Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    конспект урока "Служебные части речи"

    Шеховцова Виктория Владимировна

    ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ .

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Урок русского языка в 4 классе по программе: «Планета знаний» авт. Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.Урок составила Шеховцова В.В.учитель начальных классов МОБУ СОШ № 5 г.Таганрога
    Служебные
    части речи
    Цели урока 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;2) Доказать значимость служебных частей речи;3) Совершенствовать устную и письменную речь;4) Воспитывать внимательность и активность; Чистописание:
    @ @
    Обобщение знаний
    1. Что такое речь?2.Из чего состоит речь? 3. Чем отличаются слова друг от друга?
    Если всадник упал духом ,то и конь не скачет.
    Выполните синтаксический разбор предложения
    Какие слова вызвали затруднения?
    Какие части речи вам известны? Каково их общее название?
    Самостоятельные части речи:Имя существительноеИмя прилагательноеИмя числительноеМестоимениеГлаголНаречие
    Являются членами предложения; Имеют лексическое значение; Отвечают на вопросы;
    Попробуйте составить предложения из данных слов
    В, И, НЕ, ОТ, ПРО, ЗА, но, А, К, ПО, ИЗ,О, Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Придумайте для них общее название.
    Ч А С Т И Р Е Ч И: 1. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ 2. СЛУЖЕБНЫЕ
    Они неделимы и целы,Корней и приставок в них нет,Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет.
    Каким частям речи посвящается урок?
    Они неделимы и целы,Корней и приставок в них нет,Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет.
    Найдите и обозначьте самостоятельные и служебные части речи
    1 вариант
    2 вариант
    Отредактируйте предложенияОбведи кружком служебные части речи
    Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. (К.Паустовский)
    Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь. (Ч.Айтматов)
    Проверь: 1 вариант 2 вариант Истинная любовь к Для меня русский своей стране не язык в неменьшеймыслима без любви степени родной с к своему языку. детства, родной на всю жизнь.Какую роль выполняют служебные части речи? РАБОТА В ГРУППАХ Служебные части речи
    Не отвечают на вопросы
    Не имеют лексического значения
    Не являются членами пред-ложения
    Не употребля-ются без са –мостоятельныхчастей речи
    Вечер …ночи пробирался;… ночлег Иван собрался;Вдоль … улице идет,Ест картошку … поет.… он поля достигает,Руки … боки подпирает… … прискочкой … пан,Боком входит … балаган.Все по – прежнему стояло,… коней … … бывало;… игрушка – горбунок… его вертелся ног.Слова для справок:У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как
    Восстанови текст (по произведению Ершова «Конёк-Горбунок»)
    Предлоги, союзы, частицы-Все встали в один хоровод,Служебные важные лица – На редкость серьезный народ.Без них обойтись невозможно,И знают об этом они.Всегда и во всем осторожны:Нигде не гуляют одни.Но исподволь и незаметноЗначение свое привнесут,Здесь свяжут, а рядом разделятУкажут и силу дадут!
    Сегодня на уроке я узнал…Сегодня на уроке я учился …
    Домашнее задание Составить сказку(5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    1. Тема урока: «Служебные части речи»

    2. Ф. И. О. учителя: Шеховцова В.В., класс: 4 б; дата: 12 марта 2012 г.

    3. Учебный предмет: русский язык

    4.Автор УМК «Планета знаний»: Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина

    5. Цель урока: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи.

    6. Форма урока: комбинированный

    7. Оборудование урока: учебники, рабочие листы для учащихся, учебные принадлежности, мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи” (Приложение) 

    8. Задачи урока:

    — образовательные:

    1. обобщить знания о самостоятельных частях речи;
    2. дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
    3. обобщить и систематизировать знания о служебных частях речи;  
    4. продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в     тексте служебных слов и правильное их употребление;

    — развивающие:

    1. умение сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на        основе наблюдений делать выводы;
    2. умение работать самостоятельно и коллективно;
    3. развивать творческие способности учащихся;
    4. развивать языковые и лингвистические компетенции;

    — воспитательные:

    1. воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути ее достижения;
    2. ответственное отношение к учебе, требовательность к себе;
    3. уважительное отношение к окружающим;
    4. воспитывать у обучающихся способности: работать самостоятельно, брать на себя ответственность при командной работе, проявлять инициативу;              

             

    Планируемые результаты

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    - ученик  получит возможность научиться употреблять служебные части речи в деформированном тексте;

    Познавательные:

    - проводить целенаправленные наблюдения за признаками служебных частей речи и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

     - понимать информацию, представленную в виде таблицы;

    - устанавливать связь между самостоятельными и служебными частями речи;

    Регулятивные:

    - понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

    - замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

    Коммуникативные:

    - строить понятные для партнера высказывания;

    - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

    - осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

    - называть характерные признаки самостоятельных и служебных частей речи;

    - знать роль служебных частей речи в предложении;

    Основные понятия

    Служебные части речи, предлог, союз, частица;


                                   

                             Характеристика этапов  урока

    Этапы

    урока

                  Содержание этапа      

           Задачи этапа

    Методы и формы

    обучения

    1.

    Организационный момент: Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.

    – Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им  подарим свою улыбку.

    - Садитесь удобнее.

    - Закрыли глазки и мысленно сказали:

    Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ,  Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.

    - Открыли глазки.

    Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

    Создать внешнюю и внутреннюю   психологическую и физическую готовность;

    Побудительный диалог, медитация;

    2.

    Минутка чистописания. ( слайд 3)

    Где вы встречали такое изображение?

    Отработка каллиграфических навыков;

    3.

