Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Атаманцева Зинаида Владимировна

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы". В которой с помощью словесного, проблемно-поискового методов обучения, опираясь на полученные раннее знания об имени прилагательном, добиваюсь успешного усвоения обучающимися новых знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc58 КБ
Office presentation icon prilozhenie.ppt64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 4 классе по системе Л.В. Занкова

  Тема. Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р. п. с мягким согласным на конце основы.

  Цели урока:

  Образовательные: познакомить учащихся и научить, правильно писать окончания прилагательных с мягким  согласным на конце основы в Родительном падеже.

  Развивающие: содействовать развитию у школьников умения распознавать имена прилагательные Р. п., развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность.

 Воспитательные: воспитывать творческую личность, интерес к овладению навыками грамотного письма.

Тип урока: изучение нового материала.

 Оборудование: карточки, схемы, компьютер, экран.

                                                          Ход урока.

         1. Организационный момент.

         «С русским языком можно творить чудеса» - писал К. Паус-

товский.

          (Слайд № 1).

         -  Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас

 чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие

 в написании окончаний имен прилагательных. При этом вам надо

 быть очень внимательными.

         - Открыли тетради, записали число, классная работа.

2. Орфографическая минутка.                                                                     принцип ведущей

         - Посмотрите на слова, записанные на доске.                                      роли

         - Что вы заметили?                                                                                 теоретических

                                                                                                                           знаний

         Н.чной, в.чернее, .сенний, з.лёный, х.лодное.

          (В словах пропущены безударные гласные).

       - Как проверить безударную гласную?

       - Вставьте пропущенные буквы. Один ученик работает у доски,

а все остальные у себя в тетрадях.

3. Актуализация знаний.

      - Что вы можете сказать об этих словах?

        (Это имена прилагательные).

      - Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

      - На какие группы можно разделить данные прилагательные?

  1. По родам на две группы:

               м. р.                                         ср. р.

           ночной                                     вечернее

           осенний                                   холодное

           зеленый

   (В м. р. прилагательные имеют окончания –ый, -ой, -ий;

    в ср. р. имеют окончания –ое, -ее)

  1. По основам на две группы:

основы на тв. согл.                     основы на мягк. согл.

   ночной                                          вечернее

   зеленый                                        осенний

   холодное

       (Основа – это часть слова  без окончания.

 Если после согласного на который оканчивается основа имени при-

лагательного стоят гласные ы, о , то на конце основы  твердый

 согласный звук; если гласные е, и , то на конце  основы имени  при-

лагательного  мягкий согласный звук).

4. Постановка проблемы.

      - Подберите к данным именам прилагательным имена существи-       свойство

тельные и запишите словосочетания в Р. п.                                                  коллизии                                                       

           

       Ночной, зеленый, холодное, вечернее, осенний.

     

      (У ночного  поезда, около зеленого  луга, холодного  утра,

        вечернего  солнца, осеннего  листа).

      - Что вы заметили?

      - От чего это зависит?

      - Постарайтесь определить тему нашего урока.

        (Окончание имен прилагательных м. и ср. рода с мягким соглас-

ным на конце основы в Р. падеже).

        (Слайд № 2)

      - Так  какие окончания имеют им. прилагательные м. и ср. рода

в Р.п.?

       (Окончание –ого у прилагательных с твердым согл. на конце

        основы.

        Окончание –его у прилагательных с мягким согл.  на  конце

        основы).

      Вывешиваю таблицу: 


           м. р.                          

Р. п.                 какого?

           ср. р.

    -его

     -ого

                               

 

   

      - Сегодня будем учиться правильно писать окончания                      принцип

имен прилагательных м. и ср. рода в Р. п.                                                    осознания

                                                                                                                           школьниками

5.Физминутка.                                                                                                процесса учения

6. Изучение нового материала.

             1). Коллективная работа по цепочке с комментарием.                   принцип ведущей                               

                  Вставить пропущенные окончания.                                             роли

                                                                                                                           теоретических

                 С высок… здания                                                                             знаний

                 до соседн… дома

                 у дальн… озера

                 у весен…ручья

                 с ясн… неба

                 с ранн… утра.

           - Так какие имеют окончания прилагательные м. и ср. рода

 в Р. п.?

