«Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе»
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Петрова Елена Викторовна

 

Все слова в русском языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи. Учение о частях речи в русской грамматической науке имеет свою историю. Уже первые русские грамматики отмечали специфику русского слова и отражали поиски принципов классификации слов. М.В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» (1755) на основе анализа морфологических признаков выделил 8 частей речи (имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 218

Тема по самообразованию

«Методика углубленного изучения  местоимений в начальной школе»

Петрова Е.В.

2010/2011 учебный год

Все слова в русском языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи. Учение о частях речи в русской грамматической науке имеет свою историю. Уже первые русские грамматики отмечали специфику русского слова и отражали поиски принципов классификации слов. М.В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» (1755) на основе анализа морфологических признаков выделил 8 частей речи (имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие).

Значение местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи

По своим семантике-морфологическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. По соотносительности с названными частями речи выделяются следующие группы местоимений:
1) местоимения, соотносимые с существительными (обобщенно-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;
2) местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщенно-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;
3) местоимения, соотносимые с числительными (обобщенно-количественные): столько, сколько.
                 

Разряды местоимений по значению

По своему значению, а также по синтаксической роли все местоимения делятся на следующие разряды:
1.
Личные местоимения - я, мы (1 лицо); ты, вы (2 лицо); он, (она, оно), они (3 лицо), являющиеся по своему происхождению указательными местоимениями.
Местоимение я указывает на лицо говорящее, а местоимение ты - либо на лицо, к которому обращена речь, либо на человека вообще (приобретает обобщенно-личное значение).
    Эти местоимения не имеют грамматического рода и форм множественного числа (местоимения мы и вы имеют значение: "я и еще кто-то", "ты и еще кто-то").
    Род местоимений я и ты определяется путем соотнесения с реальным полом лица, на которое они указывают. Например, в предложении "Нет, - засмеялась Лиза, - я ходила на хутор с Любой..." (Закр.) местоимение я указывает на лицо женского пола, поэтому глагол употреблен в форме женского рода.
      В научной, деловой, публицистической речи и в языке художественной литературы местоимение мы иногда употребляется в значении местоимения я, например, как авторское "я": На станции, в доме смотрителя, о коем уже мы упомянули, сидел в углу проезжий (П.).
Раньше встречалось употребление мы вместо я для придания речи, особой торжественности (например, в царских манифестах).
   Местоимение мы употребляется и при обращении ко второму лицу, например, в разговорной речи: "Ну, как мы себя сегодня чувствуем?" - спросил доктор. Иногда это местоимение употребляется с целью придания речи иронического оттенка: Как, мы уже и рассуждать начали?
   Местоимение вы как форма вежливости употребляется и при отнесении к одному лицу: Она взглянула на цветы... "Это кому ж вы цветочков нарвали, Глеб Иванович?" (Закр.).
     При склонении личных местоимений я и мы наблюдается изменение основ в косвенных падежах (супплетивность): я - меня, мне и т.д.; мы - нас, нам и т.д. В творительном падеже имеются две формы: мной и мною. Первая более употребительна. Однако в поэтической речи наблюдается использование обеих форм.
   Местоимение третьего лица имеет категорию рода (он, она, оно) и числа (они), так как является по происхождению указательным (иногда называется лично-указательным).
  При склонении также наблюдается изменение основы в косвенных падежах: он - его (него), ему (нему) и т.д.; она- ее (нее, ней), ей (ней) и т.д.
Примечание. В результате исторического развития языка появились формы местоимений с н в основе. Первообразные предлоги в, с, к первоначально оканчивались на носовой согласный и имели вид вън, сън, кьн (сън имь, кън ему и т.д.). В дальнейшем в результате процесса переразложения конечный согласный предлога стал восприниматься как начальное н местоимений. По аналогии с первообразными предлогами в, с, к начальное н появилось и после предлогов у, возле, около и др. Однако после предлогов позднейшего образования (благодаря, вопреки, навстречу и др.) к в местоимениях не употребляется: возле него, но навстречу ему.


