Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Талзи Елена Николаевна

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

Задачи:

  1. образовательные
  1. обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
  2. существительных трёх склонений.
  3. совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
  1. развивающие
  1. развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
  1. воспитательная

   воспитывать интерес к русскому языку.

   ∙  воспитывать бережное отношение к лесу, к природе..

Оборудование: круги - сигналы падежей, картина “Лес”, ромашка с лепестками,  карточки, рисунки “ключей”.

Ход урока

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь.

- Давайте  покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?

- Молодцы!

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

II. Минутка чистописания

На доске.

- Нам нужно отгадать ключевое слово.

  1. Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
  2. Безударная гласная в словах: земля, лесок;
  3. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
  4. Безударная гласная в словах: река, печёт;
  5. 13-я буква алфавита;
  6. 6-я буква алфавита;
  7. Парная согласная букве з;
  8. Безударная гласная в словах: окно, вода;
  9. Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.

Мы с вами собрали слово: перелесок.

  1. Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
  2. Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
  3. Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
  4. Какие слова вы записали? (Имена существительные).
  5. Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

  1. Что это? Лес. (На картинке).

- Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их  по составу.

Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

      2) Задания - загадки.

- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

Первая загадка

Игра “Во всех падежах”

Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист”

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.

Ветер нёс его  и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.

Вторая загадка

А теперь поработаем все вместе на карточках.

- Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).

- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

- Допишите падежные окончания имён существительных

Третья загадка

- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).

- Что это? (Ключ - рисунок).

- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).

- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).

- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

1 скл. - вода, земля.

2 скл. - окно, конь.

3 скл. - печь, степь.

- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Четвёртая загадка

Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).

Хожу по тропинке - 1 скл., Д.П., по воде;

добежал до черёмухи - 1 скл., Р.П., до воды;

появилось на тополе - 2 скл., П.П., на коне;

написал о лесе - 2 скл., П.П., о коне;

подошёл к ветке - 1 скл., Д.П., к воде.

Физкультминутка

- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

Пятая загадка

- Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 126, упражнение 122.

- Что нужно сделать в этом задании? (3 человека работают  доски)

Шестая загадка

- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6     2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Лес - наше богатство.

- Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)

 - Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

(Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).

- Как определить падеж существительного в предложении?

Седьмая загадка.

“Седьмой лишний” (игра)

- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.

солнце               волк

берегите            белка

река                   лес

роща                 лиса

чаща                медведь

дорожка           заяц

- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.

- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.

- Получилось предложение “Берегите лес!”

- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

- Не ломать ветки деревьев.

- Не жечь костры в лесу и не мусорить.

- Не разорять гнёзда птиц.

- Не бросать мусор в водоёмы.

Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.

Восьмая загадка

Дифференцированное задание

- На столах у вас лежат карточки по уровням.

1й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

IY. Обобщение по теме

- Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)

Как называется цветок?

- Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.

  1. Что называется именем существительным?
  2. Как изменяется имя существительное?
  3. Что значит склонение?
  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?
  6. Как определить падеж существительных в предложении?
  7. Сколько падежей в русском языке?

Y. Итог урока 

Оценки за урок.

YI. Домашнее задание

С. 127 упр. 124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Урок русского языка: Тема "Закрепление. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Русский язык...

Урок по русскому языку. 4 класс: Правописание безударных падежный окончаний имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 4 класс: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных....

конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».     (Вместе,  дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,        уметь  договарива...