Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме:
    Урок во 2 классе на тему Слова с непроизносимыми согласными

    Ахметова Расуля Радулевна

    Урок по теме Слова с непроизносимыми согласными для 2 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_vo_2_kl._po_teme_slova_s_neproiznosimymi_soglasnymi.doc137.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка  во 2 классе.

      Тема: Слова с непроизносимыми согласными

    Цель:1)  углубление знаний о непроизносимых согласных в слове и предупреждение ошибок в написании таких слов;

                2) развитие связной речи;

                3) воспитывание у детей наблюдательности,  любви к природе.

    Оборудование: словарные слова, сигнальные карточки с буквами, карточки со словами, таблицы для самооценки, тест, орфографический словарь.

                                        Ход урока.

            I.Оргмомент.

    II.Чистописание.       

     -  Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

                   Проверка правильного положения тела и тетради при письме.      

    -Спишите

    Бп вф гк дт жш зс     сс  нн пп    д л т в  

    -Подчеркнуть правильно и красиво написанные буквы или сочетание букв.

    III. Словарная работа.

          1.   -  Я загадаю слова, а вы отгадайте  и назовите мне ту орфограмму которую нужно  

               проверить или запомнить.    

                   Объясняют написание и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму (зелёным

                   цветом или подчёркивая).

                   

    Я и горький, я и сладкий,

    К солнцу я тянусь из грядки,

    Малышам полезный друг,

    А зовусь я просто - … (ЛУК)     (Лук, орфограмма «к», проверим лука.)

    Где доска и парты есть,

    Чтоб всем детям сразу сесть?

    Это в школе есть у нас,

    Это наш просторный … (КЛАСС)    (Класс, орфограмма удвоенная «с»,

                                                                     запоминаем.)

    Многим вам она знакома,

    В ней купаться можно дома.

    Что же это за предмет?

    Догадались или нет?    (ВАННА)    (Ванна, орфограмма удвоенная «н»,

                                                                    запоминаем.)

    А потом позвонили мартышки:

    Пришлите, пожалуйста … (КНИЖКИ)    (Книжки, орфограмма «ж», проверим

                                                                              книжечка.)

    И пришёл к Айболиту барбос:

    «Меня курица клюнула в … (НОС)     (Нос, орфограмма «с», проверим носик.)

    Простудился я вчера,

    Голова болит с утра,

    Я закашлялся, охрип.

    У меня наверно … (ГРИПП)     (Грипп, орфограмма  удвоенная согласная «п»,

                                                            запоминаем.)                                                                                                                                        2.Беседа.

    -  Чем похожи эти орфограммы?    (Орфограммы – согласные.)

    -  На какие группы их можно разделить?   (На парные и удвоенные.)

    -  Какие слова отнесём к первой группе?   (Лук, книжки, нос.)

    -  Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов?   (При  произношении он оглушается.)

    -  Какие слова отнесём ко второй группе?   (Класс, ванна, грипп.)  

    -  Что происходит с парными согласными при произношении?   (Он сливаются в один звук.)

    IV.  Постановка учебной проблемы.

         

    - Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника.  

      Выбрать из желающих.

    - Все продолжайте работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на

      обратной стороне доски.  

    Удивилась  очень Катя

    Посмотрев в оконце –

    Почему-то на закате стало красным … (СОЛНЦЕ)

    Когда я сосульку ел,

    Было очень вкусно.

    А когда я заболел,

    Стало очень … (ГРУСТНО)

    Мишка был большой проказник.

    У него сегодня … (ПРАЗДНИК)

    -  Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

    -  Какое было задание?   (Записать слова под диктовку.)

    -  Проверим.  

    Доска открывается.

     -  Смотрим, сравниваем.

     Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.

    -  А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

    -  Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

    Подводящая беседа к формулированию правила.

    -На какую орфограмму слова: солнце, грустно, праздник? (Непроизносимая согласная  в словах.)

    -  А как можно проверить?  (Подобрать однокоренное слово.)

    -  А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет.)

    -  А какое?  (То, в котором непроизносимая согласная произносится.)

    Вывешивается правило.

    * Произнеси слово.

