План-конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:"Правописание слов с буквой ь".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Хамцова Наталья Николаевна

Здесь описаны:цель,УУД,ход урока с призентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-конспект55 КБ
Файл Презентация836.72 КБ

Предварительный просмотр:

        План-конспект урока

по русскому языку

 во 2 классе по теме:

«Правописание слов с буквой Ь»

Декабрь,2012год.

     Учитель высшей категории

     Хамцова Наталья Николаевна

Урок русского языка во 2 классе

Тема. «Правописание слов  с буквой  Ь».

Цель: изучить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы  Ь.

УУД: научить обозначать мягкость согласных звуков на письме; развивать устную и письменную речь, память, внимание, наблюдательность.

                                       Ход урока.

I. Оргмомент. (Читаем вместе стих.)

                            Я тетрадь свою открою

                           И наклонно положу.

                           Я, друзья, от вас не скрою,

                           Ручку я вот так держу.

                           Сяду прямо, не согнусь,

                           За работу я возьмусь.

II.Актуализация знаний.

1.-Отгадайте загадку.

                          Тройка- тройка прилетела.

                          Скакуны в той тройке белы.

                         А в санях сидит царица.

                          Белокоса, круглолица.

                          Как махнула рукавом,

                          Всё покрыла серебром.

-Кто это?  (Зима.)    (СЛАЙД 1 с изображением  Зимы в сопровождении музыки Чайковского «Времена года».

Учитель. –Сегодня мы отправляемся  в путешествие по страницам зимней книги, сможем закрепить свои знания и узнать много нового.

2.-Итак, Зима приготовила вам  1-е задание.

-На доске даны буквы.

-Какие это буквы? (это буквы гласных звуков)

        а  и о ы е

        ю я э ё у

-На какие 2 группы их можно разбить?(указыв. на твёрдость и на мягкость)

                                                                          ( буквы, которые могут обозначать 2 звука и 1)

3.Словарная работа.( на карточках)

М…роз, д…кабрь, сн…гири, …дежда, ин…й, уч…ники, яг…да, к…пуста, в…тер.

-Очень интересное слово  ВЕТЕР. Мы часто его слышим.

-А кто может объяснить значение  фразеологизмов

              НЕ  БРОСАЙ  СЛОВ  НА  ВЕТЕР,

              ПРОКАТИТЬСЯ С ВЕТЕРКОМ.

              ПОПУТНОГО ТЕБЕ ВЕТРА . (пожелать удачи)

-Видите, какой богатый русский язык. Известный писатель К. Паустовский писал, что русский язык творит чудеса. Нет  ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Давайте вернёмся к словарным словам.

-Назовите  такие слова, в которых все согласные твёрдые. (мороз, капуста, ягода)

-Назовите слова, где все согласные мягкие. (ученики, иней)

-Назовите слово со всеми глухими согласными. (капуста)

-А какое слово нельзя перенести?(иней) Почему?

-А как ещё нельзя переносить слова?

-Назовите слова, начинающиеся с гласной.

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.(ягода)

-Почему?

-Назовите слово, где наоборот букв больше, чем звуков. (декабрь)

-Запишите его и укажите, сколько в нём слогов, букв и звуков.

-А что обозначает слово  ДЕКАБРЬ? (название месяца)

-Какой он по счёту? (12)

-Как вы понимаете такую пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает?»

4. Знакомство с новым словом.

-Сегодня познакомимся ещё с одним словом.

ЗАГАДКА.              И мальчишки, и девчонки

                                 Очень  любят  нас зимой,

                                Режут лёд узором тонким,

                                Не хотят идти домой.

                                Мы изящны и легки,

                                Мы – фигурные …(коньки).  ( СЛАЙД  2)

-Запишите это слово, поставьте ударение,  назовите безударную гласную, которую надо запомнить.

-Как вы думаете, слова  КОНЬ и КОНЬКИ однокоренные?

-Какие  2 признака однокоренных слов знаете?

СЛАЙД 3.              УЧИТЕЛЬ.  -  Сейчас это не однокоренные слова, слишком разное у них значение. А раньше они были однокоренными. Дело в том, что  при царе Петре 1 полозья коньков  спереди украшали  фигурками, похожими на голову коня. Если вы это запомните, то будете правильно писать непроверяемую безударную гласную в корне этого слова

-Как  называется вид спорта, связанный с коньками? (фигурное катание, конькобежный)

-А как называют человека-спортсмена? (конькобежец)

СЛАЙД 4.

-Запишите это слово после слова  КОНЬКИ. Это необычное слово, в нём  2 корня. Может кто-то догадался какие?(происходит чередование согласных)

5. Беседа о зимних видах спорта.

-Какие зимние виды спорта вы знаете? ( биатлон,  хоккей, лыжный, санный спорт,  бабслей )

-А каким видом спорта вы занимаетесь?Нужно ли заниматься спортом?Почему?

-МОЛОДЦЫ! Спорт-это красота, грация, здоровье, сила…

-Кто знает, какое спортивное международное мероприятие будет  проводиться в нашей стране зимой и где? (Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году.)

-Это большая честь для нашей страны.

III.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. – Что объединяет в написании слова  ДЕКАБРЬ  и КОНЬКИ? ( ь)

-Что вы можете сказать о мягком знаке в этих словах?

-Где стоит и для чего служит?