2.
Возвратное местоимение - себя указывает на отношение к действующему лицу (т.е. на производителя действия). Морфологически характеризуется тем, что не имеет форм рода и числа. Склоняется оно по типу местоимения ты, однако не имеет формы именительного падежа, что обусловлено его синтаксической ролью: в предложении это местоимение всегда выступает в роли дополнения, поэтому может употребляться лишь в косвенных падежах.
Например: Олег взял себе как кличку его [отчима] фамилию, потому что с ней у него связаны были первые героические представления о партизанской борьбе (Фад.). В форме дательного падежа (себе) это местоимение в разговорной речи употребляется в роли частицы, например: Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лая твоего совсем не примечает (Кр.).

        
3. Притяжательные местоимения
 - мой, наш, твой, ваш образуют группу лично-притяжательных; местоимение свой является возвратно-притяжательным. Местоимения мой, наш указывают на принадлежность первому лицу, местоимения твой, ваш - на принадлежность второму лицу, местоимение свой - на принадлежность всем трем лицам.
  Личные притяжательные местоимения иногда почти утрачивают значение принадлежности первому лицу и приобретают значение, не связанное с понятием принадлежности: Не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти (П.); Будем следовать за каждым шагом нашего рецензента (П.) и т.д. (где мой - о котором идет речь; наш - занимающийся нами).
 Морфологически притяжательные местоимения характеризуются тем, что имеют формы рода и числа.
Для обозначения принадлежности третьему лицу в роли притяжательных местоимений употребляется родительный падеж личных местоимений третьего лица: его, ее, их. Например: Его лицо было треугольно (Кат.); Уля знала, что ее мать и отец слишком привязаны к своему дому и слишком стары и больны, чтобы решиться на уход из дому (Фад.); ...Как вольность весел их ночлег (П.).
   Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются по типу прилагательного синий, а местоимения наш, ваш по образцу старший.
   В винительном падеже множественного числа (а для мужского рода и в единственном числе) все притяжательные местоимения имеют двоякие формы: одни для указания на существительные, обозначающие одушевленные предметы (моих, твоих, своих, наших, ваших), другие для указания на существительные, обозначающие неодушевленные предметы (мои, твои, свои, наши, ваши): Он встретил своих родственников на улице. - Он увидел свои книги в витрине магазина.


4.
Указательные местоимения - этот, тот, такой, таков, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий имеют общее значение указания на какой-то один предмет из числа однородных. Разговорно-бытовые местоимения экий и эдакий имеют варианты экой, этакой и эдакой, употребляющиеся с восклицательным оттенком. Например: Экой ты, братец!.. (Л.); Этакий ты увалень!
     Семантически местоимения тот и этот различаются тем, что тот указывает на предмет более отдаленный, уже упоминавшийся в речи, а этот - на предмет весьма близкий: В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия... (П.); Этот человек причиной мне всегда ужасного расстройства (Гр.).
К числу морфологических особенностей указательных местоимений относится наличие форм рода (этот, эта, это; тот, та, то) и числа (эти, те).
При склонении в винительном падеже множественного числа (для мужского рода и в единственном числе) употребляются двоякие формы: этого, того, этих, тех - для указания на существительные, обозначающие одушевленные предметы, и этот, тот, эти, те - для указания на неодушевленные предметы. Например: Этот путь Гаврик один пробегал за пятнадцать минут (Кат.); Она [Уля] знала всех этих людей (Фад.).
    Местоимение такой (и книжное таковой) имеет общее значение указания "на предмет, подобный тому, о котором уже говорилось ранее": В такую ночь мне жаль людей, лишенных крова (Бл.); Таковое начало не предвещало мне ничего доброго (П.).
    Иногда местоимение такой приобретает значение слова, указывающее на большую степень качества или состояния: Он такой несчастный.
    Местоимение такой имеет формы рода (таков, такая, такое) и числа (такие). Склоняется оно по типу прилагательных с основой на заднеязычный согласный (тверской).
    Местоимение таков употребляется сравнительно редко и только в функции сказуемого. Например: Таков и ты, поэт! (П.). Оно сохранилось в устойчивом словосочетании и был таков (исчез, скрылся): Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.).
  Местоимения сей, оный, эдакий в современном русском языке почти не употребляются. В начале XIX в. они еще широко были распространены в книжной речи. Ср. у А.С. Пушкина: Люблю сей темный сад с его прохладой и цветами. Сохранились они в отдельных устойчивых словосочетаниях: во время оно, до сих пор, сию минуту и др.


