План-конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шевелева Галина Валентиновна

Применение способов  практической деятельности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок русского языка в 3 классе

Тема: Предложения с интонацией перечисления.

Цель: получение нового знания

Задачи:

-  совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- формирование общеучебных умений;

- познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением.

-  развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию.

-  воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева, картинки с изображением транспорта.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

У: Прозвенел звонок, начался урок. Улыбнулись друг другу и приступим к изучению нового.

У:  И начнем наш урок со словарной работы.

  1.  Актуализация знаний.

Кораблик, машина, трактор, автобус, велосипед, экскаватор.

У: Посмотрите на картинки, какую из них вы бы исключили?

Варианты ответа: велосипед, потому что на нем может ехать только один человек.

Автобус, потому что это общественный транспорт.

Трактор, потому что ударение только в этом слове падает на первый слог.

Экскаватор, потому что только в нем 4 слога.

У: Вы согласны? (Д: нет!)

У: Почему? (Д: в слове велосипед тоже 4 слога)

Трактор, потому что только в нем 2 слога.

Кораблик, потому что это водный вид транспорта.

Демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.

  1.  Постановка проблемного вопроса.

У: А вы сможете написать это слово без ошибки?

Дети пробуют оба варианта написания – правильно и с ошибкой.

У: Кто же прав? Как проверить себя?

(Д: Можно посмотреть в словарике, спросить у учителя)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

У:  Какой возникает вопрос?

(Д: нам нужны знания, чтобы написать это слово правильно)

У: Мы еще не знаем, как пишется слово корабль. Какова будет наша задача?

Формулировка проблемы  ДЕТИ. Научиться писать слово  корабль грамотно.

  1.  Актуализация проблемы.

УЧИТЕЛЬ. Верно. Научившись писать это слово, мы сможем правильно писать и однокоренные слова. Это поможет нам и при работе над темой нашего урока.

  1. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

У: Откройте орфографические словарики. Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.

Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).

У:  Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль? От какого слова образовано данное?

Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.

У:  Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.

- Что у них общего?

И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?

Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.

Формулировка нового знания. В слове корабль пишется безударная гласная О.

Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).

  1. Применение новых знаний.

У:  Как можно назвать маленький корабль?

Д: Кораблик.

У:  Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?

Д:  Корабельные.

У:  Как называют людей, которые строят корабли?

Д:  Корабелы, кораблестроители.

- Запишите эти слова.

- Проверьте себя, сверяясь с докой.

- Какой общий корень у этих слов?

Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- …

У:  В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ).

- Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.

- Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание).

Аналогично разбираем слово кораблик.

Физпауза. (Для рук и глаз)

III. Сообщение темы и целей урока.

У: Слово корабль будет сегодня помогать нам работать над темой урока: Предложения с интонацией перечисления.

IV. Работа по теме урока.

  1.  Работа с текстом.

У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом.

У:  Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте.

Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия!

Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво.

Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво!

Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд.

 (После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам):

- О каких корабликах идет речь?

- Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики?

Д: Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта.

У: Что необычного в таких корабликах?

Д:  Они летают, как сказочный летучий корабль.

У:  Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?

У:  Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики.

Д:  Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении).

У: Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили?

Д:  Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые.

У: Так в устной речи вы показали интонацию перечисления.

- Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме?

Выслушать предположения детей.

  1. Работа над правилом.

Чтение вывода в учебнике .

У:  Теперь правильно запишите это предложение.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

У: Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления.

Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают.

Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу.

VI. Итог урока.

У: Я очень рада за вас. Сегодня вы сумели узнать много нового и интересного. Что нового узнали сегодня на уроке?

VII. Рефлексия.

У: - Понравился ли вам урок? - С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков).

- хорошее настроение.

- плохое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....