             2) Разноуровневая работа по карточкам.                                          принцип

                                                                                                                           систематической

             1 уровень.                                                                                             работы над

             Вставить пропущенные окончания, указать род и падеж.             развитием всех

                                                                                                                           учащихся в том

            С ранн… утра до  поздн… вечера; от зимн…морозца; порывы    числе и наиболее

 ледян… ветра;  лучи весен… солнца.                                                           слабых

                       

             2 уровень.

             Дописать прилагательные, указать род и падеж.

             

             С  _______его утра до ________его вечера трудились на

 колхозном поле ребята. Порывы  _________ого ветра обжигали

лица моряков. От ______его морозца щеки ребят покраснели. Лу-

чи ________его солнца разбудили спящего кота.

            (Слайд № 3. Проверка).

            3). Работа по учебнику, упр. 295.                                                        свойство

                 - Сравните окончания прилагательных в В. п. и Р. п.                  многогранности

                 - Какой вывод сделаем?

                   (В. п. –ее  Р. п. – его с мягким согласным на конце основы.

                    В. п. –ое Р. п. –ого с твердым согласным на конце основы.

                    В. п. какой?      

                    Р. п. какого?)

           4). Тест.

                Вставить нужное окончание.

  1. возле развесист… дерева

а) –его                б) –ого

             2.   до соседн… дома

а) –его                б) –ого

           

             3. без алмазн… кольца

а) –его                б) –ого

             4. около син… моря

а) –его                б) –ого

             5. от летн… дождя

а) –его                б) –ого

             6. возле махов…  болота

                  а) –его                б) –ого

               (Слайд № 4.Ответы на тест:  1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б).

         

          5). Творческая работа.

               Восстановить предложения, определить род и падеж имен

 прилагательных.

  1. На, закате, мы, тропе, по, шли, летнего, дня.
  2. Вечернего, солнца, в, лучах, вокзала, виднелось, здание.

              (Слайд № 5.)

   

                    а) Разобрать 1 предложение по членам предложения и

                        частям речи.

                    б) Продолжить рассказ, используя словосочетания скорый    

                        поезд, дальнее путешествие, поставив их в Р.п.

               Зачитываем два – три рассказа детей.

              - Какова роль прилагательных в нашей речи?

7. Обобщение.

              - Какое открытие на уроке вы для себя сделали?

              - Какой вывод сделаем по уроку?

8. Дифференцированное домашнее задание.

             1. Составить мини рассказ на любую тему с прилагательными   принцип

                 м. и ср. рода в Р. п.                                                                         систематической

              2. Упражнение 293.                                                                           работы над

                                                                                                                          развитием всех

                                                                                                                          учащихся в том

                                                                                                                          числе и наиболее                                                                                                                                                                              

                                                                                                                          слабых

                                                       

                                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С русским языком можно творить чудеса» К. Паустовский

Слайд 2

Тема урока: «Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Родительном падеже с мягким согласным на конце основы».

Слайд 3

1 уровень. . С ранн его утра до поздн его вечера; от зимн его морозца; порывы ледян ого ветра; лучи весенн его солнца. 2 уровень. С ранн его утра до поздн его вечера трудились на колхозном поле ребята. Порывы ледян ого ветра обжигали лица моряков. От зимн его морозца щеки ребят покраснели. Лучи весенн его солнца разбудили спящего кота. ср.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. ср.р., Р.п. ср.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п.

Слайд 4

Тест 1. возле развесист… дерева а) –его б) –ого 2. до соседн… дома а) – его б) –ого 3. без алмазн… кольц а) –его б) –ого 4. около син… моря а) –его б) –ого 5. от летн… дождя а) –его б) –ого 6. возле махов… болота а) –его б) –ого

Слайд 5

На закате летнего дня мы шли по тропе. В лучах вечернего солнца виднелось здание вокзала. м.р., Р.п. ср.р., Р.п.

Слайд 6

Спасибо за урок! Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа с твердым согласным на конце.

формировать умение определять падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных,развивать устную и письменную речь; расширять активный; пассивный и потенциальный сл...

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»

1.Тип урока:Урок открытия новых знаний2Класс:43Тема:«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»4Образовательная программа, автор:УМК «РО система Занкова...

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...