Формирование лексических умений у младших школьников на уроках родного языка
статья по русскому языку по теме

Дресвянникова Маргарита Олеговна

Краткие результаты исследования, целью которого выступила разработка и обоснование комплекса упражнений, способствующих эффективному формированию лексических умений у младших школьников в процессе обучения родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form_leks_umeniy.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

В рамках модернизации образования современная школа сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях перехода к новым образовательным стандартам возникает вопрос о том, какой должна стать цель начального общего образования. В федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается в качестве одного из результатов обучения сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека [3]. Иными словами школа должна способствовать формированию языковой личности ребёнка. Необходимо понимать, что такой подход к обучению родному языку обусловливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств.

Уровень сформированности коммуникативных компетенций младшего школьника напрямую зависит от качества овладения лексической стороной речевой деятельности. Лексические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется коммуникативный акт. Отсюда следует, что лексемы  составляют  один из основных компонентов содержания обучения родному языку, и на уроках в начальных классах им необходимо уделять особое внимание.

Часто в школе можно наблюдать такую картину: усвоенные учащимися на первых этапах обучения родному языку слова и активно используемые ими в устной речи, на последующих этапах забываются – словарный запас учащихся не растет, а замещается. Происходит языковая стагнация. Всё это выражается в том, что учащиеся употребляют однообразную лексику, и поэтому речь выглядит неестественной, лишенной лексической вариативности, должной гибкости, что не соответствует возрасту учащихся и принятым нормам общения [1].

Эту проблему можно и нужно решать. Потому было проведено исследование, направленное на формирование лексических умений у младших школьников на уроках родного языка.

Для того, чтобы преодолеть субъективизм исследователя  при выявлении уровня сформированности лексических умений у младших школьников, выявить достоверную информацию об условиях, в которых происходит формирование лексических умений на современном этапе обучения и достаточно точно ее регистрировать был проведён констатирующий эксперимент. В последствие он же помог определить лингвистические трудности, возникающие при обучении лексике в начальной школе.

На входном этапе опытно-экспериментальной деятельности учащимся было предложено выполнить работу, охватывающую различные аспекты лексики родного языка. Класс справился с данной лексической работой по-разному. Из 26 учеников только двое показали очень высокий уровень сформированности лексических умений, 4 человека – высокий, было выявлено 14 учащихся со средним уровнем и 6 - с низким. Показатель качества ниже среднего – не есть хороший результат для учащихся второго класса. По итогам констатирующего эксперимента было определено, что группа имеет сложности в усвоении языкового материала, лексические умения сформированы слабо.

На основании результатов констатирующего эксперимента и типичных лингвистических трудностей, выделяемых в методике, были определены и уточнены затруднения, испытываемые младшими школьниками при обучении лексике. Это широкая многозначность слова, обусловленность значения слова контекстом, широкая сочетаемость слов, большое количество заимствований.

Рассмотрим подробнее результаты констатирующего эксперимента. Выполнение первого же задания уже вызвало сложности.

1. Подчеркни зелёным цветом слова, говорящие какими должны быть люди, а красным – какими не должны.  

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.

С любым словом составь предложение.

Трудным для ребят оказалось отнесение к соответствующей категории слов «учтивый», «мстительный», «терпеливый», «милосердный», «гуманный», «чуткий». 18 человек из 26 (69%) затруднились с выбором или совершили ошибку в этих случаях. В то время как слова типа «добрый», «злой» не вызвали затруднений. Все 100 % учащихся правильно подчеркнули их. Составление предложений с одним из слов практически не вызвали сложностей. Выбор слов был предсказуемым: ребята используют в речи более знакомые слова («добрый», «честный», «злой»). Важно, что преобладали слова с положительной окраской, отрицательные же использовались в словосочетаниях, довольно распространённых в речи: «злая собака». Интересно обратить внимание на предложение «Чуткими шагами крадётся лето». Однозначно, значение этого слова в дальнейшей работе потребовало разъяснений.

2. Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши.

Добрый человек — …; честный поступок — ...; гуманное отношение — ...; тактичный ученик — ...; свирепый взгляд — ....

Слова для справок: равнодушный, злой, лживый, невежливый, добрый.

Имея слова для справок, подобрать антонимы для ребят не составило труда.  Позже, во время беседы, ребята поделились, что слово «гуманный» было для них незнакомым, но подобрать слово, противоположное по значению, было возможным, так как они шли «от обратного».

3. Найди два слова, противоположные по значению, подчеркни их.

Верность, жестокость, внимание, гостеприимность, насмешка, обидчивость, добродушие, правда, бессердечность,  любовь.

Когда же контур упражнения стал более размытым, и исчезли опоры, проблемы дали о себе знать. Появились следующие антонимичные пары: «верность - обидчивость», «внимание - насмешка», «любовь - жестокость». Причиной этого явления стало привлечение жизненного опыта детей и включение в работу парадигматических связей.

4. Найди лишнее слово.

Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, тактичный.

