Урок развития речи во 2 классе. Тема:"Любую болезнь лечит доброе слово"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdechnyy_chelovek.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя (полная) общеобразовательная школа №4

г. Рославля Смоленской области

Тема урока

( урок развития речи)

Любую болезнь лечит доброе слово

Учитель

 Василюженкова Л.В.

2010г. 

 Цели: 

1.Развитие речи учащихся.

2.Обогощение словарного запаса.        

3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты,                                             отзывчивости, сострадания.

Ход урока

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок и чтобы он прошёл хорошо нам надо хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, улыбнёмся, солнышку и пусть от наших улыбок на сердце станет веселее.

Давайте вместе прочитаем тему нашего урока. Ой, а кто это перепутал слова в предложении? Ну не будем расстраиваться и попробуем правильно расположить слова в предложении, чтобы прочитать тему нашего  урока. (  Дети меняют слова местами) Прочитайте, что у вас получилось?

 «Любую болезнь лечит доброе слово».

Давайте откроем папочки, которые лежат у вас на партах, достанем из вторых файлов пустые листочки и запишем тему нашего урока.

(Дети на листочках записывают тему урока)

- Ребята, а как вы думаете, действительно ли любую болезнь лечит доброе слово?

- Да.

-Сегодня на уроке  мы с вами попробуем выяснить, какие слова называются  добрыми и сколько стоит доброе слово, попробуем выяснить, какое  должно быть сердце у доброго человека и существует ли аптека доброты и чуткости и как сделать так, чтобы добро на планете Земля множилось.   Итак, добро шагает по Земле. Первое слово, которое появляется на нашем уроке – это слово ДОБРО

(на доску вывешивается слово добро)  

- Ребята, давайте попробуем подобрать родственные слова к слову добро?

(доброта, добрый, Добряк, Добрыня, добродушный, добренький, добросердечный.)

- Молодцы. А сейчас давайте все эти слова запишем на своих листочках.

- Скажите, что объединяет эти слова?

 (Все они имеют одинаковый корень и называют человека, совершающего добрые поступки)

- А какие добрые, тёплые, нежные слова вы знаете?

 (спасибо, пожалуйста, спокойной ночи…)

-Молодцы.  Ребята, как человек должен говорить эти слова?

(нежно, ласково)

- Правильно эти слова надо произносить с особыми чувствами, глядя друг другу в глаза. Когда мы говорим эти слова, нужно помнить. Что при этом мы посылаем другому человеку чувство благодарности, признательности.

- Как мы называем человека, умеющего  сказать нежные, добрые слова? (ласковый, доброжелательный, сердечный)

-Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца

- Как вы думаете, какое сердце должно быть у этого человека?

 (мягкое, доброе, отзывчивое.)

(учитель показывает ребятам игрушку – сердце, даёт им потрогать его и сердце из дерева) Ребята трогают сердца: одинаковые по форме, цвету.. -    ---

- Ребята, чем похожи эти сердечки?

(Одинаковые  по цвету, по форме, по размеру)

- А чем они отличаются?

(Одно сердечко мягкое, а другое твёрдое)

- Ребята, как вы можете назвать  это сердце? (мягкое …)

- А вы слышали словосочетание: мягкосердечный человек. Вот у этого человека   мягкое,  доброе сердце.

-  А какие сердца у вас?

- Какие добрые поступки вы совершили, чтобы доказать, что у вас действительно добрые сердца?

А сейчас, ребятки, закройте глазки, положите, пожалуйста, свою ручку на своё сердечко, представьте своё собственное сердце таким мягким, как то, за которое вы держались. И из этого мягкого сердца посылайте лучики тепла и света всем тем, кого хочется вам любить.

- Откройте глаза. Кому ты послал свою любовь?

 Ребята, посмотрите нежно друг другу в глаза. Пусть лучики из ваших глаз пересекутся, и вы увидите, что вы добрые человечки и пускай вместе с этими лучиками добро от одного человека передастся другому.

- А сейчас давайте вспомним всеми любимые сказки. Сказки, которые любят ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. В этих сказках есть сказочные герои, у которых доброе, мягкое сердце?

 (Золушка, Добрые феи, Крокодил Гена, Дюймовочка, Герда, Белоснежка, Красная Шапочка, Доктор Айболит, …)

- Молодцы. Таких сказочных героев много, мы вспомнили только некоторых из них.

- Как вы думаете, есть ли в жизни такое сердце? (показывает деревянное сердце)

- Есть.

- Как можно назвать это сердце?

(холодное, ледяное, бессердечное)

-  У какого человека может быть такое сердце?

