Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные:

- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

     2. Развивающие:

- развивать речь детей;

- пробуждать интерес к родному языку.

     3. Воспитательные:

- формирование организации учебного труда;

- прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах;

- показать связь устного народного творчества с русским языком;

- эстетическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс по программе «Школа России»

Урок – сказка .

( Нетрадиционный урок по сюжету сказки «Теремок» ).

Тема урока. Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные:

- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

     2. Развивающие:

- развивать речь детей;

- пробуждать интерес к родному языку.

     3. Воспитательные:

- формирование организации учебного труда;

- прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах;

- показать связь устного народного творчества с русским языком;

- эстетическое воспитание.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Эмоциональный настрой.

- Вы любите сказки? Хорошо знаете? Почему сказки называют народными?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, которую вы хорошо знаете.

      3. Тема и цели урока.

- Мы завершаем изучение темы – «Правописание безударных гласных», вспомним весь пройденный материал по этой теме, в конце урока подведём итог. А вы на уроке покажете свои знания, умения работать. В путь!

  1. Словарная работа.

- Стоит в поле теремок,

  Он ни низок, ни высок.

Бежит мимо мышка – норушка, собирает колосок.

Увидела теремок, остановилась.

Да колоски уж очень хороши.

- Поможем ей, ребята, собрать быстрее колоски и добежать до теремка?

- Вставить пропущенные буквы в словарные слова, назвать ударные и безударные гласные.

П…льто, м…роз, к…рандаш, р…бята, т…етрадь, р…бота, м…дведь, п…тух.

- Что можете сказать о пропущенных буквах? ( Эти гласные надо запомнить, т. к. их нельзя проверить, это словарные слова.)

- Запишите любых 5 слов в тетрадь, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения.

- Добежала мышка до теремка, постучалась и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

 Никто не отзывается. Попробовала открыть дверь, не  может.    Помогите ей открыть дверь.

  1. Работа над предложением.

- На двери такое задание:

- Запишите предложение, найдите проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

В н…ре играли г…лодные в…лчата.

- Мышка очень рада, что дверь открылась. Зашла она и стала жить в теремке. Она благодарит вас за помощь.

- Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка, а ты кто?

- Я, лягушка – квакушка. Можно я с тобой буду жить?

- Можно, если выполнишь задание.

     5.- Заменить одним  словом и подобрать проверочное слово.

* Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока

    звонок – звон

  • Дом, где живёт сторож.   Сторожка – сторож.
  • Самое упрямое домашнее животное.  Осёл – ослик.
  • Столовая для зимующих птиц.   Кормушка – корм.
  • Человек, который ухаживает за садом.  Садовник – сад.
  • Дом диких животных в земле.  Нора – норы.
  • Свободное от деревьев место в лесу.   Поляна – поле.
  • Мастер, который чинит часы.   Часовщик – час.

- Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём.

     6.Работа по карточкам.

- Бежит мимо петушок – золотой гребешок. Остановился и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка,

- Я, лягушка – квакушка. А ты кто?

- Я, петушок – золотой гребешок. Можно мне жить с вами?

- Можно, если выполнишь следующее задание.

-Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

( Работа в парах).

б…льной – боль

д…леко – даль

м…сной – мясо

сн…гирь – снег

св…ча - свечка

в…ренье – вар

к…чели – качка

н…зина – низ

л…карство – лекарь

…вилась - явка

пос…дить – сад, 

заб…жать – бег

д…щечка – доски

в…дяной – воды

ст…ричок - старый

м…слёнка – масло

г…лубятня – голубь

в…шнёвый – вишня

пр…вдивый – правда

подл…тели - лётная

п…лезный – польза

с…рдечный – сердце

л…сник – лес

с…лонка – соль

в…ренье - вар

в…лчица – волк

х…трец – хитрый

з…мной – земли

вр…дитель – вред

сн…гопад - снег

   

- Стали они жить втроём.

- Бежит мимо зайчик – побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, петушок – золотой гребешок. А ты кто?

- Я, зайчик – побегайчик. Возьмите меня к себе жить.

- Мы бы взяли, да только надо показать какая гласная пропущена.

- Ребята, помогайте!

7. Работа с сигнальными карточками (а, я, о, е)

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное  слово называете устно.

К…рмушка (корм),  кр…льчиха( кролик),  м…слёнка ( масло),  см…льчак (смелый),  ч…рвивый ( червь),  п…лезный ( польза),  в…здушный ( воздух),  б…глец ( бег),  в…рхушка ( вверх),  ц…почка ( цепь),  п…лпть ( пилит),  г…стинец (гость),  д…чурка ( дочь),  т…шина ( тишь),  с…сновый ( сосны),  р…бина ( рябь),  п…тнистый ( пятна),  д…тишки ( дети).

