Дидактические карточки по русскому языку "Склонение имён существительных", 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Радионова Галина Фёдоровна

Дидактические материалы по русскому языку.  Удобно использовать в индивидуальной работе с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 3 класс.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Карточка 1.

З а п и ш и т е  слова в три столбика.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

__________________________________________________________________

Карточка 2.

О т   д а н н ы х  имен существительных образуйте новые слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

__________________________________________________________________

Карточка 3.

З а п и ш и т е  к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения.

Мама, неправда, луна, Андрей, дед, повар, папа, Александр, площадь, картошка, конь, коза.

– Обозначьте склонение всех имён существительных.

__________________________________________________________________

Карточка 4.

Д о п и ш и т е  пословицы.

Лучше горькая правда друга, чем сладкая ... .

Храбрость – ... .

Человек без Родины, что ... .

В молодости не научишься работать, ... останешься ... .

Золото добывают из земли, а ... добывают ... .

Птице нужны крылья, а ... .

Определите склонения имён существительных.


       Карточка 5.

В ы п и ш и т е  только имена существительные первого склонения.

Облако, награда, олень, деталь, газета, морковь, дядя, морковка, Володя, лотерея, столица, модель, квартира.

__________________________________________________________________

Карточка 6.

В ы п и ш и т е  только имена существительные в три столбика по  склонениям.

Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно, листок, море.

__________________________________________________________________

Карточка 7.

В ы п и ш и т е  из текста имена существительные 1-го склонения.

Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу было много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла зима.

Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук ... Тук-тук». Как будто стучит дождик и пришла осень.

                                                                                        

__________________________________________________________________

Карточка 8.

Д о п и ш и т е  подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.

Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.

– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.

__________________________________________________________________

 Карточка 9.

1 вариант.

С о с т а в ь т е   и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа. Выделите окончания.

Чешуя (рыба), постройка (дача), письмо (сестра), край (земля), цветок (гвоздика), окраина (деревня).

2 вариант.

В ы п и ш и т е  словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа.

Близко от деревни протекает река. У речки туристы сделали привал. На берегу они раскинули палатки.

– Выделите окончания.

_________________________________________________________________

Карточка 9.

С п и ш и т е , вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.

Пушистый мех у ... . Чёрные ягоды у ... . Дедушка выкопал корнеплоды ... . Мелкие лепестки у ... . Длинные серёжки у ... . Бабушка сварила варенье из ... .

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 10.

С о с т а в ь т е  предложения из слов каждой строчки. Поставьте имена существительные в нужном падеже.

У, вдоль, в, клёны, дорожка, грядка, выстроились, ряд.

Я, кустов, услышал, чаща, голосок, из, иволга.

Тянулись, тени, берёза, до, длинные.

Тётя, стоял, дом, деревня, около.

Рыба, Серёжа, был, у, для, сачок, ловли.

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 11.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

 I вариант

 От деревн.. до речк.. д..рога шла через поле. У д..рог.. р..сла развесистая б..рёза. Около б..рё..ки скач..т в..р..бьи.

II вариант

Я (пр..) х..дил около б..рёз..вой рощ.. . На пригорке красовались цв..ты фиалк.. . Из кустов я услышал г..л..сок иволг.. .

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

_________________________________________________________________

Карточка 12.

И з   д а н н ы х  слов составьте и запишите словосочетания с именами существительными в дательном падеже.

I вариант

Проехать, страна, по; прислушаться, песня, к; погладить, голова, по; приблизиться, стена, к; помогать, Надежда Петровна.

II вариант

Поехать, бабушка, к; бегать, лужайка, по; обратиться, подруга, к; ходить, комната, по; рассказать, Валентина Ивановна.

– Выделите окончания имён существительных.

__________________________________________________________________

Карточка 13.

О п р е д е л и т е  падежи имён существительных и выделите окончания.

I вариант

Взяла у подруг.. , прилетели к фиалк.. , цветы яблон.. , шли по тропинк.. , набрали черёмух.. , крышка коробк.. , неслись по Волг.. , помогали дедушк.. .

II вариант

Сбежал по дорог.. , ходите у клетк.. , заросли акаци.. , бросился к мам.. , рассыпались по крапив.. , у новой беседк.. , шагают по пашн.. , готовились к поездк.. .