 ( У человека неумеющего делать добрые поступки)

- Правильно.

- Не все люди на земле добрые, ведь есть люди, злые, жадные, сердитые, которые не умеют любить. Потому что сердце их зачерствело. Кто знает, как называют такого человека?

(бессердечный)

-Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость,  бездушие,  хамство: он сам такой.

Надо постараться понять, что сделало их дурными. Жалко  злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит,  и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.

- Давайте ещё раз обратимся к сказкам и вспомним сказочных героев, у которых было злое, холодное  сердце?

 (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Снежная королева, Карабас Барабас, старуха Шапокляк …).

Все болезни можно вылечить, а как вы думаете можно ли вылечить злые сердца у этих сказочных героев?

- Можно. Посмотрите, пожалуйста, на доску вы видите, что перед вами две аптеки  одна аптека называется «Спешу на помощь» (нарисована аптека около неё стоит медсестра в белом халате), а другая называется «Аптека доброты и чуткости» (нарисована аптека около неё стоит Золушка).

- Как вы думаете, (что будет продаваться в этой аптеке) какие лекарства будут продаваться в аптеке «Спешу на помощь»?

(ребята называют названия лекарств)

- А, что можно купить в  ««Аптеке доброты и чуткости»?

(ласковые слова, любовь, улыбку, нежность..)

- Бывает, болит сердечко, болит душа – такая болезнь называется душевная. А бывает – ушиб коленку, порезал палец, ужалила оса – физическая боль.  Ребята, какая боль сильнее душевная или физическая?

(Душевная)

-  Когда болит душа, в какую аптеку мы с вами отправимся за лекарством?

(Аптека доброты и чуткости).

- А если мы ушибли  коленку,  порезали палец тогда в какую аптеку мы пойдём?

(Спешу на помощь)

-  Как вы думаете,  в какую аптеку мы отправим  Бабу– Ягу, Кощея – Бессмертного.. и почему?

(Во вторую аптеку, потому что им не нужны таблетки, им надо  научиться быть добрыми, душевными…)

 - А сколько стоят такие лекарства?

(такие лекарства не продаются, их ещё не придумали.)

- Молодцы. Правильно, к сожалению не всё можно купить. Народ придумал пословицу «Не всё продаётся. Не всё покупается». Можно купить туфли, игрушки, мороженое, а любовь,  добродушие, сердечность купить нельзя.

- Ребята, но если нет лекарств от душевной боли, тогда, чем, же мы будем лечить злых сказочных героев?

 (Добротой, сердечностью,  душевностью, любовью).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А сейчас мы поработаем с вами письменно. В ваших папочках есть листочки с заданием.  Аккуратненько достаньте их.  Я прошу вас продолжить два предложения. …. Зачитай первое, … зачитай второе. Попробуйте, продолжите их, для этого у вас есть слова подсказки. Воспользуйтесь ими.

-Людям очень нужны-

-Людям очень мешают-

- Прочитаем слова подсказки по цепочке. (Дети читают слова подсказки)

Выберите подходящие по смыслу слова: доброта,  отзывчивость, грубость, душевность, хамство,добросердечность, жестокость, злость, воспитанность,

бездушие,подлость,человеколюбие,мягкосердечность, милосердие).

- Давайте проверим, что у вас получилось?

(дети зачитывают)

- Молодцы, с трудным заданием справились. Теперь мы с вами знаем, какие качества должны быть  у доброго человека. Ребята, а как вы понимаете смысл слова МИЛОСЕРДИЕ? (на доске появляется слово милосердие)

Это слово образовалось от двух слов милое сердце. А что значит милое сердце?

(Доброе, жалостливое, сострадательное)

Именно такое сердечко у Золушки,  у Красной шапочки, у Кота в сапогах.

 - Сегодня на уроке мы с вами узнали, что есть необыкновенная аптека и что купить в ней можно добрые, ласковые слова. Ребята, подумайте, пожалуйста, какими ласковыми, нежными, добрыми словами, вы могли бы обратиться к злым героям сказки, чтобы сердце у них подобрело, а на лице появилась улыбка.

 (Бабу – Ягу – можно назвать бабушкой, бабулечкой,

 Кощея – Бессмертного - можно назвать Кощейчиком, дедулечкой..

Снежную Королеву - можно назвать красавицей, хозяюшкой, умницей  

Царевну Несмеяну -  можно назвать красавицей, …) –

- Сейчас (ученица) прочитает вам весёлое, шуточное, но очень поучительное стихотворение, а вы постарайтесь услышать и записать все добрые слова, которыми автор называет Бабу – Ягу.