 Поиск лишнего слова также оказался делом непростым. Все варианты ответов были задействованы. Слова-лидеры: «Корректный», «Тактичный», и только на 2 месте - «Общительный». Свой ошибочный выбор учащиеся впоследствии объяснили следующим образом: «корректный» от слова «корректор» - можно исправить, «тактичный» от слова «такт» - музыкальный.

5.Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

На малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.

а) площадь  

б) вокзал  

в) собралась  

 г) густая

Определение слов в прямом и переносном значении трудностей не вызвало, лишь 2 человека (7,7%) допустили ошибку в этом задании.

6. Сравни значения слова «верный» в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: «надежный», «преданный», «точный», «правильный»?

Омонимы также не вызвали особых затруднений: 4 человека (15,4%) соотнесли слово «надёжный» с верным ответом.

7. С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова «жестокий» и «жесткий»?

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.

Совсем по-другому дело обстоит с паронимами и их сочетаемостью с именами существительными. Все учащиеся допустили ошибки в этом задании, 3 человека не справились с упражнением совсем.  

        8. Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.

Моя мама.

Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много... . И слышу, как ко мне прикасается .... ... рука матери. Я узнаю её руку . ... ... мама берет меня, прижимает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта … минута длилась бесконечно.

Слова для справок: тёплый, материнский, нежный, заботливый, разноцветный, прекрасный, ласковый.

        Подбор имён прилагательных  также выявил некоторые сложности: в 28% работ встретилась тавтология «материнская рука матери».  5 человек использовали одно и то же прилагательное неоднократно. Только 8 человек (31% учащихся) выполнили этот номер безошибочно.

9. Какое выражение не соответствует значению «много»?

а) куры не клюют

б) семь пятниц на неделе

в) тьма тьмущая

г) хоть пруд пруди

При выполнении задания, содержащего фразеологические единицы 18 человек из 26 (69%) не допустили ни одной ошибки. Самым распространённым ошибочным вариантом стал «куры не клюют» (15%).

10. Составь все возможные сочетания, используя слова: «идти», «часы», «дети»,  «строительство».

При составлении словосочетаний, ребята зачастую теряли слово «строительство», потому количество полученных сочетаний было равно 2. Лишь 7 человек (27%) справились с заданием безукоризненно.

11. Прочитай рассказ. Ответь на вопрос, что такое «милосердие»?

Что не увидишь в школьных коридорах?

Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут две одноклассницы и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!».

Стыд и позор таким одноклассникам! Милосердными надо быть!

Дать определение слову «милосердие» постарались 22 человека, все они без труда обозначили семы «сострадание», «готовность помочь», «доброе отношение», которые многие заменили на «жалость», но лишь 3 человека (11,5%) дополнили своё определение словами «просто так», «ничего взамен».

12. Какое из слов относится к общеупотребительной лексике (могут употреблять все, в любой ситуации)?

а) клевый

б) классный  

в) крутой  

г) отличный

Что же касается стилистического употребления лексики, тут голоса распределились практически поровну. По мнению большинства ребят, именно слово «классный» является общеупотребительным. На вопрос «Почему?» ребята ответили так: слышали от родителей, в мультфильмах, в книгах и журналах читали. Значит, употребляется всеми и в любой ситуации. Аргумент, не поспоришь.

        Итак, по итогам констатирующего эксперимента было выявлено, что группа имеет определённые сложности в усвоении языкового материала, лексические умения сформированы слабо, потому для более эффективного процесса обучения родному языку в дальшейшем учащиеся нуждаются в принятии срочных по формированию лексических умений. Такой мерой и выступил специально разработанный комплекс упражнений.

Выявление лингвистических трудностей определило необходимость их строгого учета для всех лексических единиц, включаемых в создаваемый комплекс лексических упражнений.

На основе данных работы был составлен перечень основных лексических умений, которые вызвали у группы максимальные трудности:

обнаруживать фразеологизмы, объяснять их значения, употреблять в речи;

выбирать слова в соответствии с коммуникативной целесообразностью;

определять многозначные и однозначные слова;

определять синонимы, подбирать к данному слову синонимы;

        В ходе дополнительно проведённой беседы с учителем и учениками было установлено, что класс на уроках родного языка класс никогда не работал со словарями (потому данное лексическое умение почти не сформировано), кроме того учащиеся имеют нечёткие представления об иностранных словах.

        Было учтено то, что работа с лексикой в рамках УМК класса происходит рассредоточенно, в течение всего учебного курса.

        По итогам констатирующего эксперимента было определено, что для более эффективного процесса обучения родному языку в дальнейшем, учащиеся нуждались в принятии срочных мер по формированию лексических умений. Такой мерой и выступил специально разработанный комплекс лексических упражнений.

Необходимо уточнить, что предложенный комплекс упражнений реализовывался на протяжении 10 учебных часов на занятиях родным языком в рамках ежеурочного десятиминутного блока «Сделаем нашу речь ярче!». Все блоки были направлены на выработку у учащихся системного взгляда на каждое лексическое или фразеологическое явление в отдельности, а также на совершенствование умений в точном, уместном и выразительном употреблении лексических единиц в устной и письменной речи школьников.

