Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
статья по русскому языку по теме

Мамасуева Нина Ивановна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе

(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов)

Мамасуева Нина Ивановна

ГБОУ школа №102

г.Санкт-Петербург

        Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе в период обучения русскому языку, так как он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации.

        Некоторые виды грамматического разбора тесно связаны между собой: разбор по составу слова с орфографическим разбором;  синтаксический разбор в  с морфологическим.

        Грамматический разбор проводится при проверке домашнего задания (индивидуальная работа у доски, на карточках), при актуализации опорных знаний ( при синтаксическом разборе предложения перед знакомством с однородными членами); при закреплении полученных знаний, при проведении повторительно-обобщающих уроков, контрольных уроков, при текущем повторении.

        Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.

        Программу начальной школы по русскому языку условно можно обозначить такой схемой:

Программа:

1. Звуки, буквы – 1 класс

2. Части слова, состав слова – 2 класс

3. Части речи – 3-4 класс

 ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная тема.

        Все уроки по русскому языку в начальной школе должны быть направлены на цель: умение распознавать, составлять грамотные предложения и использовать их в устной и письменной речи.

        А теперь рассмотрим некоторые виды грамматических разборов:

        1. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА (звуко-буквенный).

        При фонетическом разборе слов надо отработать и знать следующее:

1) Правильно ставить ударение, делить слова на слоги.

2) Гласные бывают ударные или безударные.

3) Согласные бывают твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.

4) Ь и Ъ звуков не обозначают.

5) А. О, У. Ы, Э в слиянии с согласными обозначают твердые согласные звуки.

    Я. Ё, Ю, Е – мягкость согласных звуков или 2 звука, когда стоят после гласной, Ь, Ъ или в начале слова.

     И – мягкость согласных звуков.

6) Л, М, Н, Р, Й – всегда звонкие непарные; Й, Ч, Щ – всегда мягкие; Ц, Ж, Ш – всегда твердые.

Примеры разбора слов:

Го ра  - 2 слога, 4 буквы, 4 звука

г – [г] согласный, твердый парный, звонкий парный [к  ]

о – [а] гласный, безударный

р -  [р] согласный, твердый парный, звонкий непарный

а – [а] гласный, ударный

Обратить внимание на несоответствие:  звук – буква( в слове «гора» безударная гласная в корне слова, проверяем -  горы, горный).

Ель ник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков

е – [й,]  согласный, мягкий непарный, звонкий непарный

       [э]          гласный, ударный

л – [л,]  согласный, мягкий парный, звонкий непарный

ь -  [ ]

н – [н,] согласный, мягкий парный, звонкий непарный

и – [и] гласный, безударный

к – [к] согласный, твердый парный, глухой парный [г]

Обратить внимание на Ь: какую роль он выполняет в слове (показатель мягкости предшествующего согласного звука).

Зверь ки – 2 слога, 7 букв, 6 звуков

з – [з] согласный, твердый парный, звонкий парный [с]  

в – [в,] согласный, мягкий парный, звонкий парный [ф,]

е– [и] гласный, безударный

р– [р,] согласный, мягкий парный, звонкий непарный

ь – [ ]

к – [к,] согласный, мягкий парный, глухой парный [г]

и – [и] гласный, ударный

Обратить внимание на несоответствие звук – буква «И»-«Е» ( безударная гласная в корне слова, проверяем – зверь); почему в слове звуков меньше, чем букв( Ь звука не обозначает).

        2.МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА ( разбор слова по составу).

         Разбор слова по составу – это выделение частей, из которых состоит  слово.

        В этой связи необходимо периодически повторять определения частей слова, алгоритм их нахождения, осуществлять практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, объяснять трудные случаи написания слов, учить детей понимать структуру слова.

        Этому способствуют различные занимательные упражнения:

а)подбери и напиши однокоренные слова, выдели корень

ГРИБ   - человек, который любит собирать грибы - ……………(грибник)

             - маленький гриб …………...(грибок)

             - часть гриба под землей …………………….. (грибница)

ВАЛ     - дорога через горный хребет …………….(перевал)

             - остановка в пути……………. (привал)

             - снежные глыбы, которые обрушились с гор……….. (обвал)

б) подбери слова к данным схемам:

          ^                                             ¬           ^

    лодка                                              подводная

    травка                                             подснежники

в) можно ли сказать, какие слова здесь «зашифрованы», и к каким частям речи они относятся:

______________ а                             _____________ ий        ______________ ют

школа                                                 синий                            рисуют

прибежала                                         санаторий                     поют

г) от данных корней образовать слова разных частей речи

Корень

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

бел

белизна

белый

белить

черн

чернота

черный

чернить

рад

радость

радостный

порадовать

бег

бегун

беговая

бегать

сад

посадка

садовый

пересадить

игр

игрок

игровой

играть

тормоз

тормоз

тормозной

затормозить

        Разобрать слово по составу – не всегда легкое занятие. Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики. Словесная «архитектура» порой аж захватывает дух, сказочная биография отдельных простеньких слов поражает, а разбор слова по составу становится нередко настоящим детективным поиском.

        Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей интерес к слову и русскому языку в целом.

        Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, его лексическое значение.

        И так, порядок разбора слова по составу:

1) Лексическое значение слова.

2) Часть речи.

3) Окончание (изменяю слово).

4) Основа (часть слова без окончания).

5) Корень (подбираю родственные слова).

6) Суффикс (подбираю слова с таким же суффиксом).

7) Приставка (подбираю слова с такой же приставкой).

        При разборе слова по составу обратить внимание на орфограммы в частях слова.

