Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов. Учиться подбирать вопросы к словам-признакам, находить слова в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yaropolova_s.v.urok_russkogo_yazyka.zip761.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

     ФИО                           Ярополова Светлана Вадимовна

Место работы         МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»  г. Кемерово

Должность              учитель

Предмет                   начальные классы

Класс                         2

Тема и номер урока в теме: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (1 урок)

Базовый учебник:  Русский язык, 2 класс, автор: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина,  изд. 3-е перераб.- М.: Баласс, 2011г. (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель  урока:  познакомить учащихся с новой частью речи  и ее ролью в русском языке.

9. Задачи:

- обучающие

               создать условия для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование: формировать умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи, совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

-развивающие

     развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.

-воспитательные

воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.

Тип урока   урок изучения нового материала

Формы работы учащихся   индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование  мультимедийная система

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент.

-

Приветствует учащихся; организует и настраивает на работу.

Проверяют готовность к уроку

2 мин

2

Минутка чистописания

Предлагает учащимся отгадав загадку, определить какую букву будем прописывать на чистописании.

Угадав загадку, скажите, какую букву мы будем прописывать

Скачет-скачет заинька

Серенький да маленький:

Прыг-скок! Прыг-скок!

Через ямку на пенек.

Ушками он слушает,

Зубками он кушает.

Чтобы не попасть к лисе,

Стал зайчишка буквой... (З)

- Из каких элементов состоит заглавная буква З?

- Запишите эти буквы, обращая внимание на очередность написания этих букв.

З З  З  З

- Пропишите заглавную букву З, соблюдая последовательность написания по образцу.

Прочитайте предложения, определите опасные места в словах.

Зажглась зеленая звезда.

- Назовите слово обозначающее предмет. (звезда)

- На какой вопрос отвечает слово «звезда»? (что?)

- Почему именно такой вопрос? (неодушевленный предмет)

- На какие группы делятся все слова предметы?

(одушевленные и   неодушевленные)

- На какие вопросы они отвечают? (кто?, что?)








Прослушав загадку, дети называют букву. Анализируют её и называют из каких элементов она состоит.





- Это заглавная буква З.

- Заглавная буква З состоит из двух полуовалов.





Дети прописывают буквы по образцу в тетрадях по чистописанию.

Дети читают предложения, объясняя орфограммы слов.



Зажглась зеленая звезда.

- Слово, обозначающее  предмет это «звезда».

- Слово «звезда» отвечает на вопрос  что?, потому что это неодушевленный предмет.


- Слова, обозначающие предмет делятся на одушевленные и неодушевленные предметы.

- Одушевленные отвечают  на вопрос – кто?, а неодушевленные – на вопрос что7

8 мин

Словарная работа

Называет слова, которые необходимо записать в два столбика.

- Запишите слова  в два столбика

Кто?                          Что?

Артист, морковь, огурец, ребята, мальчик, капуста, девочка.



- Назовите каждую группу предметов общим словом. (люди, овощи)


- В какие группы можно объединять слова-предметы по названиям?

Один ученик у доски объясняет написание словарных слов и  остальные в тетрадях записывают слова в два столбика:

1 - отвечающие на вопрос кто?

2 – отвечающие на вопрос что?

Кто?            Что?

артист          морковь

ребята        огурец

мальчик          капуста

          девочка  

- Первая группа – это люди, вторая группа – это овощи.

- Слова, обозначающие предметы, можно разделить на группы по названиям: транспорт, животные, фрукты и т.д.

5 мин    

Определение основного  вопроса урока

ЭОР № 1

Роль слов-признаков в тексте

Ставит проблему перед детьми, как отгадать загадки, если текс неполный.

- Отгадайте загадки.

1. Землекоп

Копает рукой –

Строит города

2. Стоит в поле кудряшка –

Рубашка,

Сердечко,

Что это такое?