5.
Вопросительно-относительные местоимения - кто, что, какой, который, чей, сколько характеризуются семантическим и грамматическим многообразием, так как могут выступать и в качестве вопросительных слов и в качестве относительных (союзных) слов. В первом случае они не указывают на предмет, лицо или признак, а лишь содержат вопрос о них: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой (Жук.).
    В роли относительных слов эти местоимения присоединяют придаточные части к главным: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.).
К морфологическим особенностям местоимений кто и что относится отсутствие форм рода и числа. Местоимение кто указывает на одушевленные предметы, что - на неодушевленные предметы.
При согласовании глаголов с вопросительным местоимением кто употребляется мужской род единственного числа: Кто из вас, девушки, был в театре. Для согласования с женским родом употребляется дополнительно местоимение такая: Кто такая приехала?
    При вопросительном местоимении что глагол-сказуемое в прошедшем времени употребляется в среднем роде: Что там упало? Или: Что у вас произошло? и т.д. Род этого местоимения, выступающего в роли относительного слова, обусловливается родом того существительного к которому оно относится: ...Старый дуб, что посажен отцом (Н.).
       Местоимение «кто» склоняется по типу местоимений этот, тот. Местоимение что склоняется по типу местоимения весь.
        Местоимение который, выступая в роли вопросительного, отличается от местоимения какой семантикой предполагаемого ответа: в нем должно быть или указание на порядок по счету (Который час? - Первый), или указание на один из нескольких предметов (Который из костюмов больше подходит?). На вопрос с местоимением какой ответ должен носить оттенок указания на качество предмета (Какой цвет больше нравится? - Сиреневый). По склонению местоимения который, какой сходны с прилагательными типа старый, стальной.
       Местоимение чей в роли относительного употребляется преимущественно в книжном языке (в поэтической речи): О ты, чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн! (П.). В роли вопросительного оно обозначает вопрос о принадлежности: Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.). Склоняется местоимение чей по типу притяжательного прилагательного лисий. Отличие заключается лишь в том, что гласный в основе местоимения - е, тогда как в прилагательном - и.
       Местоимение «сколько» в восклицательном предложении употребляется чаще всего в книжной речи: У скольких поэтов легкость руки! (М.) В роли вопросительного это местоимение предполагает вопрос о количестве предметов: Сколько ждать? День? Два? (Аж.).
      Местоимение «сколько» склоняется по типу прилагательных с основой на мягкий согласный. К особенностям склонения относится то, что в именительном и винительном падежах оно, подобно именам числительным, управляет падежом, т.е. требует после себя определенного падежа, а именно род. п. мн. ч., например: Сколько окон в доме? Употребляясь в остальных падежах, это местоимение, как имена прилагательные, согласуется с существительным: скольких людей, скольким людям и т.д.


6
. Определительные местоимении - ясам, самый, весь, всякий, каждый, иной отличаются друг от друга.
   Местоимение сам имеет значение "самостоятельно, без чьей-либо помощи": Он сам все это начертил. Иногда оно приобретает значение усиливающего слова: Вот он сам стоит с винтовкой... (Твард.). Это местоимение чаще всего употребляется с существительными, обозначающими одушевленные предметы, или с личными местоимениями. Оно имеет формы рода и числа.

