Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Петрова Елена Павловна

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение 

«Средняя  общеобразовательная  школа №2»

Шелеховского района  Иркутской области

 

    

 

 

Конспект урока литературного чтения

по УМК «Планета знаний» (2 класс).

 

Тема: "Сказки народные и литературные".

В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

             

 

                                                           Автор: Петрова Елена Павловна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                          II квалификационной категории

 

 

г. Шелехов

2011 г.

Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

 

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
  • Формирование понятия об авторской и народной сказках
  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

 

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

 

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

 

Тип урока: обобщение.

 

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.72 КБ
Файл skazka_snegurochka.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение  

«Средняя  общеобразовательная  школа №2»

Шелеховского района  Иркутской области

     

Конспект урока литературного чтения

по УМК «Планета знаний» (2 класс).

Тема: "Сказки народные и литературные".

В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

             

                                                           Автор: Петрова Елена Павловна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                          II квалификационной категории

 

                                       

г. Шелехов

2011 г.

Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Цели:

Обучающая:

  1. Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
  2. Формирование понятия об авторской и народной сказках
  3. Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Развивающая:

  1. Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
  2. Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

Воспитывающая:

  1. Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
  2. Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Тип урока: обобщение.

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

2. Целеполагание.

Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

- А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.    Слайд 1.

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)

- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

III. Определение темы урока.

- Тема урока запрятана в ребусе:   Слайд 2.

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)

- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

- Это и есть тема нашего урока.

- Снежинка со словом  ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ.  Слайд 3.

- Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.

- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль).   Слайд 4.

- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 99. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)

- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)

- Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.

IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7.

- Отличается она от сказки Даля?

V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений.  (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка:  Слайд 8.

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Какое определение подходит? Почему?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

VI. Сравнительный анализ произведений

- Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ.  Слайд 10.

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.

Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.

- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)   Слайд 12.

- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки”  Слайд13.

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло

 

5) Определим тип сказки по алгоритму  Слайд 14.

- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.

Зачин

Основная часть

Концовка

6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

V. Физминутка:

- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

7) Сравнение основной части сказки.

- Как появилась Снегурочка в вашей сказке.

- За что старики любили Снегурочку?

- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)

Карточка 1 варианта:                                                           Карточка 2 варианта:                                                                                              

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.

8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

VI. Обобщение.

(На доске заполненная таблица:

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

«Девочка Снегурочка»

Х

В.И.Даль

Х

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка            

          Х

Сказка Авторская

Х

Жили-были…

Х

Разные события

Х

Снегурочка вернулась домой

Х

«Снегурочка»

О

Народ

О

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

О

Сказка Народная

О

Жили-были…

Х

Разные события

О

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

О

(Х и О обозначают различия в сказках)

VIII. Итог урока.

- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.

- В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16. 

IХ. Рефлексия. Слайд17.

- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.

Х. Оценки за урок.

ХI. Домашнее задание   Слайд19.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 классе

Слайд 2

ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ ХОЧУ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

Слайд 3

Отгадайте название сказки Б ) 1 ) 2) 3) , , СНЕГ УР ОЧКА

Слайд 4

ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ МОГУ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ХОЧУ

Слайд 5

Владимир Иванович Даль Сказка «Девочка Снегурочка»

Слайд 6

Тема урока: Сказки народные литературные . В.И.Даль Сказка «Девочка Снегурочка». и Русская народная сказка «Снегурочка ».

Слайд 7

Сказка «Снегурочка» Русская народная сказка

Слайд 9

Снегурочка СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка , тающая под весенними лучами солнца. 2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников . ( С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

Слайд 10

Снегурочка

Слайд 11

ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ МОГУ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ДЕЛАЮ

Слайд 12

Сравним «Снегурочка»

Слайд 13

Старик Дед Старуха Баба Снегурочка Снегурочка Медведь Подружки Волк Л иса Из какого они произведения? Жучка Коровушка «Девочка Снегурочка » «Снегурочка»

Слайд 14

Приметы сказки Зачин (начало) Присказка Волшебство Троекратный повтор Устаревшие слова Концовка Добро побеждает зло

Слайд 15

Тип сказки Есть конкретный автор ? Да Сказка авторская (литературная) Нет Сказка народная

Слайд 16

Части сказки Зачин (начало) Основная часть Концовка

Слайд 17

ИССЛЕДО ВАТЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЬ СРАВНИ ВАТЬ СОЧИНЯТЬ ДЕЛАЮ СЛУ ШАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПОЛУЧАЮ

Слайд 18

Сегодня на уроке я узнал … я понял … мне было интересно … мне было трудно…

Слайд 19

Самооценка своего труда на уроке Я доволен собою, я всё запомнил Я работал хорошо, но надо ещё Не всё получилось, как хотелось бы

Слайд 20

Домашнее задание по выбору Придумайте дома другое продолжение сказки. Найдите в библиотеке другие сказки о Снегурочке и прочтите их .



 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за интересный материал!