– Обозначьте падежи и выделите окончания.

_____________________________________________________________________

Карточка 14.

С п и ш и т е , раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падежи и выделите окончания.

Мы шли (по) д..рожк.. (к) рощ.. . (На) опу..к.. рощ.. было много л..сных яго.. . Вот (к) б..рё..к.. (п..д) л..тели с..роки. Дятел (з..) стуч..л клювом (по) осинк.. . Грачи важно расхаж..вали (по) пашн.. .  Пчёлы (пере)л..тали (от) кашк.. (к) гвоздик.. , (от) фиалк.. (к) рома..к.. .

                                                                        По В. Свереденкову.

– Выделенные слова разберите по составу.

__________________________________________________________________

Карточка 15.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.

Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).

– Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 16.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

I вариант

Пела мыжка ночю внорки: «Спи, мышонок, зомалчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи». Грип растёт среди дарошке, галава на тонкой ношки.

II вариант

Скоро выйдут мурави после зимней стужы. Зачирикал ворабей виселей накрыши. Зайчик бегает попарти и покарти на стине.

– Определите падежи и окончания выделенных имён существительных.

__________________________________________________________________

Карточка 17.

                                                1 вариант

К   и м е н а м   п р и л а г а т е л ь н ы м  подберите однокоренные имена существительные первого склонения в родительном, дательном, предложном падежах.

Красный, чёрный, белый, тесный, тихий.

– Выделите окончания.

                                                     2 вариант

К   г л а г о л а м   подберите однокоренные имена существительные первого склонения в именительном, винительном, творительном падежах.

Встретить, загадать, посадить.

– Выделите окончания.


Карточка 18.

С о с т а в ь т е  предложения из слов каждой строчки, используя предлоги. Вставьте пропущенные буквы.

Избу..ка, вышел, старик.

Ноч.. , природа, за одну, всё, изм..нилось.

З..млёй, ни..кие, п..лзли, облака.

Ели, они, ч..ть, в..рхушка, ц..плялись.

Улица, сн..ж..нок, круж..лась, из мя..ких, ж..вая, пуш..стых, сетка.

Снасти, ст..рик, рыб..ловные, п..ехал, с..бака, лодка, см..треть.

– Определите падежи и выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 19.

С п и ш и т е , вставляя пропущенные буквы.

Каждой тр..винк.. , хв..инк.. хотелось быстрее поймать первую каплю дождя. (От) реч..к (к) деревн.. в..ла извилистая тро..ка.. Я медленно шёл (по) тр..пинк.. . О на (вы) вела меня к опушк.. леса.

                                                                        

– Обозначьте падежи и выделите окончания имён существительных.

________________________________________________________________________________

                                                2 склонение имён существительных

Карточка 20.

О б р а з у й т е  однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

________________________________________________________________

В ы п и ш и т е  имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.


Карточка 21.

Д о п и ш и т е  пословицы.

1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , а сп..ши ... .

– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 22.

        С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мёд). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызёт (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.


Карточка 23.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

I вариант

1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).

II вариант

1) Собака с жадност..ю набросилась на (колбаса, мясо, сахар). 2) Рыбак поймал (щука, окунь, лещ.. , ёрш..). 3) За..ц б..ится (волк, л..са, м..две..ь). 4) Мы любим слушать пение (соловей, с..ница, скв..рец).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 24.

З а п и ш и т е  имена существительные в творительном падеже.

Близнец, горец, умелец, любимец, трубач, циркач, гостиница, горчица, Саша, Даша, смерч, владелец, беглец, гордец, больница, певица, задача, удача.


Карточка 25.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Гости сидели (диван, стул, кресло).

Конфеты хранились (стол, сервант, буфет).

Бельё полоскали (корыто, ведро, ушат).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 26.

П о д б е р и т е  к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.___________________________________________________________

Карточка 27.

В с т а в ь т е  пропущенные буквы, обозначьте падежи имен существительных второго склонения.

В январ.. – морозы, в феврал.. – метели. В март.. – курица п..ёт из лужицы. В апрел.. з..мля преет. Если в ма.. дож..ь, будет и ро..ь. В июн.. со..нце на зиму, а лето на жару.


Карточка 28.        1 вариант

П р о ч и т а й т е  пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имён существительных первого и второго склонения.

1) Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. 2) Вежливость не купишь на базар.. . 3) Не в сил.. сила, а в правд.. . 4) При солнышк.. тепло, а при матери д..бро.

                                                      2 вариант

П р о ч и т а й т е  пословицы, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонения и падеж имён существительных. Выделите окончания.

1) Не покажись слов.., а покажись дел.. . 2) Ястреб с голуб.. – не друзья. 3) Красна птица пени.. , а человек – умен.. . 4) Мир красен солнц.. , а человек образовани.. .

__________________________________________________________________

Карточка 29.

Д о п и ш и т е  окончания, обозначьте падеж имен существительных второго склонения.

И царица над ребёнк.. , как орлица над орлёнк.. . Мать с младенц.. спасена. Слуги, сватья и сестра с крик.. ловят комара. За мор.. царевна есть, что не можно глаз отвесть. Старуха сидит под окошк.. .

        _______________________________________________________________

Карточка 30.

Р а с к р о й т е  скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имён существительных.

Прим..рили (брат, сестра) –  ... .

Прим..рили (кофта, костюм) –  ... .

Сп..шу на (фабрика, завод) –  ... .

Сп..шу (задача, пример) –  ... .


ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Карточка 30

П р о ч и т а й т е . Подчеркните имена существительные третьего склонения. Вставьте пропущенные буквы.

Вр..тарь, обл..сть, м..тель, мелочь, экипаж, олень, возвышенность, изг..родь, изобретат..ль, отт..пель, ф..соль, прорубь, р..мень, слесарь, сн..гирь, полночь, ненав..сть, мышь, помощь.


Карточка 31.

П р о ч и т а й т е . Подчеркните имена существительные третьего склонения. Укажите склонение остальных имён существительных.

Во все стор..ны раскинулась з..мля. В неб.. сияет яркое со..нце, вет..р круж..т пыль по д..рог.. . На б..р..гу речк.. шумит камыш.. . Ранней в..сной и ос..н..ю с неба на степь льётся песня жаворонка.

__________________________________________________________________

Карточка 32.

П р о с к л о н я й т е  имена существительные пропасть, область, употребив указанные предлоги. Поставьте ударения, выделите окончания.

И.                              пропасть,                        область

Р.         из                ______________,        ______________

Д.         по                ______________,        ______________

В.         в                ______________,        ______________

Т.         над                ______________,        ______________

П.         в                ______________,        ______________


Карточка 33.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

На лошад.. ,на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. ,о косточк.. , о кост.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

__________________________________________________________________

Карточка 34.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

I вариант

Клонились к осен... , очищают от пыл... , сохраниться в памят... , пробежал по крыш... , скользит по глад... , мелют на мельниц... , взял из тарелк... , делают из стал... .

II вариант

Спрыгнул с ветк... , случай из жизн... , ветка ел... , пятно  на  обложк... , шёл по площад... , рассказ о сирен... , вода с крыш... .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

3 вариант

1) Путешественники передв..гались на лошад.. , верблюд.. , автомобил.. . 2) Распустились цв..ты на сирен.. , черёмух.. , жасмин.. . 3) Мы плыли на лодк.. , пароход.. . 4) Приготовили сок из морков.. , вишн.. . 5) Мальчик прошёл по площад.. , улиц.. , дорог.. .

4 вариант

1) Летом мы отдыхали в Тул.. , Казан.. ,Омск.. . 2) Осенью убрали урожай морков.. , черешн.. ,петрушк.. . 3) В нашей мес..ност.. много сирен.. , гвоздик.. и черёмух.. . 4) В Казан.. на площад.. есть фабрика обув.. . 5) По Сибир.. мы ехали на ослик.. и на лошад.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.


Карточка 35.

П р о ч и т а й т е . Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже.

1) И песню раннюю запел в (лазурь) _______ жаворонок звонкий. 2) (Вежливость) ______ открываются все двери. 3) Азбука – к (мудрость) ______ ступенька. 4) При солнышке тепло. При (мать) _______ добро. Всякой (вещь) _______ своё место.

– Обозначьте падежи имен существительных третьего склонения.

__________________________________________________________________

Карточка 36.

П р о ч и т а й т е . Допишите окончания, укажите падежи имён существительных.

1) Пушки с пристан.. палят, кораблю пристать велят. 2) Она, чёрной завист.. полна, позвала к себе Чернавку. 3) Царевна догадалась и до смерт.. испугалась. 4) Перед мёртвою царевной братья в горест.. душевной все поникли головой.

                                                                        


Карточка 37.

П р о ч и т а й т е . Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ель во всех предложениях.

В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчонок. Зимой около ел.. увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.


Карточка 38.

С о с т а в ь т е  предложения из данных слов. Выделите окончания имён существительных, укажите склонения и падежи.

Лень, хуже, болезнь.

Парад, на площадь, проходил.

Скамейка, на, аллея, стояла.

Друг, проверяется, в, опасность.

Подошёл, к, пароход, пристань.


Карточка 39.

П о д ч е р к н и т е  имена существительные третьего склонения, выделите окончания, обозначьте падежи.

На реке Кубани у пристани стоял пароход.

В Сибири в лесах много пушных зверей.

Мы читали рассказы о храбрости и верности русских бойцов.

Во всей окрестности не было холмов.

Отблески солнца отражались в зеркальной глади реки.


Карточка 40

С п и ш и т е , исправив ошибки.

I вариант

1) Лотка быстро плыла по глаткой поверхносте вады. 2) Мой малютка дремлет слатко в колыбеле. 3) Дни лета клонилис к осене. 4) На фасоле и на капусте поевилис вридители. 5) К ноче дожть перестал. 6) Не забывай товарищя ни в радосте, ни в печале.

II вариант

1) Пчёлы литят к сирен и к яблоне. 2) По зеркалной гладе озера скальзит парустная лотка. 3) Ветки сирени стаяли вкувшыни настале. 4) Кисти белых цвитов сирене выделялись на зелине листев. 5) К ноче мы возвратились с прогулки. 6) Теплоход падхадил к казане.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.


Карточка 41.

С п и ш и т е  пословицы. Вставьте данные в скобках имена существительные в нужных падежах. Укажите их склонения и падежи. Выделите окончания.

1) Труд ведёт к (честь и слава). 2) Первый в (работа) – первый и в (почёт). 3) Первое в (жизнь) – честно служить (Родина). 4) Без (волнение и забота) не жди (радость) от (работа). 5) Умение – в знании, знание – в (учёба), учёба – в (жизнь), жизнь – в (борьба).


Карточка 42.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Еловый лес сумрач..ный. В нём всегда ст..ит зап..х сырост.. . К..лючие лапы елей царапают л..цо и руки. Х..роши мал..нькие л..сные красавицы!

Ел.. – очен.. цен..ое дер..во. Из древесины ел.. делают бумагу. Ель п..ёт в скрипк.. , в роял.. . Много различной мебел.. делают из ел.. . В густом ел..ник.. птицы укрываются от стуж.. и метели.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

– Выделенные слова разберите по составу.

________________________________________________________________________________

        Литература:

1.Дидактические карточки-задания по русскому языку. 3 класс. ID 3540920. Автор: О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Языки: Русский. Издательство: АСТ, Астрель. Серия: Мастерская учителя начальных классов.

2.Издательство «Учитель» электронное пособие по русскому языку «Развивающие упражнения и задания.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки по русскому языку для 1 класса.

Дидактические карточки предназначены для самостоятельной работы дома и в классе....

Дидактические карточки по русскому языку для 2 класса.

Карточки предназначаны для организации самостоятельной работы дома и в классе....

Дидактические карточки по русскому языку для 2 класса.

Дидактические карточки по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" по теме "Парные согласные в конце слов. Основа предложения" предназначены для работы дома и на уро...

Дидактические карточки по русскому языку для 3 класса. "Школа России".

Дидактические карточки по русск5ому языку предназначены для отработки материала по темам программы "Школа России".  Можно использовать для дифференцированной работы на уроках, для орган...

Дидактические карточки по русскому языку для 2 класса. "Школа России".

Дидактические карточки предназначены для отработки материала по темам программы русского языка для 2 класса.  Можно использовать для дифференцированной работы на уроках, для организации дополните...

Дидактические карточки по русскому языку для 3 класса. тема прилагательные

Дидактические карточки по русскому языку для 3 класса. тема прилагательные...

Карточки по теме "Склоения имён существительных. Падежные окончания имён существительных"

Карточки по теме "Склоения имён существительных. Падежные окончания имён существительных"...