При склонении в винительном падеже множественного числа (для мужского рода и в единственном числе) имеет двоякие формы: самих, самого при указании на одушевленные предметы и сами, сам при указании на неодушевленные предметы. Особенностью этого местоимения является также наличие колеблющихся форм женского рода в винительном падеже: самоё, саму, из которых чаще используется вторая.
     Местоимение «самый» обычно употребляется для уточнения при указательных местоимениях. В эту самую минуту сильный порыв ветра раздвоил тучу (Григорович). Оно может быть употреблено и с существительными, обозначающими время или меру, в значении "именно", "как раз тот": В самый час, как ты рождался, гром ударил в небе (А.К.Т.).

Употребляется и со значением указания на предел проявления качества или временной предел: Игра уж в самой силе... (Л.); Перед самым отъездом я пришел к ней проститься (Нов.-Пр.), или входит в состав сложной формы превосходной степени имен прилагательных и наречий: Я подбирал для нее самые поэтические слова, какие только знал (Нов.-Пр.).
       Особенностью склонения этого местоимения является наличие постоянного ударения на основе во всех падежах, наличие двояких форм в винительном падеже для указания на предметы одушевленные (самых, самого) и неодушевленные (самые, самый), двоякие окончания в творительном падеже женского рода (самой - самою).
    Местоимение «весь» имеет собирательное значение, оно указывает на совокупность явлений или на полноту охвата чего-либо. Например: Я не спала всю ночь (П.); Когда... я снова явился в свете, толки были во всей силе (П.).
      Местоимения всякий, каждый указывают на какой-либо один предмет, отдельно взятый из числа нескольких, многих. Например: Всякий раз она [Зина] в мыслях представлялась ему в обычной обстановке - дома, на московской улице или в институте (Аж.); Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои усвоенные выражения (П.).    

Местоимения - каждый, всякий склоняются по типу прилагательных красный, громкий.
7.
Отрицательные местоимения - никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего имеют общее значение отрицания. Они образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи отрицательных частиц не и ни.
Склонение отрицательных местоимений сходно со склонением тех местоимений, от которых они образованы. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа, при их склонении ударение во всех падежах падает на отрицательную частицу. В местоимениях никого, ничего ударение всегда падает на окончание.
   Если отрицательные местоимения употреблены с предлогами, то предлог всегда ставится между отрицательной частицей и местоимением: не у кого, не для чего, ни с кем, ни за чем и т.д.
   Местоимения никто, ничто, никакой употребляются только в отрицательных предложениях: Никто не знал, откуда он свалился к нам в уезд... (Т.).
    Местоимение ничей обычно имеет значение "никому не принадлежащий": Эти книги ничьи. Иногда оно употребляется в значении "чей-то" т.е. в неопределенном значении (в отрицательных предложениях): Не отвергай совета ничьего (Кр.) Несколько чаще местоимение ничей употребляется в значении "чей бы то ни был": Еще ничей в его обитель не проникал доныне взор.

 
8.
Неопределенные местоимения - некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь имеют значение приблизительного указания на предмет или признак. Например: Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.); Среди провожающих немало было подростков, девушек, молодых женщин, и кто-то из них, провожая сестру или брата, случайно попал за оцепление и уже не мог выйти оттуда (Фад.) и т.д.
           Неопределенные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений при помощи частицы-приставки не- и неопределенных частиц-постфиксов (-либо, -то, -нибудь) и частицы-префикса (кое-).
          К числу морфологических особенностей неопределенных местоимений относятся следующие: 1) наличие форм рода, числа и категории одушевленности у местоимений некий, некоторый, какой-нибудь, какой-либо, какой-то, кое-какой и под.; 2) двоякие формы у местоимения некий в косвенных падежах (некоей, некой; некоих, неких и т.д.), причем формы некоей, некоим и т.д. являются устаревшими; 3) местоимение некто может употребляться лишь в форме именительного падежа: И мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.); 4) местоимение нечто имеет только формы именительного-винительного падежей: В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести, и снова умолкло. - Он пел разлуку и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические розы (П.).

