Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования. "Пожары в лесу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

 

Урок развития речи

Автор: Зюзина Наталья Олеговна.

Класс: 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по развитию речи учащихся в начальных классах на уроках русского языка

Н.О. Зюзина,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 132» города Омска

        

        Организация работы по развитию речи представлена на примере разработки урока русского языка (развития речи) в 4 классе по теме: «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования».

        Организационная форма: урок развития речи.

        Класс: 4.

Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.

Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

        1. Актуализация знаний по теме «Пожар»:

- Что такое пожар?

- Какие виды пожаров вы знаете?

- Каковы причины пожаров?

- Чем опасны пожары?

        2. Знакомство с содержанием текста:

        Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.

Текст изложения.

                                                  Пожары в лесу.

        Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

        Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.

        Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес. [2]

        3. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:

        Беседа с учащимися.

-Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки)

- Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.)

-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)

- Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!»)

-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).

-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю.  Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)

        4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.

- К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)

- На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).

- На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.

- Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)

- Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.

- На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части)

- К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).

- О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть  - «Начало пожара».)

- О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть  - «Гибель растений и животных.».)

- К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище»)

- Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)

- К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)

- Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)

        На доске в процессе работы появляется следующий план:

1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)

2. Основная часть: (доказательства, аргументы)

а.) Начался пожар.

б.) Гибель растений и животных.

в.) Жуткое зрелище!

г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.

3. Заключение. Берегите лес! (вывод)

        5. Языковой анализ текста.

- Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.

- Прочитайте первое предложение. О чем узнали из этого предложения? На что указывает слово «лесные», в словосочетании «лесные пожары»? (Из предложения мы узнали о причине возникновения пожаров. Слово «лесные» указывает на то, что пожары возникают в лесу.)

- С какой целью дано второе предложение в этом же абзаце? (Оно поясняет, уточняет, объясняет первое предложение: что значит «небрежное обращение с огнём».)

- Замените слово «небрежный» синонимами (пользуемся словарем синонимов). (Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.) Слова записаны на доске. Какие синонимы к слову «небрежный» относятся к словосочетанию «небрежное отношение»? (наплевательский, халатный, несерьезный) Как эти синонимы поясняют, дополняют, объясняют то, о чем говорится в первом абзаце? (Люди часто не задумываются о последствиях своих действий и поступков.)

- Прочитайте второй абзац. Какие метафоры использует автор? Для чего автор использует метафоры? (Ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет. Автор использует метафоры для того, чтобы мы могли ярче, нагляднее представить лесной пожар.)

- Что значит «набежал»? (Набежал – появился внезапно, неожиданно, когда этого никто не ожидал.) Это еще раз подтверждает то, что пожар возникает не по умыслу или желанию человека, а в силу сложившихся обстоятельств, например, когда «набежал ветер», но вина человека очевидна, ведь он оставил источник пожара, например, окурок.

- Какое слово в тексте говорит о силе лесного пожара? Как вы понимаете значение этого слова? («пламя бушует»; бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими  силами)

- Как вы понимаете слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)

- Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?

- Прочитайте восклицательные предложения. Для чего использует автор данные предложения в рассказе? (Автор с помощью восклицательных предложений передают своё отношение к происходящему. Автор не равнодушен, его волнует происходящее в лесу во время пожара. Его волнует также то, как выглядит лес после пожара.)

- Какие слова показывают бедственное положение животных во время лесного пожара? (мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна) Какие чувства передает автор в этих словах? (страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость)

- Какие слова показывают то, что происходит с деревьями в лесу? («выгоревшие участки леса», «тоскливое зрелище»)

- Автор противопоставляет в конце рассказа выгоревшие участки леса живому лесу. Как вы понимаете выражение «живой лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)

        6. Определение способов и средств связи предложений в тексте.

- Какой тип связи предложений используется в данном тексте? (Автор использует смешанный тип связи. 1-ый абзац – параллельная связь, но предложения связаны между собой по смыслу. 2-ой абзац - цепная связь: используются синонимы и местоимения: пламя, огонек, пожар, он; однородные члены предложения, которые передают последовательность развития событий. 3-ий абзац – цепная связь: используются синонимы и местоимения: лесные жители - белки и зайцы, мать – она.

- Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).

        7. Наблюдение за временным планом текста:

- Соблюдается ли в тексте единый временной план? (В первой части используются глаголы настоящего времени; во второй части – прошедшего; в третьей части – будущего и настоящего).

- Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время в тезисе и прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.

        8. Анализ орфографии и пунктуации текста.

- Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

        Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.

Л.знул             меч.тся              хищ.ный

Л.сёнок           горящ.ю            лист.ями

Н.б.жал           защ.щ.ет             занялис.

Л.сные            уч.стки               дерев.я

В.зн.кают       ж.вой                  скол.ко

Бл.жайш.й                                 сил.ный

Ог.нёк

- По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? (В первом столбике – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с безударной гласной в приставке, во втором – слова с гласной после шипящей, в третьем – слова, в которых пишется или не пишется мягкий знак). Объясните написание данных слов.

- В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)

- Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово для его проверки. (учасТки – участок)

- Назовите слово с соединительной гласной. Объясните написание слова. (прошлОгодний – соединительная гласная О.)

- В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с». (бессильный – бес-силь-н-ый; первая согласная является часть приставки, вторая – частью корня «силь» от слова «сила».)

- Прочитайте предложения с однородными членами. (Дети читают предложения второго абзаца.) Что передают однородные сказуемые в предложении? (Однородные сказуемые передают, каким образом происходит распространение пожара в лесу.) Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи. (Однородные члены предложения в письменной речи  обозначаются запятыми.)

        9. Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.

        10. Подведение итогов урока.

- Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?

        Чтение нескольких изложений вслух, при необходимости даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.

- Объясните, почему лес – наше богатство. Какие бы еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.

Библиографический список

Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Страхова Л.Л. Изложения для младших школьников. – СПб: «Литера», 2006. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»...

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР (2 класс, АООП 5.1) Обучающее изложение «Зима в лесу»

Конспект подгруппового логопедического занятия (с дидактическим материалом), посвященный обучению написания изложения. Предназначен для  младших школьников с ТНР....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Изложение текста-рассуждения

Материалы для дистанционной работы над изложением....

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение с элементами сочинения" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений написания изложения с элементами сочинения.Задачи урокиДидактические:1. Закрепить основные правила написания изложения с элементами ...

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )...