Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему:
    Урок русского языка

    :               Повторение.   Имя  существительное. 

                                          Исследование  слова    дождь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  повторения.  

             Исследование  слова  дождь.

          Учителя  начальных  классов  средней  школы  №4

           Варфоломеевой  Е.Л.

                 

      Тема:   Повторение.   Имя  существительное.  

                                          Исследование  слова    дождь.

    Цели  урока:   

            Образовательная:  учить  рассуждать и  доказывать;  формировать  орфографи-ческие   умения  и  навыки;  повторить  изученный  материал;

            Развивающая:  развитие  системного  мышления,   творческого    воображения;  расширение  и  обогащение  словарного  запаса  младших  школьников;

            Воспитательная: воспитание  положительной  мотивации  к  учению, интереса  к   предмету;  формирование   системы   ценностей,  в   соответствии   с   которыми  учащиеся  учатся   сопереживать,  помогать   друг  другу,  работать   в   коллективе.

    Оборудование: таблички с названиями  разделов  русского  языка;  словари, репро-дукции  картин,   карточки,  памятки.

    Ход  урока.

         -  Продолжим  наши  исследования  объектов  русского  языка.

         -  Кто  хочет  быть  исследователем?

         -  Тема  нашего  исследования – слово.  Оно  спрятано  в  отгадке.

    Слушайте  внимательно  загадки:

       Меня  ждут -                                               Посмотри  в  окошко:

       Не  дождутся,                                              Идёт  тоненький

       А  как  увидят -                                           Антошка.

       Разбегутся.                     Дождь

      - Посмотрим  на  это  слово  с  разных  сторон  науки  о  русском  языке.

     Объясните  своими  словами,  что  значит  слово  дождь,  и  в  ходе  урока  мы срав-ним  ваши  высказывания  с  высказываниями  учёных.

    Познавательный  этап.

    1. -  Что  изучает  ЛЕКСИКА?

    (значение  слова,  многозначность,  омонимы,  синонимы,  антонимы,  паронимы)

        -  Что  же   обозначает  слово  ДОЖДЬ?

    Обратимся  к словарям. У  вас  на  столах  есть  маленькие  словарики. Это малень-кие  помощники  большого  толкового  словаря  Даля.

        -  Нашли  слово  ДОЖДЬ?  (страница  36)

    (  1.  Капли  или  струи  воды  из  облаков,  атмосферные  осадки.

    1. Множество,  большое  количество  чего-то,  исходящего  откуда-нибудь.)

    -  Значит  слово  ДОЖДЬ  имеет  два  значения.  Дождь – капли  или  струи  воды,

        или  большое  количество  чего-то  падающего  откуда – нибудь,  например:

    новогодний  дождь.

    -  Обычно,  раскрывая  понятие,  мы  рассматриваем  предметную  картинку.

    (рассматривание  картин;  это  любые  картинки  с  изображением  дождя).

    -  Можно  ли  изобразить  дождь  с  помощью  художественных  средств?  (Да).

    Вот  сейчас  и  будем  изображать  в  ваших  тетрадях.

    Минутка  чистописания.


                      Д               д


     - Лексика  рассматривает  и  наличие  синонимов.

     - Имеет  ли  наше  слово  синонимы?  Какие?  (снег,  град,  ливень)

    Снег – кристаллики  воды.  (страница  133)

    Град – льдинки  воды.

    Ливень – сильный  дождь.

     - Запишем  что  такое  град,  снег,  ливень  в  тетради.

    2. -  Что  изучает  ОРФОГРАФИЯ?  

         - Произнесём  слово  дождь.

           Послушаем  себя  и  определим  в  слове орфограммы.

           Ставим  ударение.

           Найдём  слово  в  словаре.  Прочитаем  его  несколько  раз,  чтобы  запомнить  написание.  Громко,  чтобы  слышали  все;  для  себя,  шёпотом;  «в  уме»,  закрыв  глазки   и  представляя  себе   образ   слова   на  любом   материале   (на  доске,  на  песке,  на  асфальте).

        Запишем.  Проверьте,  верно  ли  записали.

    3. -  Что  изучает  фонетика?  (звуки)

     - Произнесём  слово  ДОЖДЬ.  

    ДОЖДЬ – 1слог

    Д   д   -  согласный,  твёрдый  парный  ( д ),  звонкий  парный  (  т  ),  буква  «дэ»

    О   о   -  гласный,  ударный,  буква  «о»

    Ж  ш  -  согласный,  твёрдый  непарный,  глухой  парный  (  ж  ),  буква   «жэ»

    Д   т   -  согласный,  мягкий  парный  (  т  ), глухой  парный  (  д  ),  буква  «дэ»

    Ь        -  звука  не  имеет,  обозначает  мягкость  согласного

    5  букв,  4  звука

      - Значит  мы  произносим:  ДОШТ  ,  а  пишем  ДОЖДЬ.

    4.   –   А  что  такое  словообразование?   (состав   слова).

       - Какие  части  слова  вы  знаете?  (окончание,  корень,  приставка,  суффикс, основа).

      - Сначала  нам  что  нужно  найти?  (окончание)

      -  Как?  (изменяем  слово  по  числам  и  падежам)

    Словообразование  рассматривает  группу  родственных  слов.  Подберём  родственные  слова.

    ДОЖДЬ -   (нет)  дождя,  (доволен)  дождём,  (думаю  о)  дожде

    ДОЖДЬ –    дождик,         дождище,        дождливый

                       

                        лёгкий             сильный           пасмурный

                        дождь              дождь                 день

    1.  – Что  рассматривает  синтаксис?

    (как  это  слово  взаимодействует  с  другими  словами)

    -  Перед  вами  стихотворение  Михаила  Исаковского.

     (на  доске  напечатано  стихотворение)

    Осторожно  дождик  из  калитки  вышел,

    Постучал  в  окошко,  пробежал  по  крыше,

    Поиграл  немного  ветками  черёмух,

    Пожурил  за  что – то  воробьёв  знакомых,

    И,  расправив  бодро  молодые  крылья,

    Полетел  куда – то  вперегонку  с  пылью

    -  Выписать  словосочетания   по  схеме:    существительное + глагол

    Пояснение   слова:  ПОЖУРИЛ – значит  сделал  лёгкий  выговор.

    Словосочетания:    дождик  вышел;   дождик  постучал;   дождик  пробежал;

                                     дождик  поиграл;  дождик  пожурил;  дождик  полетел.

      -  А  теперь  сделаем  разбор  предложения:

    Ласковый  дождик  окутал  в  лесу  листья  деревьев,  кустарников,  цветов.

     

    (Предложение  по  цели  высказывания  повествовательное,  читается  ровным,  спокойным  голосом;  в  конце  предложения  стоит  точка.

         Найдём  основу  предложения:

           В  предложении  говориться  о  дождике.  Дождик – подлежащие,  подчёркиваем  одной  чертой,  выражено  именем  существительным.  

         Дождик – что  сделал? – окутал – сказуемое,  подчёркиваем  двумя  чертами,  выражено  глаголом.

           Ставим  вопрос  от  подлежащего:  

        Дождик – какой? – ласковый – определение, подчёркиваем  волнистой  линией,  выражено  именем  прилагательным.

            Ставим  вопрос  от  сказуемого:

       Окутал – где? – в  лесу – обстоятельство,  подчёркиваем  пунктиром  с  точкой,  выражено  именем  существительным;

       Окутал – что?- листья – дополнение,  подчёркиваем  пунктиром,  выражено  именем  существительным;

       Листья – чего? – деревьев,  кустарников,  цветов – однородное дополнение,

    подчёркиваем   пунктиром,  выражено  именем  существительным).

    5.   -  ЧТО  исследует  раздел  морфологии? 

    - Какой  частью  речи  является  слово?  (имя  существительное)

    -  Вспомним,  как  нужно  разбирать  эту  часть  речи.

    1. Дождик – имя  существительное;

    2. Начальная  форма – дождь;

    3. Постоянные  признаки:  неодушевлённое,  нарицательное,  

                               мужской  род,  2 – е  склонение;

    4.Непостоянные  признаки:  единственное  число,  Именительный  падеж;

    5. В предложении  является  подлежащим.

    1.  -  Что  изучает  фразеология?

    Обратимся  к  фразеологическому  словарю.

    Выражение:  «После  дождичка  в  четверг»

        В  стародавние  времена  четверг  был   посвящен  Громову  дню.

    В  этот  день  славяне  молились  о  дожде  своему  богу  Перуну.

       Христианство,  придя  на  смену  язычеству,  обезличило  древнюю

    святость  этого  дня.

       Обо  всём  несбыточном  стали  говорить  ПОСЛЕ  ДОЖДИЧКА  В  ЧЕТВЕРГ.

    ИТОГ:  Сегодня  на  уроке  мы  продолжали  исследовать  слова. И  исследовали  слово  ДОЖДЬ.