Переход местоимений в другие части речи

Некоторые местоимения в определенных условиях могут утрачивать свои указательные функции и приобретать признаки других частей речи. Так, местоимения мои, наши, сам, ничья, тот, этот и другие могут выступать в роли существительных: Сегодня едут мои в деревню (П.); Наши здесь язык свой позабыли, позабыли и наш родной обычай (П.). Или:
- Что это вы мужа-то "сам" называете?
- Как его ни называй: муж, хозяин, сам, - все он большой в доме (А. Остр.); Тот сватался - успел, а тот дал промах (Гр.); Игроки согласились на ничью и др.
     Местоимения «несколько, столько» в современном русском языке употребляются в значении неопределенно-количественных наименований: По улице бродило несколько куриц (П.); Ни у кого нет столько сил, сколько у нас (Фад.).

Местоимения занимают среди других частей речи особое место, резко выделяясь в семантическом отношении, хотя они по значению и соотносительны с именами существительными, прилагательными, числительными, а также наречиями. Со стороны значения местоимения характеризуются тем, что совмещают общие значения отношений, существующих между предметами в реальном мире, с выражением отдельного проявления передаваемого ими отношения в том или ином конкретном случае. В связи с этим у местоимений наряду с постоянным общим выражением известного отношения имеется изменчивое конкретное значение, раскрываемое при посредстве разнообразных условий, например, контекста, взаимоотношения участников речи, речевых ситуаций и так далее.

Главным признаком семантики местоименных слов является их указательно-обобщенный характер (частная и общая отнесенность к явлениям окружающего мира). Яркими иллюстрациями к данному положению могут служить отрывки из художественных произведений, включённых в учебники начальной школы. Например: «Я захотел устроить бал и я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог. Испёк рассыпчатый пирог». Здесь наблюдаем употребление личного местоимения «я» в указательно-обобщенном значении, так как исходя из контекста, это и автор произведения, и в то же время любой  человек в роли хозяина дома. Возможность такой трактовки связана с тем, что «местоимения задают тот или иной способ (уровень) представления (характеризации) участника ситуации, но не содержат в себе информации, соответствующей этому уровню представления». Так, личное местоимение «я» означает любое говорящее лицо, адресанта речи, но не сообщает о говорящем лице какой-либо информации (например, имени, возраста, социального положения и т.п.).

Показательным является пример с местоимениями «ты» и «мы»: «Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил ... Мы любим Родину ...». (Ю. Яковлев. «О нашей родине». 1 класс). Местоимение «ты» указывает на лицо, к которому обращаются с речью, адресата речи. В значении местоимения мы наблюдаем совмещение трех семантических элементов: указание на автора речи (я), собеседника (ты), объект речи (он, она, оно, они). Благодаря отсутствию соотнесенности местоимения с конкретным лицом (объектом) создаются условия сопричастности изображаемому: местоимения ставят школьника-читателя в роль адресата и соучастника скрытого диалога.

В следующем проанализированном отрывке: «Мы целое утро возились с ростками. Мы их посадили своими руками. Мы с бабушкой вместе сажали рассаду, а Катя ходила с подругой по саду ...». Одним из компонентов указательного значения слова «мы» является объект речи, она, бабушка (помимо указания на адресат речи, я). Мы = я + она (бабушка). Местоимение «я» означает любого автора данного возраста; слово «бабушка», соотносимое с понятием логически третьего лица, имеет, как и слово «я», обобщенное значение: обозначает лицо, бабушку любого внука или внучки.

Особенностью семантики местоимений 3-го лица в отличие от местоимений 1-го, 2-го лица является указание на не участника общения, а на объект речи.

Таким образом, специфика семантики личных местоимений в русском языке заключается в их коммуникативной направленности, поэтому одной из главных функций личных местоимений является функция осуществления акта коммуникации.

Изучение местоимений в начальной школе традиционно ограничивалось запоминанием личных местоимений и формированием навыка написания местоимений с предлогами. Усвоению склонения личных местоимений и местоимений других разрядов не уделялось должного внимания, так же как и не проводилось специальных наблюдений над их ролью в процессе общения и нормами употребления в речи.