Система данных практических упражнений была построена в соответствии с тематическим принципом. Каждый блок предусматривал четыре основные линии:

1. Обогащение словаря 

2. Уточнение словаря  

3.Активизация словаря 

4. Исправление речевых ошибок

Учебная деятельность в этом возрасте у школьников становится ведущей, потому владение учащимися достаточно обобщенными понятиями позволило способствовать формированию упорядоченной системы лексических умений.

БЛОК 1. Умение определять лексическое значение.

БЛОК 2. Синонимы.

БЛОК 3. Антонимы.

БЛОК 4. Однозначные и многозначные слова - омонимы.

БЛОК 5. Паронимы.

БЛОК 6. Прямое и переносное значение

БЛОК 7. Изобразительно-выразительные средства языка (мет-эп-сравн)

БЛОК 8. Фразеологизмы и устойчивые сочетания

В качестве закрепления и обобщения были реализованы:

БЛОК 9. Стили (письма)

БЛОК10. Работа с различными лингвистическими словарями

Важно, что при формировании у младших школьников лексических умений было важно использовать материалы, интересные в содержательном плане, обеспечить каждому ученику осознания смысла и целей предлагаемых заданий и упражнений, обеспечить знание способа выполнения упражнений и создать обстановку, располагающую к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Кроме того, организация ознакомления детей с речевыми средствами общения и тренировка учащихся в употреблении лексического материала проходила в таких ситуациях, которые были связаны с их интересами и создавали мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.

Ещё один важный момент – проблема активного и пассивного владения языком. Потому работа по формированию лексических умений включала в себя две части и строилась на разных  процессах:

а) активная сторона - на процессах самостоятельного выбора языковых средств, хранящихся в долговременной памяти, и построения необходимых для высказывания словоформ, словосочетаний и фраз;

б) пассивное же владение - на процессах восприятия уже оформленной чужой речи, её анализа, узнавания в ней знакомых элементов и понимания на этой основе смысла чужой речи (в том числе с помощью догадки) .

Оценка деятельности  включала в себя четыре компонента:

1) доброжелательное отношение к ученику как к личности

2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи

3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок

4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Рассмотрим подробнее одно из таких занятий. Тема «Синонимы».

1. Обогащение словаря 

Подбор синонимов к данному слову. Даются, например, слова: смешной работать метель. Дети подбирают: смешной—забавный, потешный, веселый; работать — трудиться; метель — вьюга, буран, пурга.

Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степей и какого-л ибо признака (градация синонимов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический, крохотный, маленький; большой, огромный, гигантский.

2. Уточнение словаря  

Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические букашки. В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы.

3.Активизация словаря  

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. --- отгад, как ещё?

Замена синонима в предложении. Даны примеры: Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Приведем еще примеры: Пограничники стреляют метко (бьют без промаха). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (шлепнулся, растянулся).

4. Исправление речевых ошибок Выбор одного из двух-трех данных слов. Например: Разведчики (смотрели) за противоположным берегом реки. В данном случае дети подбирают слово наблюдали и обосновывают свое решение.

        По итогам формирующего эксперимента в классе была вновь проведена лексическая работа, подобная первоначальной. По результатам тщательного анализа была выявлена положительная динамика группы. Было выявлено 5 человек с очень высоким уровнем сформированности лексических умений, 11 человек - с высоким, 9 – со средним. К сожалению, 1 человек остался со слабыми показателями, но даже у этого ребёнка было замечено развитие лексических умений. Немало важно отметить, что улучшение качественных показателей произошло достаточно равномерно, коснулось всех заявленных выше лексических умений. Интересно, что выполняли эти задания с большим удовольствием, так как стремились продемонстрировать свои умения. Помимо всего прочего, на выполнение этой работы потребовалось в 1,5 раза меньше времени, чем на решение первоначальных заданий. Это свидетельствует о совершенствовании лексических умений учащихся.

Таким образом, чтобы достичь усвоения учащимися лексических умений, нужна продуманная, систематическая работа, учитывающая возрастную категорию учащихся. Использование специально разработанного комплекса лексических упражнений является важным фактором успешности  формирования лексических умений у младших школьников в процессе обучения родному языку. Кроме того, он позволяет сделать процесс обучения родному языку более интересным для учащихся, привить любовь к родному языку.

Список литературы

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.-248 с.

Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.-458 с.

Сайт института стратегических исследований в образовании Российской академии образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1998.-436 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

Курсовая работа: «Пути формирования лексических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка».

Как показывает практика, работа над лексическим материалом часто носит схематичный, бессистемный характер. Особые трудности представляют для учащихся словосочетаемость, включение слова в минимальное в...

Использование ИКТ для формирования УУД и развития учебных умений у младших школьников на уроках английского языка

Данная презентация была подготовлена для выступления на науно-практической конференции учителей "Инновационная деятельность учителя-основа развития современной школы"...

Формирование читательских умений у младших школьников на уроках чтения.

     Читательские умения - это специфические умения, которые направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Они необходимы д...

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...