Урок -сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

 

Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфографические упражнения по подготовке к сочинению;

развивать устную и письменную связную речь учащихся, расширять кругозор, умение собирать разнообразные материалы к сочинению, внимательно относясь к слову, пробуждать интерес к наблюдениям, самоанализу, работе с книгой;

воспитывать  у детей любовь к родной стране, краю, бережное, осторожное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyk_sochinenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Открытый урок русского языка

                     

        Урок -сочинение

             по картине И.Левитана

                « Золотая осень»

Учитель Журавлева О.Л

Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфографические упражнения по подготовке к сочинению;

развивать устную и письменную связную речь учащихся, расширять кругозор, умение собирать разнообразные материалы к сочинению, внимательно относясь к слову, пробуждать интерес к наблюдениям, самоанализу, работе с книгой;

воспитывать  у детей любовь к родной стране, краю, бережное, осторожное отношение к природе.

Оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень», гербарий, словарная работа

                                        Ход урока.

1.Организация внимания учащихся

II.Вступительная беседа.

       Сегодня мы подводим итог нашей работе. В году 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Каждое время прекрасно и интересно по-своему. Сегодня к нам в гости пришла осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: « Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета».

Наша осень, правда золотая,

Как ее иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый пахучий

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки пахучие, крутые

То и дело шлепаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхозов морем полились.

 … Тишина в лесу. Оглянись! Какая  красота! Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки. Желтизна березок будто золотая. Но вот из желтизны проглядывает вечнозеленая хвоя елочек и сосен.  Свеж и прозрачен воздух. Голубое небо. Солнце ласкает землю.

        Паустовский, Пришвин, Скребицкий, Майков, Толстой и другие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

        О временах года создавали свои произведения и композиторы, и художники.

- Вспомните, кто из известных вам художников писал об осени? Исаак Ильич Левитан.

- Как называется его картина, воспевающая осень?

- Картина называется «Золотая осень»

III. Беседа по картине. Словарная работа.

(частичная)

-Представьте себе, что мы пошли на прогулку (открывается репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»)

-Куда мы пришли? (на опушку леса)

-Что обозначает слово «опушка»? ( край леса)

-Докажите, что на картине изображена осень.

-Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите  на эту картину?

          Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

- Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки?

-Почему осинки можно назвать трепетными?

-Как разукрасила из осень?

- Что еще можно сказать про осинки?

( Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)

- Какие  деревья изображены вдали?

-Что можно сказать о наших любимцах?

(Они собрались все вместе в кружок и водят хоровод)

- Какой наряд подарила этим березкам осень?

(Осень накинула на них легкие сарафаны)

- Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? ( это тоже береза)

- Какого цвета наряд у этой березки? ( она вся золотая)

- Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? ( одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)

-Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд?

- Докажите , что день, изображенный на картине, солнечный и теплый.

(небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)

- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя?

(показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное  настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)

- День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней?

(вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная)

- Верно. Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.

-А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы?

(Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)

- Посмотрите еще раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)

IV. Словарно-орфографическая работа.

(на доске слова)

з.л.тая                          бронзовая  к.льчуга

кр.савица                    лимонная ж.лтизна

легкие                         багряная

р.зоватые                    с.р.фан

облака                         к.сынка

треп.тная                     набросила

- О чем можно сказать «золотая», «красивая»? Подберите родственные слова.

- При описании чего можно использовать слова «легкие», «розоватые»? Подберите проверочные слова.

-Какая осенью береза, осина?

- Подберите к глаголу «набросила» слова, близкие по значению.

- Объясните значение слов «сарафан», «косынка».

- Разберите по составу слова «лимонная» , «желтизна»

V. Составление плана сочинения.

План.

                            1. Осень наступила.

2.Лес, точно терем расписной

3. Река луговая.

VI. Пересказ по частям, всего сочинения.

VII. Подбор эпиграфа ( домашнее задание индивидуально)

VIII.Запись сочинения.

IX. Перед написанием сочинения слушание отрывка из «Времен года» П.И.Чайковского «Осенняя песня»

X. Самопроверка.

XI. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»

        Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школ...

Урок русского языка в 4 классе. Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 4 классе. Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"...

Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

Сочинение по картинеИ.Левитана«Золотая осень»...

Памятка для написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"

Памятка для сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....