    Актуализация знаний.

    . Ребята, тема сегодняшнего  урока спрятана, я открою только последнее слово ,чтобы открыть все остальные слова нам надо ответить на ряд вопросов.(слайд 4)

    Запишите предложение в тетради и определите части речи(слайд 5) Какие слова вызвали затруднения? Нужно ли их изучать и зачем? Теперь мы можем открыть второе слово в теме урока. (слайд 6) По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой? (слайд 7)

    -выделение и формулирование целей урока;

    - постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

    .

    Решение учебных задач: наблюдение,

    классификация, анализ;

    4.

    Постановка темы урока.

    Попробуйте применить эти признаки к словам, вызвавшим у вас затруднения при разборе предложения. Поставьте перед собой учебную задачу ( будем изучать части речи, которые ничего не обозначают и ни на какой вопрос не отвечают) . (слайд 8) Посоветуйтесь в парах как могут называться такие части речи, если изученные ранее назывались самостоятельными? (выдвигаются различные названия-гипотезы).(слайд 9) Открывается на доске первое слово темы урока. Прочитайте тему урока.

    Подвести к названию темы.

    Проблемный, поисковый;

    5.

    Открытие новых знаний.

    Каким частям речи посвящен урок? (слайды10, 11) Найти в тексте и обозначить части речи. Служебные части речи могут быть выражены….

    (Ответы детей: предлог, союз, частица)(слайд 12)

    Вывод :Служебные части речи –это предлоги, союзы, частицы.

     Отредактируйте предложения (слайд 13) и проверьте (слайд 14) Какую роль в предложении выполняют служебные части речи?

    Вывод: Они обслуживают самостоятельные части речи.

    Работа в группах:

    Дети должны сделать выводы:

    1. служебные части речи не являются членами предложения.
    2. служебные части речи не

          отвечают на вопросы.

    1. служебные части речи не изменяются.
    2. служебные части речи не имеют лексического значения.

    (слайд 16) 






    Выявить знания, расширить, углубить их. 









    Подводящий диалог; проблемный диалог;

    6.









    Закрепление материала путем выполнения практических заданий. (слайды 17,18,19)

    Выполнение практических упражнений;



    Словесный диалог;



    7.

    Подведение итогов урока;

    Что нового узнали?

    Где эти знания можете применить в жизни?

    (слайд 20)

    зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

    Словесный диалог;

    8.

    Домашнее задание:

    (слайд 21)

    Зачем это надо делать?

    Смотивировать закрепление материала в домашних условиях.


    Предварительный просмотр:

    «Крестики - нолики»

    Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов

     Шеховцова

    Виктория Владимировна

    учитель начальных классов

    МОБУСОШ № 5

    г.Таганрог

     «Крестики – нолики»

    Цель

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи

    1. Закрепление  знаний учащихся  о законах здорового питания, необходимости соблюдения режима дня,
    2. Учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания. 
    3. Развитие познавательных процессов, творческих способностей, воображения, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.

    Возраст участников

    4  классов

    Оборудование

    1. М ультимедийный проектор
    2. компьютер

    Оргмомент.

    - Сегодня мы играем в эту игру «Крестики – нолики». Одна команда – это «крестики», вторая – «нолики».  Но наша игра – интеллектуальная, поэтому прежде, чем занять клетку вашим знаком, нужно ответить на вопрос. Тема нашей игры «Здоровое питание».

    Команды выбирают тему и получают вопрос. Если данная команда отвечает на вопрос правильно, то эта заполняется знаком, соответствующим названию команды. Если ответ неверный, клетка заполняется знаком команды - противников. Право выбора вопроса у той команды, которая заработала свой знак. Выигрывает тот, кто быстрее закроет своими знаками столбец: горизонталь, вертикаль,  диагональ или набрала большее количество своих знаков. Играть можно в несколько туров.

    Мясные продукты.

    1. Толстая сосиска (Сарделька)
    2. Знаем, что приносят вред

    Сладкие конфеты,

    Лучше  будем чаще есть

    Вкусные …. (Котлеты)

    Хлебные  продукты.

    1. Маленькое сдобное

    Колесо съедобное.

    Я один тебя не съем,

    Разделю ребятам всем. (Бублик)

    1. В кусочке пышного теста

    Нашлось для повидла место,

    Внутри него не бывает пусто –

    Есть мясо или капуста. (Пирожок)

    Рыбные продукты.

    1. Как правильно нужно чистить рыбу? (С хвоста)
    2. Какой полезный элемент, способствующий развитию умственных способностей, содержится в рыбе? (Фосфор)

    Сказочные продукты.

    1. Овощ, который помогает распознать настоящую принцессу. (Горох)
    2. Овощ, собирать который следует собирать всей семьёй. (Репа)

    Жидкие продукты.

    1. Суп из огурцов. (Рассольник)
    2. Если из яблок, груш, слив сварить суп, он будет называться… (Компот)

    Молочные продукты.

    1. Дырявый молочный продукт. (Сыр)
    2. Если молоко на сутки оставить в тёплом месте, то получится … (Простокваша)

    Натуральные продукты.

    1. Еда с глазами. (Яичница)
    2. Пища, которую можно найти в лесу. (Грибы, ягоды)

    Сладкие продукты.

    1. Сладость, которую опасно есть на жаре? (Мороженое)
    2. Оно трясётся на столе,

    А называется… (Желе)

    Витаминные продукты.

    1. Экзотический фрукт с чубчиком. (Ананас)
    2. Овощ, который отличает борщ от щей. (Свёкла)

     Подведение итогов. Награждение победителей.