркнуть словосочетания с глаголами в неопределённой форме.

Жаркая печь, печь пироги, стеречь коз, обходить стороной, помочь другу, полз по траве,

готовить обед, радостно зашумели.

4.Вставить пропущенные буквы, определить спряжение.

Выдерж__м, мелька___м, стел___м, мысл___м, озябн____м, леч___м, вытерп____м,

наскоч___м, слома___м.

5.Проспрягать глагол «кричать»

                                        ед. ч.                                                мн. ч

1 л.      _________________________                        ___________________________

2 л.     __________________________                         ____________________________

3 л.     __________________________                        _____________________________

6. В скобках указать время, лицо и число глаголов.

Улыбаемся (____вр., ______л., ______ ч.)

Торопился  (____вр., ______л., ______ ч.)

Зашагает  (____вр., ______л., ______ ч.)

Словарный диктант №4

Арбуз, библиотека, волноваться, горевать, двадцать, жёлтый, здесь, иней, костёр, пароход, переписывать, революционный, стакан, сверкать, электростанция.

Итоговый тест

1. Обведи слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.

А) холод Б) вылью В) съёмка Г) польза

Запиши выделенное тобой слово звуками ________________________________

Укажи количество звуков и букв в этом слове:________звуков, ___________букв

2. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки:

А) столица Б) здоровье В) поход Г) свобода

3. Обведи слово, в котором есть согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

А) шило Б) ширина В) лыжи Г) сады

4. Обведи верный вариант деления слова на слоги:

А) пос-ле-до-вать Б) по-сле-до-ва-ть В) по-сле-до-вать

5. Обведи верный вариант переноса слова:

А) ра-сказывать Б) рас-сказывать В) рассказыва-ть

6. Поставь ударение в словах:

А) начали Б) звонит В) поняла

7. а) Обведи все слова, которые не являются однокоренными слову гора:

Гора, пригорок, гордый, горный, горелый, горка.

б) Обведи все формы слова гора:

горный, к горе, горка, у горы, горой.

8. Обведи верное определение:

1) Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2) Окончание – это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов

3) Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

9. Разбери по составу слова:

Ключик высокая выходил беззвучный

10. Какой части речи нет в предложении:

Солнце освещало землю, но не согревало её.

Обведи верный ответ:

А) частицы Б) глагола В) прилагательного Г) союза

11. Обведи существительное 3-его склонения:

А) у дверки Б) у двери В) у земли Г) у моря

14. Вставь пропущенные буквы в окончания имен существительных:

К берез_, у Кол__, на озере____, в посёлк___, о печал___, о колдунь___, к дочер___

15. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов:

Он понима__т, стел__т, ненавид__т, помн___т, бор___тся

16. Вставь пропущенные буквы Ъ или Ь, где это нужно:

В___ётся, в___ехал, с___ыграл, пол__за, плащ___, помощ___, стережёш___, вымоеш____

17. Вставь пропущенные буквы, где это нужно:

Подска___ка, напрас___ный, грус____ный, прика___, сколь___кий, телегра_____а

18. Вставь пропущенные буквы:

Пос__деть на лавочке, пос___деть от старости, сл___зал сметану, сл____зал с крыши, г___р_____ской пейзаж, л__б___диный крик, г___ревать о д__р___гом ч__л___веке.

19. Запиши антонимы к словам:

Легкий (портфель) - _________________________________________________

Легкая (задача) - ____________________________________________________

Мягкий (хлеб) - ____________________________________________________

Мягкое (кресло) - __________________________________________________

20. Подчеркни слова, которые являются синонимами к слову «смеяться»:

Смеяться – хохотать, веселиться, заливаться (смехом), радоваться, посмеиваться, хихикать.

21. Найди в приведенном предложении грамматическую основу. Обведи правильный ответ:

Маленькая неправда в большую ложь вырастает.

А) неправда вырастает Б) ложь вырастает

В) маленькая неправда Г) в большую вырастает

22. Подчеркни в предложении однородные члены, если они есть:

И ручьи пели, и звенела весенняя капель.

23. Расставь знаки препинания в предложениях. Обведи сложное предложение:

1) Первые капли дождя зазвенели застучали по крышам забарабанили по стеклам окон.

2) Ливень бушевал все сильнее и сильнее деревья качались и шум листьев заглушал все другие звуки.

3) И темные сосны и светлые березы и дрожащие осины стряхивали с себя прозрачные дождевые капли.

24. Обведи предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно:

А) А: «П?» Б) «П», - а. В) «П!» а. Г) А: «П»,

25. Работа с текстом: Внимательно прочитай текст. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста, связанные с этим текстом:

В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Толковый словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что эту гигантскую работу проделал один человек.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

1) Обведи заглавие, которое наиболее точно отражает тему текста:

А) Толковый словарь В.И. Даля.

Б) Талантливый человек.

В) Языковед по призванию.

2) Обведи формулировку, в которой наиболее точно выражена главная мысль текста:

А) В.И. Даль очень любил свой родной русский язык.

Б) В.И. Даль стал языковедом по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в слово.

В) Всю свою жизнь, где бы он ни был, В.И. Даль собирал и записывал слова живого русского языка.

3) Определи тип текста о В.И. Дале. Обведи верный ответ:

1) описание 2) повествование

3) рассуждение 4) повествование с элементами описания.

Сроки выполнения практической части программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольный диктант за 1 четверть

Контрольный диктант за 2 четверть

Контрольный диктант за 3 четверть

Контрольный диктант за 4 четверть

Контрольная работа №1 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Контрольная работа №2 по теме «Имя существительное»

Контрольная работа №3 по теме «Имя прилагательное»

Контрольная работа №4 по теме «Глагол»

Словарный диктант №1

Словарный диктант №2

Словарный диктант №3

Словарный диктант №4

Тестовая работа по итогам года

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль,  агроном,  адрес, адресовать, алфавит,  арбуз. Багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь,  деревня, директор,  дорога,  до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться.  Календарь, капуста, карандаш, картина,  картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать. Лагерь,  ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа,  радостно, ракета, растение, ребята,  революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык,  январь.

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Дидактический материал. 4 класс. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, 2010 год.                        

Русский язык. 4 класс Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Москва.

«Просвещение», 2010 год в 2 частях.

Рабочие тетради 4 класс. № 1,2  Москва «Просвещение». 2010 год.

Тесты по русскому языку 4 класс в 2 частях  Е.М. Тихомирова Москва «Экзамен» 2011 год.

Тесты для промежуточной аттестации по русскому языку 4 класс Ростов - на - Дону           «Легион», 2011 год.

Комбинированные тесты 4-5 класс Ростов - на - Дону  «Легион»,  2011 год.

Книги для учителя: Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. 2011год.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД.  Моя программа, возможно, поможет вам....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"  4 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

рабочая программа по русскому языку 3 класс 2012-13 учебный год Школа России...