Как научить ребенка красиво писать
статья по русскому языку (1 класс) по теме

В статье дается несколько полезных советов как помочь ученику  научиться красиво писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ispravit_plohoy_pocherk.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка красиво писать

МБОУ г. Астрахани « СОШ № 29»

Свиридова Светлана Равилевна,

учитель нач.

классов

Навык письма – один из сложнейших , которым овладевает человек . Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников , учитель воспитывает в них опрятность , трудолюбие , добросовестное и уважительное отношение к людям ,которые будут читать его работу , способствует их эстетическому и нравствен-ному воспитанию .

Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык , требующий устойчивого выполнения необходимых действий . Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека , его психического и эмоционального состояния , а также от характера двигательных реакций . Почерк формируется в течение длительного времени – от 8 до 12 лет и более . И окончательно вырабатывается к 20 – 25 годам .

Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Сначала детей учат тому, как нужно правильно сидеть , держать ручку и располагать тетрадь на столе , затем писать буквы , а позже – целые слова . Следует обратить внимание на то , что праворукий ребёнок должен держать ручку тремя пальцами на расстоянии 1, 5 – 2 см до кончика ручки , свободно , не сжимая очень крепко . Леворукий  ребёнок держит ручку на расстоянии 3 – 4 см от кончика ручки,  указательный палец при этом расслаблен .

Так же важно помнить,  что ученик зрительно воспринимает вертикальное расположение письменных букв и такими их выполняет. Наклонные линии выполняются перпендикулярно краю стола,  обращенному к пишущему . Наклон получается не за счёт наклонного написания  , а за счёт положения листа на столе ( угла расположения тетради ) . Наклонное расположение листа обеспечивает более удобное продвижение кисти руки по листу бумаги ( при этом локоть должен оставаться зафиксированным в одной точке). Учитель должен следить и за положением головы ребёнка.  Её чрезмерный наклон происходит из – за того , что пальцы ребёнка очень низко спускаются к самому « шарику» и закрывают поле видимости , из – за чего ребёнок стремится заглянуть под них .

Особо стоит остановиться на культуре письма самого учителя . Тот , кто небрежно выполняет запись образцов в тетради , пишет замечания , не соблюдая строк , никогда не добьётся от своих учеников высокого каллиграфического качества работ .

     В последнее время всё чаще и чаще приходится слышать , что у школьников плохой почерк . Обвиняют в этом новые приёмы письма , отсутствие времени на установку красивого почерка . Трудности с почерком , как правило , возникают , если у маленького ученика недостаточно развита мелкая моторика – умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук .

Разработкой мелкой моторики следует заниматься ещё до школы. Продолжать эту работу надо и в 1 классе . Для этого необходимо не только писать , но и рисовать , лепить , выполнять различные поделки , собирать конструкторы с мелкими деталями , мозаики .

Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движения рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость , целесообразно включать в работу ряд упражнений для рук , пальцев , формирования красивого почерка .

Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом , многие из них не получаются совсем . Но систематические тренировки дают , в конце концов , хорошие результаты .Эти упражнения должны выполняться не только на уроках письма , но и на других уроках .

Приводим примеры некоторых упражнений , которые мы используем в своей практике .

Упражнение 1

Ладошки лежат на парте . Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки , затем другой . Повторяют это затем в обратном порядке .

Упражнение 2

Пальцы обеих рук образуют шар .Затем поочерёдно разъединяют сначала большие пальцы , затем указательные и т . д .Затем , наоборот , соединяются пальцы , начиная с мизинца .

Упражнение 3

Ученики зажимают ручку средним и указательным пальцами . Сгибают и разгибают эти пальцы , следят , чтобы ручка не опускалась ниже  большого пальца .

Упражнение 4

На столе лежат 10 – 15 карандашей . Одной рукой надо собрать их в кулак , по одному , затем положить карандаши на стол также по одному .

Упражнение 5

Дети, представив себе,  что у них в ладошках шарик,  делают движения , имитирующие поворачивание шарика в разные стороны .

Упражнение 6

Ладошки лежат на столе.  Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 7

Пальцы лежат на краю стола , дети перебирают пальцами , как будто играют не пианино .  В этот момент можно включить ритмичную музыку .

Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям , у которых в дошкольном возрасте была плохо развита мелкая моторика рук .

Литература

1.Журнал « Начальная школа» № 10 2011 г .

2. Журнал « Управление начальной школой» №  2009 г .

3. Журнал « Управление начальной школой» № 1 2012 г .

4. Публикации методики В. А. Илюхиной  « Письмо с секретом» . Электронный вариант .