А такое стихотворение поможет ученикам запомнить порядок разбора:

Помни, при разборе слова

        Окончанье и основу

        Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

        А приставка – впереди.

        

        Разбор слова по составу:   зверьки

1) Зверьки – слово обозначает небольших хищных животных.

2) Кто? Зверьки. Это имя существительное.

3) Изменяю это слово по падежам: зверьков, зверькам, о зверьках. Окончание  -и.

4) Основа слова – зверьк- .

5) Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова: зверь, звериный, зверинец, озвереть. Корень – зверь.

6) Суффикс – к. Подбираю слова с таким же суффиксом: дочка, печка, стрелка.

        Орфограммы: в корне слова безударная гласная е , проверочное слово – зверь; ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука [р,].

        3.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( производится в совокупности с морфологическим).

        План синтаксического разбора предложения:

1) По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) По интонации (восклицательное, невосклицательное).

3) По составу (простое или сложное, распространенное или нераспространенное, с однородными членами или нет).

4) Главные члены предложения (грамматическая основа).

5) Второстепенные члены.

        Образец разбора:

     Прил.                 Сущ.                   Глагол              Пр.         Сущ.        Сущ.

Лесные      зверьки    запасают   на     зиму   орехи.

        

           Данное предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое; основа предложения: подлежащее – зверьки, сказуемое – запасают; второстепенные члены: определение – лесные, дополнение – орехи, обстоятельство на зиму. Словосочетания: лесные зверьки, запасают орехи, запасают на зиму.

           Для разбора можно давать и такие предложения (даже во втором классе):

Набежал   ветерок   и   поднял   пыль   на   дороге.

        

             А затем предложить детям это простое предложение превратить в сложное.

Набежал    ветерок,   и  поднялась  пыль  на  дороге

        

             Эффективны упражнения с предложением: изменять предложения по цели высказывания и интонации:

Мама пришла. (Повествовательное, невосклицательное.)

Мама пришла! (Повествовательное, восклицательное.)

Мама пришла? (Вопросительное, невосклицательное.)

Мама пришла?! (Вопросительное, восклицательное.)

Мама, подойди к бабушке. (Побудительное, невосклицательное.)

Мама, подойди к бабушке! (Побудительное, восклицательное.)

                 При разборе предложения можно провести и морфологический разбор одного или нескольких слов. Таким образом, повторяются основные признаки частей речи.

4.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР.

                 Из предложения « Лесные зверьки запасают на зиму орехи.» для разбора возьмем слово орехи.

                 Орехи – имя существительное, что? орех (начальная форма).

                               Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, мужского рода,

                               2 склонения.

                               Непостоянные признаки: во множественном числе, в винительном

                               падеже.

                               Синтаксическая роль: запасают (что?) орехи (дополнение).    

5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА.

                   При орфографическом разборе необходимо соблюдать этапы решения орфографических задач:

1) Нахождение орфограммы и определение ее типа, в какой части слова она находится.

2) Решение задачи в общем виде (вспомнить правило).

3) Нахождение способа проверки.

4) Запись слова:

                   

                   посадка – 2 орфограммы (парная согласная в корне слова, вспоминаем правило…, проверяем – сады; безударная гласная в приставке, приставка не изменяется  и пишется слитно)

   

                    Орфографический разбор слова производится и при проведении комментированного письма, при выполнении работы над ошибками. Большая самостоятельность учащихся проявляется в процессе письма с использованием алгоритма:

  • Проговариваю.
  • Определяю орфограмму.
  • Вспоминаю правило.
  • Применяю его.
  • Пишу.
  • Проверяю.

                     Устные и письменные грамматические разборы способствуют формированию орфографической грамотности учащихся, которая в свою очередь обеспечивается тесной взаимосвязью теории с практикой, знанием правил и умением применять их при написании конкретных слов и предложений.

 Литература

- Н.Н.Соловьева. Полный справочник по русскому языку. Москва, «Мир и образование», 2010 г.

-М.Б. Елисеева, Е.Г.Ковалевская. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации. Санкт-Петербург, «Паритет», 2006 г.

- Русский язык. 3-4 классы. Тренировочные упражнения. Составители И.Г.Смирнова, Т.В.Бондарева. Волгоград, «Учитель», 2007 г.

- С.И.Львова. Работа над составом слова на уроках русского языка. Начальная школа. Пособие для учителя. Москва, «Русское слово», 2001 г.

- В.А.Шукейло. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Санкт-Петербург, «СМИО Пресс», 1998 г.

- Т.В.Шклярова. Справочник начальных классов. Москва, «Терра», 2010 г.

- В.П.Канакина, Г.С.Щеголева. Русский язык.  Сборник диктантов и самостоятельных работ. Москва, «Просвещение», 2012 г.

- Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. Москва, «Просвещение», 1991 г.

- В.Волина. Веселая грамматика. Москва, «Знание», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды грамматических разборов

Виды грамматических разборов...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе

В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....

Урок русского языка "Виды грамматических разборов".

Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...

Памятки грамматических разборов в начальных классах

В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе...

Виды грамматических разборов в начальной школе

Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и  их письменного оформления  в начальной школе....

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"...

Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборов в начальных классах.

Памятка    к  проведению  морфологического    и синтаксического  разборов   в начальных классах....


 

Комментарии

Спасибо, очень полезная статья. Помогает систематизировать полученные знания.

Леонтьева Елена Анатольевна

Замечательная "помогалочка" родителям, когда с детьми дома уроки делают!!! А то мы (родители) уже многое из начальной школы позабыли. Приходится учиться вместе с нашими детьми!