УЧИТЕЛЬ. – В 1 классе мы уже знакомились с Ь.

-Что это за буква?

-Как вы думаете, над  чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

-Какие цели поставим перед собой для изучения этой темы? ( научиться писать слова с Ь, развивать речь, память…)

СЛАЙД  5.

2. СТИХ.  ( читает ученица)Запомните слова с Ь.

                                 Мягкий  знак - хитрый знак,

                                 Не назвать его никак.

                                 Он не произносится,

                                 Но в слово часто просится.

                                 Почему у дома угол

                                 Превратился сразу в уголь?

                                 Без пожара, просто так?

                                 Это сделал  мягкий знак!

-Какие слова с Ь встретились в стихотворении? (назвать, уголь)

-Где в них стоит  Ь?

-Для чего служит?

 УЧИТЕЛЬ. – Ученые, изучающие русский язык, сказали, что буква Ь-талантлива?

-Что это значит?

-Образуйте к слову  ТАЛАНТЛИВЫЙ  синоним.

-Какие слова  мы называем  СИНОНИМЫМИ? (одарённый, способный, гениальный)

- Какой вывод можно сделать о  Ь?

СЛАЙД 6.

*Не обозначает собственного звука.

*Может влиять на звук, стоящий перед ним.

*Не может стоять в начале слова, т. е. не имеет заглавной буквы.

3. Кроссворд. Работа в парах.

-Попадаем на следующую страницу Зимы, где она приготовила для нас задание, которое вы будете выполнять в парах.

-На лесной опушке собрались животные. Отгадайте, какие. ( На столе карточка с кроссвордом, слева таблица, справа - загадки.)

             * Меньше тигра, больше кошки,  

                 над ушами кисти-рожки

                 С виду кроток, но не верь,

                  страшен в гневе этот зверь. (рысь)

Р

Ы

С

Ь

   

Л

О

С

Ь

   

О

Л

Е

Н

Ь

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь

 

                           

           *Трав копытами касаясь,

             ходит по лесу красавец.

            Ходит смело и легко ,  

            Рога раскинув широко. ( лось )

          *Хоть верь, хоть не верь,

           пробежал по снегу зверь.

           Нёс на лбу он неспроста

           два развесистых куста. (олень)

       *Летом гуляет, а зимой отдыхает. (медведь )

      *Красногрудый, чернокрылый,

        любит зёрнышки клевать.

        С белым снегом на рябине        

        он появится опять.   ( снегирь )

    (Проверка в паре- один читает, другой говорит отгадку)  

СЛАЙД 7.

-Легко ли животным зимой? Почему?

-Как человек может  им помочь?

-Что объединяет все названия животных? ( на конце Ь )

-Для чего он здесь служит?

IV.Ф/м.

-А сегодня у Зимы - новоселье.

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба-

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога-

Вот такой ширины!

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ,

Двери комнат отворяем

Слева - хлоп, справа- хлоп!

V. Закрепление.Работа в группах.

1.-А следующее задание необычное, называется « Собери четверостишье».

Для этого вы будете работать в группах.

Учитель. – На  реке треснул лёд,  все слова - льдинки раскололись и перепутались.

-Поставьте их на нужное место, чтобы река снова замёрзла, и Зима смогла покататься на льду на коньках.

Для этого надо поработать в группах.

(на доске)

                           Режут лёд    …     ,звеня.

                           Словно     …    у меня.

                           Я     …      , лечу  по   …    -

                           Не беда,  …  упаду.

( ЛЬДУ, КРЫЛЬЯ, КОНЬКИ , СКОЛЬЖУ, КОЛЬ )   ( ДЕТИ ПИШУТ  В  ТЕТРАДЯХ )

   (проверка- я  вставляю карточку со словом )

2. Работа над текстом.

-Прочитайте предложения и скажите, являются ли они  ТЕКСТОМ.  Докажите.

                НАСТАЛИ   МОРОЗНЫЕ  ДЕНЬКИ. МАЛЬЧИКИ  ВЗЯЛИ  КОНЬКИ  И  ПОБЕЖАЛИ  НА  РЕЧКУ. ВЕСЕЛО   СКОЛЬЗИТЬ  ПО  ГЛАДКОМУ  ЛЬДУ.

-  Даны три заголовка. Какое из них  наиболее точно подходит к этому тексту?

                                  * Мальчики.

                                  *Каток.

                                  *Зимние забавы.

-Какие по интонации эти предложения?

VI. Рефлексия.  Игра  « Хоккей».

( 2 команды по 5 человек должны написать как можно больше слов  с Ь  в конце и в середине.)

 ( на доске пишу счёт )(1 к.-Снеговики.2 к.-Снегурочки)

VII. Д/з. Написать 10 слов с Ь по теме « Зима». Повыш. уровень- составить 2 предложения с любыми 2 словами.

VIII.  Итог  урока.

-Чем занимались?

-Что понравилось?

-Выполнили ли мы цель урока?

-Изучить новую тему нам  помогли знания об окружающем мире, о животных, о прекрасной русской зиме. Но больше всего дети любят замечательный  зимний праздник.

-Какой?  ( Новый год.)

- Сейчас , оценивая свою работу, вы будете наряжать ёлку. ( у детей  3 шара с надписями:     всё удалось,    могу лучше,    надо постараться)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»

Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»Класс: 3Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Цель:Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...