- Стали они жить вчетвером.

Петушок печку топит. Мышка пирогов напекла, а пироги непростые, с вопросами.

8. Повторение изученного материала (работа с терминами)

- Что такое ударение?  (Это выделение голосом одного из слогов в слове).

- Какой слог называется ударным? ( Тот слог, который произносится с большей силой).

- Какие гласные звуки называются ударными? (Гласные в ударных слогах).

- Какие гласные звуки называются безударными? (Гласные в безударных слогах).

- Почему безударные гласные звуки нуждаются в проверке? (Гласные а, о, е, и, я не всегда чётко слышны в словах)

- Как проверить написание безударного гласного в слове? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).

- Лягушка поскакала за водой к колодцу, а колодец волшебный, пока не вставишь нужные буквы, не будет воды.

- Кто из вас, дети, смелый? Кто поможет лягушке?

                          стр…жи                                                 ( стриж)

                          зв…рьки                                                ( зверь)

  И                     стр…ла                  Е                                ( стрелы)

                          шм…ли                                                  ( шмель)

                          л…ства                                                   ( лист)

                          р…ка                                                       ( реки)

- Молодцы!

- Заяц в огороде вырастил морковку, а она оказалась волшебной.

9. Распределение слов на группы (гласные А и О)

- Поможем, ребята, зайцу распределить морковку в две кучки!

А     гр…чи – грач                          О    скв…рцы – скворушка

       тр…винка – травы                         др…зды – дрозд

       лош…дь – лошадка                        к…злёнок – козы

- Живут они весело, дружно.

   Идёт лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, петушок – золотой гребешок.

- Я, зайка – побегайка. А ты кто?

- Я, лисичка – сестричка. Пустите меня, я с вами хочу жить.

  Подумали звери и говорят:

- Мы согласны, если ты разгадаешь кроссворд.

10. Кроссворд.

По горизонтали: 1. Хоть верь, хоть не верь,

                                 Пробегал по лесу зверь.

                                 Нёс на лбу он неспроста

                                 Два развесистых куста.      ( олень)

  1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.     ( одуванчик)

3. Межи деревянные, а поля стеклянные.   (окно)

4. Что за дерево стоит-

    Ветра нет, а лист дрожит?    ( осина)

- Какое слово получилось в вертикальном столбце?

(очки)

11. Значение слова.

- Знаете ли вы, откуда произошло слово « очки»?

(От устаревшего слова «очи», «око», т.е глаз).

12. Фонетический разбор слова.

- Разберём слово

ОЛЕНЬ – 2 слога, 5 букв, 4 звука, 2 гласных, 2 мягких                                                                                                                                                                                          

                            согласных.

- Стали они жить впятером.

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, петушок – золотой гребешок.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка. А ты кто?

- Я, волчок – серый бочок. Пустите меня в теремок. Я тоже хочу с вами жить.

Подумали звери, хоть и тесно, да волка жалко. В тесноте, да не в обиде.

- Пустим тебя, но только найди и исправь все ошибки.

         13. Исправь ошибки.

                      Зима в лису.

Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варежки на ветках сосен. Маладые ёлочьки укрылись мяхким снижком.      (13 ошибок)

- Волк влез в теремок. Стали они жить вшестером. Вместе дружно живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь. Увидел теремок, вкусный запах почуял, песни услыхал и заревел во всю мощь:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, петушок – золотой гребешок.

- Я, зайка – побегайка.

- Я, лисичка – сестричка.

- Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

- Я, медведь косолапый. Я тоже хочу с вами жить.

Звери ему отвечают:

- Мы бы рады тебя впустить, да ты уж очень большой, а у нас места мало.

Медведь говорит:

- Я буду у вас на крыше жить.

Влез он на крышу и только уселся – трах – бабах!- раздавил теремок. Еле – еле успели звери из него выскочить. Все остались целые и невредимые.

Принялись они брёвна носить, доски пилить, новый теремок строить. Дружба им помогла.

А пока звери строят новый теремок, вы, ребята, тоже поработаете. Посмотрим, какие вы дружные, как умеете работать в парах.

14. Работа в парах.

     Вставить пропущенные буквы.

