Урок развития речи. Редактирование текста.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Емельянова Людмила Георгиевна

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли.

Основная цель данного урока - научить детей понимать текст, чувствовать слово, выяснять его лексическое значение, подбирать синонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Емельянова Людмила Георгиевна

Класс:

УМК «Школа России» 

Тема: Редактирование текста. 

Оборудование: Презентация, карточки с текстом,

 картинки  (тучка, солнце, солнце в тучке, лиса)

Образовательные: 

  1. закрепить умение распознавать однокоренные слова и слова – синонимы,
  2. учить конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами,
  3. редактировать текст.

Развивающие: 

  1. развивать орфографическую зоркость,
  2. кругозор учащихся

Воспитательные:

  1. воспитание  чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

1. Орг. момент. 

 Учитель: Поговорим?

 Ученики: О чём?

 Учитель:

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О том, что знаешь ты, а что-то мне известно!

Поговорим?

 Ученики: Поговорим! Нам будет интересно!

 Учитель: Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в первые минуты встречи?

(Как дела? Как настроение?)

 Учитель: Я бы хотела узнать о вашем настроении сейчас, в эту минуту.

Посмотрите внимательно на «пушистиков». У них разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

(Дети раскрашивают «пушистиков»)

Учитель: Хорошо, а теперь охарактеризуйте своё настроение одним словом, какое оно?

(Хорошее, радостное, печальное)

Учитель: Итак, незаметно для себя мы приступили к общению.

 Учитель: Для серьёзного и важного разговора умные собеседники всегда определяют тему.

2. Постановка проблемы.

 Учитель: Отгадайте загадку.

 В птичник повадится – жди беды. 

 Рыжим хвостом заметает следы. 

 Учитель: Кто это? ( Лиса.)

 Учитель: Прочитайте предложения.

      Жила - была лиса. И захотелось лисе рыбки. Нашла лиса прорубь. Уселась на лёд и давай добычу поджидать. Долго ждала лиса. Вот хвост у лисы и примёрз. Тявкает лиса, а бежать не может. 

Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом?

Учитель: Почему? Что такое текст?

Учитель: Правильно. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке.

Сказки, рассказы, стихи – это тексты.

Учитель: О ком этот текст?

Учитель: А  нравится ли вам  этот текст?

Учитель:  Почему? (Постоянно повторяется слово лиса.)

Учитель: А как можно исправить этот недостаток?  (Заменить другими словами)

Учитель: Правильно. А какими словами?  (Словами близкими по смыслу)

Учитель: А что же это за слова – близкие по смыслу?  (Синонимы и родственные слова)

Учитель: Другими словами, мы с вами  сегодня  поработаем редакторами.

Учитель: Кто же такой редактор?

Учитель: Кто нашёл толкование этого слова?

Учитель: А как вы это сделали?

Учитель: Подберите однокоренной глагол к слову редактор?   (Редактировать)

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учитель: Займёмся редактированием текста, т. е. исправлением повторов.

Учитель: Вспомним, что такое синонимы? Их мы будем записывать слева.

Учитель: А что такое родственные слова? Их мы будем записывать справа.

Учитель: Посмотрите отрывок из сказки «Лиса и волк» и скажите, как автор называет лису. (Просмотр сказки.)

 Учитель: Как автор называет лису? (Кумушка.)

 Учитель: В какой столбик запишем слово кумушка?

 Учитель: Кого называют кумушкой?

Физкультминутка. 

«Поработали ребятки, 

А сейчас все на зарядку! 

Тихо встаньте, улыбнитесь, 

Все в зверюшек превратитесь. 

(дети надевают маски или изображают своих любимых зверюшек) 

Сколько в класс пришло зверей, 

Не узнать моих детей! 

Кто зайчишка, кто лисичка, 

Кто медведь, кто кот, кто птичка? 

Веселее в пляс пускайтесь, 

Все танцуйте, не стесняйтесь! 

(звучит музыка, дети танцуют) 

За работу нам пора. 

Сядьте тихо, детвора» 

Учитель: А есть ли здесь «родственники» слова лиса? ( Лисичка.)

Учитель: О лисе придумано не только много сказок, но и басен.

Учитель: Послушайте басню И. Крылова «Ворона и лисица» и быть может, и здесь вы найдёте нужные нам слова.

 (Инсценировка басни.)

Учитель: Если здесь нужные нам слова?

Учитель: Куда запишем слово плутовка?

Учитель: А лисица?

Учитель: Какой показана лиса в басне?

Учитель: Прочитайте следующее выражение?

 Хитрый как лиса.

 Учитель: О каком человеке так говорят?

 Учитель: Но не только сказки, стихи, пословицы придумал народ о лисе, но и загадки.

 Учитель: Прочитайте одну из них.

 Рыжая охотница в птичнике пирует, кур ворует. 

 Учитель: Как здесь автор называет лису?

 – В какой столбик запишем это выражение?

Учитель: Прочитайте слова – синонимы, родственные слова.        

 Родственные слова                     Синонимы 

Лисичка.                                                 Кумушка. 

Лисица.                                                  Плутовка. 

                                                              Рыжая охотница.

3. Орфографическая подготовка. 

 Ж…ла, подж…дать, добыч… 

 Учитель: Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова?

 Лё…, прору…ь, примёр… 

 Учитель: Назовите имя этой орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

4. Редактирование текста. 

 Учитель: Итак, редактируем текст.    

 Учитель: Пользуясь трафаретом можете нарисовать героиню нашего урока.

 5. Самостоятельная работа.

 6.Чтение работ. 

 7. Рефлексия. 

 Учитель: Перед вами несколько картинок: тучка, солнце и солнце в туче.

 Если вам урок понравился и вы справились с работой, поднимите картинку –

 солнышко, если у вас не всё получилось – солнце в тучке и, наконец, если вам

 урок не понравился,  и вы не научились редактировать текст – тучку.

8. Итог урока. 

 – Ребята, я благодарю вас за творчество и желаю новых успехов.

        Литература:

1.Печкурова О.В. Современные уроки развития речи.Изд. «Феникс»,2003.

2. Синицын В.А. Путь к слову._АО «Столетие», Москва 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Типы текстов.

Урок развития речи "Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)" 2 класс....

Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и                   опорным словам» - 2 класс.   ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения

Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)

Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)...