Такое узкое изучение местоимений является одной из основных причин появления у младших школьников речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений. Анализ устных и письменных работ младших школьников показал, что в устной речи второклассников местоимения составляют в среднем 15% от всех частей речи. Учащиеся 3 класса в устной речи употребляют 9,4% местоимений, а в письменной - 9,2%. Соответственно в речи четвероклассников местоимения составляют 20,1% и 8,6% всех употребленных лексико-грамматических разрядов слов. Увеличение количества местоимений в устной речи учащихся 4 классов объясняется объемом и сложностью созданных текстов.

Таким образом, изучение методических особенностей изучения местоимения в начальной школе является актуальным по ряду причин. Основные из них связаны с необходимостью развития устной и письменной речи, языковой эрудиции младших школьников, их интереса к языку и речевому творчеству, а также важности прочного усвоения знаний и умений учащимися по теме «Местоимение» для дальнейшего изучения русского языка.

Методические положения программы углубленного изучения местоимений .

1. Отбор теоретического материала, доступного и целесообразно для изучения уже в начальных классах. _

2  Введение элементарных теоретических упражнений речеведческого характера о средствах связи между предложениями и о месте местоимений в этом комплексе средств необходимо для успешного овладения грамматическим понятием на функциональной основе и совершенствования связной речи.

3. Своеобразие семантики местоимений дает возможность организовать процесс их усвоения при изучении имен существительных и прилагательных.

4. Пропедевтическая работа над местоимениями в условиях их применения в речевой практике начинается с периода обучения грамоте и основывается на наблюдении над материалом для чтения, помещенным в «Азбуке», текстами,  упражнений учебников русского языка для четырехлетней начальной школы и собственной устной и письменной речью учащихся.

5. Основной метод изучения местоимений на функциональной основе - частично-поисковый, сущность которого состоит в организации систематического наблюдения над грамматическим материалом в процессе его применения для решения разного рода речевых задач.

6. Ознакомление младших школьников с личными, притяжательными и указательными местоимениями в условиях их применения в речевой практике предполагает использование в определенной последовательности морфолого-орфографических и речевых упражнений.

Последовательность изучения грамматического понятия «местоимение» и содержание каждого этапа.

1.  Этап формирования представления о словах, замещающих в тексте другие слова (I - 11 классы). Основная задача данного этапа - наблюдение над местоимениями различных разрядов в условиях их применения в речевом общении.

2. Этап первоначального ознакомления младших школьников с местоимением как частью речи в совокупности его существенных признаков (ПI класс). Основная задача данного этапа - формирование у младших школьников умения употреблять личные местоимения в указательной и заместительной функциях.

Понятие о местоимении дается на функциональной основе: «Местоимения - это часть речи, которая не обозначает предмета, лица, признака, а только указывает на предмет, признак, лицо». Формируется понятие «личные местоимения».

3. Этап усвоения лексико-грамматических особенностей личных, притяжательных и указательных местоимений и их функций в речи (IV класс). Основная задача - закрепление знаний детей о личных местоимениях других разрядов.

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения употребляются в единственном и множественном числе, склоняются. Местоимения 3-го лица изменяются по родам. В косвенных падежах у местоимений 3-го лица после предлогов появляется буква Н. Ознакомление с указательными, притяжательными местоимениями осуществляется на практическом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации экскурсии в начальной школе

В данной работе представлены:       методические рекомендации учителям начальных классов по формированию познавательного интереса и развитию умения наблюдать у младших школьников в проц...

Игровые методики на уроках в начальной школе

Представлены различные игровые моменты используемые на уроках в начальной школе...

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психо...

Диагностические методики сформированности рефлексии в начальной школе

Дается описание диагностических методик и интерпретация результатов...

Методика формирования целеполагания в начальной школе. Использование опорных схем.

Методика формирования целеполагания в начальной школе....

Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе

В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для г...

Методика преподавания музыки в начальной школе.

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать определенный завершенный этап музыкальной работы с детьми в целостном учебном процессе. Это своеобразное "педагогическое произведение", которое име...