Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему:
    Урок русского языка в 1 классе по теме: Алфавит

    Татьяна Владимировна Кочнева

    Разнообразные формы работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_urok_1_klass_russkiy_yazyk.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Алфавит

    Цели: Повторить изученное о буквах русского языка;

    Помочь первоклассникам: а) осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его;

                                                  б) приобрести опыт обращения к словарям для решения языковых задач;

    Совершенствовать культуру устной речи.

    Воспитывать интерес к уроку через ситуацию успеха.

    Ход урока

    1.Оргмомент.

    -Какое настроение у улитки?

    - Как догадались?

    -Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи - ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

    -Сформулируйте цели урока.

    2. Введение в тему урока

    - На предыдущих уроках вы и ваши друзья Антон и Том, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон.( [ лук] ).

    -Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе?

    - Можно ли такую вывеску поместить во дворе? Все ли прохожие поймут, что в ней написано? Годятся ли значки звуков для письменной речи?

    - Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью звуков.

    Стр. 59. упр. 90.

    - Свою помощь Антону предложил мальчик – иностранец и сделал запись на вывеске буквами. « L U K»

    -Можно ли такую вывеску  поместить  во дворе? Почему?

    Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.

    - Возьмите в руки карандаш и знаками + или – оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как ее написали?

    - Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь?

    - Прочитайте новый заголовок учебника. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше.

    3. Повторение изученного о буквах русского языка

    - Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

    - Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы- буквы других языков.  

    Упр. 91.

    Сколько букв вы зачеркнули? (6)

    -Давайте хором назовем буквы, которые у вас остались.

    -Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их……. Сколько? (33)

    Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой буквы?

    Пишем в тетради красиво, аккуратно. Теперь читайте по порядку все буквы русского алфавита и ищите потерявшиеся.

    (Вписываются буквы : а г е з й о п сф ш ы)

    Почти все буквы русского алфавита обозначают какие-то звуки.

    Почему я говорю почти все буквы? Какие две буквы сами никаких звуков не могут обозначать?

    - А какие звуки обозначаются другими буквами?


    4. «Открытие» понятий алфавит, азбука

    - Мы многое повторили о буквах русского языка. Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в двух языках- греческом и старом русском.

    (на доске запись: а-альфа              а-аз

                                  В- вита               б-буки

    - Из названий этих букв составлено  два важных слова. Кто-нибудь догадался, что это за слова? (алфавит и азбука)

    - Вернитесь к обратной стороне обложки. Какой заголовок вы видите? Прочитаем его все вместе.

    - Как вы понимаете, что такое алфавит?

    - Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точно значение слова алфавит, хором прочитаем сведения в рамке на стр. 61

    Физминутка

    5. Обсуждение практической значимости знания алфавита.

    - Хорошо мы с вами выяснили, что такое алфавит. Для чего же он нужен?

    - Заполним « Корзину идей» (устные ответы детей)

    - «Созвездие» (выбор и запись  основного)

    - Мы сегодня составили еще и слово азбука. Антон, услышав слово азбука, вспомнил учебник, по которому мы недавно учились читать, и задал вопрос. Прочитайте его на стр. 61, внизу.

    - Чтобы ответить Антону, нам надо обратиться к толковому словарю. Толковый он потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, которые нам порой непонятны.

    Слова, которые нас интересуют, мы найдем и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте стр. 135.

    (Работа в группах) –найдите слова азбука и алфавит. Прочитайте, что они обозначают. Есть ли у них одинаковое значение? Какое?

    - Чем отличаются слова?

    -На этой же странице объясняется слово словарь: это перечень слов в определенном порядке. Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.

    - Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. ( С  Т)

     -Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом- на букву Т?

    - Давайте обратимся к алфавиту? Ничего интересного не заметили? Как расположены буквы С Т?

    -Как же расположены слова в словаре? (по алфавиту)

    - Проверим. Назовите две первые  выделенные буквы. В алфавите они идут в таком порядке?

    - Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д?

    -Почему же мы не видим в словаре этих букв выделенными голубым цветом?

    - Вы догадались правильно: слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту?

    - Чтобы мы быстрее находили нужные слова. Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях, справочниках. Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита?

    6. Тренировка в расположении слов по алфавиту. Орфографическая работа.

    (работа в группах)

    Слова: арбуз, чудак, лыжи, коза.

    -Отметьте орфограммы, расположите слова в алфавитном порядке.  Наверху ставьте цифру.

    -Запишите 2 слова.

    7. Подведение итогов урока.

    Дополнить «Созвездие»

    -Кому трудно было работать на уроке положите кружок на парту, кто не смог ответить на все вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руки, а кому легко было ответить на все вопросы, поднимите руку высоко вверх.