На празднике

Леший все подснежники

У бабушки Яги

Оборвал в лесу

На столе румянятся

И кричит мне радостно

Горкой пироги

«Бабушке несу!»

Прибрано в избушке

Чмокнула Ягуся

Для куриных ног

В щёку старика,

Есть в чулане пара

К ней с букетом тянется

Новеньких сапог!

И моя рука!

Бегала бабуся

Если будет круглый год

С бигуди с утра

Доброй, нежной, милой

А гостей встречала

Перестанем звать её

Посреди двора!

Мы нечистой силой!

- Какими ласковыми словами называют Бабу Ягу в этом стихотворении?

(Бабушка, бабуся, Ягуся)

- А почему это вдруг она решила навести порядок в своей избушке?

- А чему она так радуется?

(Букету цветов, который ей подарили на праздник)

- А, что вы подарили бы ей на День рождение?

(Самолёт, новую метлу…)

- Молодцы. Я думаю, что ваши подарки ей понравились бы..

А сейчас я вам предлагаю достать листочки, и написать 3 – 5 предложений как злой Бабе – Яге стать доброй Бабулечкой – Ягулечкой, Подумайте с  какими словами вы обратитесь к ней, чтобы она вам улыбнулась и,  что вы могли бы ей пожелать, чтобы в будущем она не совершала злых поступков

(Дети пишут 3-5 предложений)

Текст:

Дорогая, бабушка Яга, ты очень красивая, когда улыбаешься. Пожалуйста, улыбайся почаще. А ещё прошу тебя, не летай на своей старой метле, я очень за тебя переживаю, если хочешь, я подарю тебе новую, модную, современную. Надеюсь, что мой подарок тебе понравится, и ты будешь рада.

___________________________________________________

Милая, Бабулечка – Ягулечка, не дружи, пожалуйста, со Змеем Горынычем, и Кощеем Бессмертным, а подружись с каким – нибудь добрым сказочным героем. Он научит тебя добрым словам и хорошим поступкам. Ты перестанешь быть злой, как говорится «С кем поведёшься от того и наберёшься.»

____________________________________________________

Дорогая, бабушка Яга, когда ты не сердишься, ты мне очень нравишься, но я тебя боюсь. Потому, что ты воруешь детей. Пожалуйста, давай с тобой подружимся, я дам тебе все свои игрушки, выучу с тобой ласковые слова, моя бабушка научит тебя печь пироги. Нам будет вместе хорошо.

Ты даже сможешь работать в детском саду.

- Ребята, зачитайте, что у вас получилось?

-  Молодцы. Очень хорошо.

- Ребята, так как же сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось?

* Надо самому совершать добрые поступки. А какие поступки называются добрыми?

(Помогать близким, друзьям….)

Будьте добры ко всем, кто слабей,

Пусть не боится вас воробей,

Согрейте котёнка,

Погладьте щенка

И мотылька

Не сгоните с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте: будьте добры.

* Вырасти хорошим, добрым человеком,

Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры _

И не ждите конфету.

Без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры!

* Каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела (уступать место в автобусе пожилым и больным людям…)  

- Я очень хочу, чтобы вы помнили мои слова  и пусть они сопровождают вас в жизни: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Если вы будете к людям относиться хорошо, то и они будут к вам относиться тоже хорошо.

 На память о нашем уроке мне хочется подарить вам вот эти маленькие сердечки, а на обратной стороне написано стихотворение, которое звучало на нашем уроке. И помните, что любую болезнь лечит доброе слово.

А закончить наш урок мне бы хотелось сюрпризом. Я для вас приготовила подарки Мыльные пузыри, но они не простые, а волшебные. Возьмите в руки флакончики с мыльными пузырями, крепко сожмите их в своих ладошках  закройте глаза и вдохните свою любовь и доброту в каждый пузырёк. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. А теперь выпустите один только раз мыльные пузыри в разные стороны,  и пусть вместе с ними добро разлетается по классу. И помните, что любую болезнь лечит доброе слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Урок развития речи, 2 класс, тема "Предложение. Текст"

Цель урока - организовать совместную деятельность учащихся для формирования умений грамотно строить предложения и небольшой текст, дать учащимся возможность совершенствовать свою монологическую речь....

урок развития речи, 1 класс,тема Предложение.Текст.

В уроке использованы проблемно- игровая технология и ИКТ.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование у учащихся диалогической речи...

Урок: Развитие речи (2 класс) Тема: Поздравительная открытка

На уроке учащиеся знакомятся  с историей возникновения первой открытки. Формируеся умение в написании поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета...

Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....