    * Проверь, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.

    * Для этого подбери однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко и ясно.

    * Напиши слово.

    * Проверь написание. Обозначь орфограмму.

    V.Работа по теме. Закрепление.

    1. Работа на доске (записаны слова):

    грус…ный

    извес…ный

    мес…ный

    наез…ник

    радос…ный

    ярос…ный

    чес…ный

    Учащиеся выходят к доске, вставляют согласный, подбирают проверочное слово и пишут  рядом со словом.

    2.Работа с сигнальной карточкой..

    - Показать нужную букву

    крес…ный             интерес…ный

    трос…ник               прелес…ный

    со...нце                    грус…ный

    праз…ник                прекрас…ный

    Физминутка.

    1. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

    Работа по учебнику, письмо по памяти.  Упражнение 13, с.93

    Вопрос: можно ли проверить слово ЛЕСТНИЦА?

    Работа по словарю.

    1. Групповая работа

    Задание. Вместо выделенных слов поставить одходящие по смыслу слова

     ( см.ниже)

    Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

           ненастные

    поздней

    яростный

    радостное

    чудесная

    В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

    красные

    безобразной

    прекрасное

    звездное

    Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

    Небесный      

    здравствуй

    напрасно

    солнце

    вестники

     

    5.Тест


    1. В каком слове на месте пропуска надо писать непроизносимый согласный?

    1) че...ствовать героя
    2) уча...ствующий в конкурсе
    3) ше...ство над малышами
    4) путеше...ствовать по стране

    2. В каком слове нет орфографической ошибки?

    1) празник
    2) окресности
    3) счасливый
    4) наездник

    3. В каком слове на месте пропуска нет непроизносимого согласного?

    1) трос...никовые заросли
    2) звёз...ный дождь
    3) бабочка-капус...ница
    4) красивый по...черк

    4. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву?

    1) э...скалатор
    2) э...скаватор
    3) крупнома...штабная карта
    4) сума...шедший

    5. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?

    1) вес...ники разлуки
    2) длинные рес...ницы
    3) облас...ные соревнования
    4) совес...ливый человек

    6. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву?

    1) здра...ствуйте
    2) ужас...нуться
    3) шотлан...ская песня
    4) хлес...нуть лошадей

    VI. Рефлексия деятельности.

    (Рефлексия – приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом  себе, овладеть самим собой, как предметом …, способность не просто познать, а знать что знаешь.)

    Проводится с опорой на таблицы.                Самооценка

    -  Выбери ответ и обоснуй.

    Что узнали на уроке?

       нужного …

       интересного …

       полезного …

    Сегодня на уроке

    научился …

    понял …

    было интересно …

    было трудно …             

    Своей работой я:

    доволен, так как …

    не совсем доволен из-за того что…

    не доволен, потому что …

    У меня сегодня получилось …

    Я и не подозревал …

    Мне ещё нужно поработать над …

    Тема:

    Слова с непроизносимыми согласными.

    Урок русского языка  во 2 классе.

    Провела учитель начальных классов

    Ахметова Р.Р.

            2010г.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова".

    Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и...

    Дневник Доктора Айболита "Здоровые зубы здоровью любы"

    Конспект  открытого внеклассного мероприятия с презентацией....

    Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "В гости к зиме".

    Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "В гости к зиме". Вид урока: интегрированный (окружающий мир+чтение) На этом ...

    сценарий праздника "День учителя"

    Сценарий праздника "День учителя"для учащихся 1-11 классов...

    Развитие системы поддержки талантливых детей

     Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполн...

    Календарно-тематическое планирование по английскому языку 2 класс по учебнику Вербицкой

    Календарно-тематическое планирование по английскому языку 2 класс по учебнику Вербицкой...

    развитие младшего школьника в группе продленного дня

    Обобщение опыта работы в группе продлённого дня.  Презентация защиты....

    Интегрированный урок окружающий мир, информатика "Художники XIX века. Возможности графического редактора Paint» 4 класс

    В  работе представлен интегрированный  урок   по окружающему миру и информатике в 4 классе по ознако...

    Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 121-136

    Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс. Уроки 121-136....