3. Зверь,

А нравлюсь ребятам…

- Почему мы не можем правильно назвать отгадку? (непонятно о чем)

- А теперь попробуйте.

1. Землекоп слепой

Копает рукой –

Строит толстенные

Города подземные. (крот)


2. Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)


3. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам… (верблюд)


- По каким признакам вы догадались?

- Какие слова нам помогли отгадать загадки?


- Что обозначают эти слова? (признаки)

- На какие вопросы отвечают слова признаки?

Отгадывание загадок и осмысление, почему на одну загадку может быть несколько отгадок.

Дети делают вывод, что загадки должны быть  дополнены, чтобы правильно их разгадать.







- Непонятно о чем загадки. Подходит несколько вариантов ответов.





- Это крот.





- Ромашка.



- Верблюд.


- Слепой, толстенные, подземные, белое, золотое, горбатый. Эти слова обозначают признак предмета. С этими словами загадка становится понятнее.


- Слова признаки отвечают на вопросы:  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

5 мин

№ 2

Физминутка

Установление связи слов-названий и слов-признаков

ЭОР № 3

Какие предметы

Предлагает детям прочитать слова-признаки из первого ларца, задать к ним вопросы и подобрать слово-предмет из второго ларца. Формирует  умения ставить вопросы к словам-признакам

- Внимательно прочитайте слова-признаки из первого ларца.

- Задайте к ним вопросы.

- Подберите слова-предметы из второго столбика.

- С какими словами связаны слова-признаки?

Подбирают к словам-признакам слова-предметы и объясняют почему выбрали именно этот предмет.




- Сочный, спелый, сахарный.


- Какой?


- Арбуз.


- Слова-признаки в речи употребляются со словами-предметами.

4 мин


Самостоятельное применение нового знания

Ставит перед учащимися цель при самостоятельном выполнении упражнения 63.

- Откройте учебник на стр. 51, выполните упражнение 63 (устно)



- Для чего нужны слова-признаки?

Самостоятельно  подставляют вопросы к словам-признакам.

Делают вывод, что без прилагательных наша речь непонятна, невыразительна.



- Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, «украшают» нашу речь, помогают лучше представить картину, нарисованную словами

5 мин

Применение новых знаний

ЭОР № 4

Верни признаки в текст

Развивает умения использовать слова-признаки в тексте.

- Прочитайте текст. Чего не хватает в этом тексте?

- Вставьте слова-признаки, спишите текст.

Под руководством учителя, дети вставляют в текст слова-признаки и списывают текст.


-Текс непонятен, так как не хватает слов-признаков.

10 мин

Рефлексия. Итог урока

Выясняет усвоение новых знаний и умений, открытых на уроке, используя тест из рабочей тетради по теме № 5, задания № 1 и 2.

№1. Слова-признаки отвечают на вопрос:

- что?

- где?

- когда?

- какой?

№ 2. Это слово – название признака:

- лиса

- добряк

- добрый

- родина


Выполняют тест из рабочей тетради.  Формулируют вывод по теме  урока.



Ответы:

№ 1 – какой?


№ 2 – добрый




Вывод урока:

- Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, «украшают» нашу речь, помогают лучше представить картину, нарисованную словами

- Слова-признаки в речи употребляются со словами-предметами.

4 мин

Домашнее задание

Придумать 2 загадки, используя слова-признаки, чтобы одноклассники смогли отгадать.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Роль признаков в тексте

информационный

Интерактивный плакат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86219b07-940a-4d8b-8dd2-d062948e42df/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BTQ_077%5D.html

2

Физминутка

Мультимедийная презентация

Физминутка

3

Какие предметы

практический

Интерактивный плакат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6940736b-9daa-41be-8870-4c0a37a4c816/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BIG_079%5D.swf 

4

Верни признаки в текст

практический

Интерактивный плакат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ebe02642-5c81-4c22-b22c-9817aeaa3968/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BQS_080%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...