  1. Тр…пинка  в…дёт  в  лес.  На  д…ревьях  др…жат  солнечные зайчики.  От  ярких  цв…тов  р…бит  в  гл…зах.
  2. Звонко  кр…чит  иволга.  М…лодой  з…йчишка  выб…жал  на  дорогу.  В  н…ре  играют  л…сята.
  3. В л…су  мы  слышим  птичьи  г…лоса. Они  сп…сают лес от  вр…дителей. Поэтому  в…сной  р…бята  развешивают  на  д…ревьях  скв…речники.  С  новосельем,  вас,  л…сные  ж…тели!
  4. В…сной  р…ка  вышла  из  б…регов.  В…да  зал…ла  весь  луг. По   р…ке  поплыли  б…льшие  льдины.
  5. Льют  д…жди  на  п…ля  и  с…ды.  Прил…тели  гр…чи, скворцы  и  др…зды.  На  лугу  пасутся  ст…да.  В  с…ду  зреют  пл…ды.
  6.  На  дв…ре  тр…ва.  На  тр…ве  р…са. Росла  на  ск…ле  с…сна.  На  дв…ре  г…рой, а  в  избе  в…дой.
  7. Растут  цв…ты.  З…ленеют  п…ля.  К…лосятся  хл…ба.  Выросли  белые  гр…бы.  В  магазинах  продаётся  м…ка.  Прил…тели  весёлые  ч…жи.
  8. Дуют  х…лодные  в…тра.  Часто  идут  д…жди.  С  п…лей давно  убрали  хл…ба.  Утром  на  тр…ве  р…са.  Тихо  бьёт  о  берег  в…лна.  Пробуем  н…гой  воду.  В…да  тёплая.
  9. Летом  была  сильная  гр…за.  В  нашей  р..ке  чистая  в…да.  На  п…ляне  много  цв…тов.  В  Гн…зде  пищат  пт…нцы.  На  гр…де  растут  огурцы.

- Потрудились звери на славу. Выстроили новый теремок. Лучше  прежнего  получился теремок! Стали они вместе жить – поживать, да добра наживать.

- А мы с вами проверим наши знания, проведём тестирование.

15. Тестирование.

16. Подведение итогов.

                           

                                                                                   

Тест.

1.Допиши правило.

Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный________________________

2.Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Ст…лы (а, о) - ______________________

Д…жди (о, а) -_______________________

З…мля ( е, и) -_______________________

Пл…та ( и, е) -________________________

Ст…на ( е, и) -________________________

3. Найди и исправь ошибки там, где они есть.

Сенева,  вода,  драва,  бежать,  трова.

4.Вставь пропущенные буквы в словах.

Р…дные м…ста, м…рской песок, н…чная т…шина,

 т…жёлая лопата, …довитые гр…бы, за…чьи сл…ды.

Тест.

1.Допиши правило.

Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный________________________

2.Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Ст…лы (а, о) - ______________________

Д…жди (о, а) -_______________________

З…мля ( е, и) -_______________________

Пл…та ( и, е) -________________________

Ст…на ( е, и) -________________________

3. Найди и исправь ошибки там, где они есть.

Сенева,  вода,  драва,  бежать,  трова.

4.Вставь пропущенные буквы в словах.

Р…дные м…ста, м…рской песок, н…чная т…шина,

 т…жёлая лопата, …довитые гр…бы, за…чьи сл…ды.

  1. Тр…пинка  в…дёт  в  лес.  На  д…ревьях  др…жат  солнечные зайчики.  От  ярких  цв…тов  р…бит  в  гл…зах.
  2. Звонко  кр…чит  иволга.  М…лодой  з…йчишка  выб…жал  на  дорогу.  В  н…ре  играют  л…сята.
  3. В л…су  мы  слышим  птичьи  г…лоса. Они  сп…сают лес от  вр…дителей. Поэтому  в…сной  р…бята  развешивают  на  д…ревьях  скв…речники.  С  новосельем,  вас,  л…сные  ж…тели!
  4. В…сной  р…ка  вышла  из  б…регов.  В…да  зал…ла  весь  луг. По   р…ке  поплыли  б…льшие  льдины.
  5. Льют  д…жди  на  п…ля  и  с…ды.  Прил…тели  гр…чи, скворцы  и  др…зды.  На  лугу  пасутся  ст…да.  В  с…ду  зреют  пл…ды.
  6.  На  дв…ре  тр…ва.  На  тр…ве  р…са. Росла  на  ск…ле  с…сна.  На  дв…ре  г…рой, а  в  избе  в…дой.
  7. Растут  цв…ты.  З…ленеют  п…ля.  К…лосятся  хл…ба.  Выросли  белые  гр…бы.  В  магазинах  продаётся  м…ка.  Прил…тели  весёлые  ч…жи.
  8. Дуют  х…лодные  в…тра.  Часто  идут  д…жди.  С  п…лей давно  убрали  хл…ба.  Утром  на  тр…ве  р…са.  Тихо  бьёт  о  берег  в…лна.  Пробуем  н…гой  воду.  В…да  тёплая.
  9. Летом  была  сильная  гр…за.  В  нашей  р..ке  чистая  в…да.  На  п…ляне  много  цв…тов.  В  Гн…зде  пищат  пт…нцы.  На  гр…де  растут  огурцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Число глаголов"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как определять число глаголов;- уметь о...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...