Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Гришина Татьяна Андреевна

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России".

На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, подводит учащихся к открытию нового знания, использует различные формы работы, разноуровнивые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogoyazyka_pravopisanie_tsya_i_tsya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 4 классе

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице.

Цели урока: познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксами возвратного значения; формировать умение писать глаголы с -тся и             ться;

развивать речь учащихся, мышление, внимание, умения применять правило, действовать по алгоритму;

воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной работы; схемы, иллюстрации ,магнитофон, аудиокассеты.

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит преодолеть еще один риф в океане знаний.

Какой? Вы узнаете чуть позже. А пока нужно подготовиться к новым испытаниям и вспомнить то, что вы уже знаете.

II.Чистописание.

На доске слова: сб. жать, рису. т, вк . тить, здоров . е, корм .т.

-Прочитайте слова.

-Исключите из этого ряда «лишнее». Ответ обоснуйте.(Здоровье)

-Разделите глаголы на две группы по нескольким признакам одновременно.

(Глаголы неопределенной                                            Глаголы 3 лица, ед. числа,

формы, с безударной гласной                                      с безударной гласной в окончании

в корне слова:                                                                     глаголов:

сбежать                                                                               рисует

вкатить                                                                              кормит)

-Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.

-Буквы, которые будем писать на чистописании, вы найдете в данных глаголах.

-Первая и вторая буквы находятся в приставке глаголов  неопределенной формы(с в).

-С третьей и четвертой буквы начинается корень глаголов 3 лица (р к).

-Пятая буква обозначает согласный, парный, глухой, мягкий в суффиксе глаголов неопределенной формы (т).

- А последней будет буква, которая не обозначает звука (ь).

-Напишите «цепочку» из этих букв до конца строки каллиграфически правильно.

-Свркть

III.Словарно - орфографическая работа.

-Кто догадался, с каким словом из словаря познакомимся сегодня на уроке?

На доске карточка: сверкать

-Что означает это слово?

-Запишите в тетрадь. Объясните написание.

-Что еще можете сказать об этом слове?(Глагол ,неопределенной формы, 1 спряжения).

-Подберите и запишите синонимы к глаголу сверкать.(Сиять, светить, блестеть).

-Составьте с этим словом предложение по картинке. (На доске картинка)

-Запишите в тетрадь.(Запись на доске и в тетради).

-Объясните знакомые орфограммы.

IV.Синтаксический разбор предложения:

В темном небе ярко сверкает ослепительная молния.

V.Морфологический разбор глагола  сверкает.

VI.Изучение нового материала.

1.Наблюдение над глаголами в неопределенной форме и в 3-м лице единственного числа.

-Прочитайте слова на карточках.

-Найдите в каждой строке «лишнее» слово и запишите. Ответ обоснуйте.

-На  доске и в тетрадях: учится, учиться, готовится, готовиться, кататься, катается.

-Что общего в глаголах? (Сочетание –тся).

-Чем отличаются? (В одних тся с ь знаком, а в других без ь знака).

-Попробуйте сформулировать тему урока.

2.«Открытие» детьми нового знания.

-Разделите эти глаголы на две группы.

учится                                               учиться

готовится                                        готовиться

катается                                          кататься

-Поставьте вопросы к глаголам каждого столбика.

-Определите лицо глаголов.

-Сравните правописание глаголов и вопросы, на которые они отвечают.

-Какой вывод можно сделать?

(Если глагол отвечает на вопрос что делает? Ь знак перед -ся не пишется, а если отвечает на  вопрос что делать?то ь знак пишется).

- А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице 83.

-Прочитайте.

-Как же пишутся глаголы в неопределенной форме и 3-м лице?

-Приведите свои примеры.

-Почему в сочетаниях -тся и –ться то пишется буква ь знак, то не пишется?

-Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?

-А сейчас послушайте стихотворение:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Так как ь знак в вопросе

И в глаголы его вносим.

Зарядка для глаз(презентация).

-Вы писали и читали, глазки ваши подустали.

-А сейчас гимнастика для глаз.

VII.Первичное закрепление изученного.

1.Упражнение 362 на странице 89 – с комментированием.

-Расскажите, какие способы проверки использовали?(Определяли форму глагола или ставили к глаголу вопрос).

-На какое еще правило встретились глаголы в этом упражнении? (Правописание буквы ь в глаголах 2 лица ед.числа).

Музыкальная пауза.

-Послушайте фрагмент из произведения П.И.Чайковского и попробуйте определить какое время года изобразил композитор.

-Это весна.

-Верно. Произведение называется «Времена года. Апрель».

-Какая была музыка?

-Какие картины можно представить, слушая музыку? (Как распускаются на деревьях первые листочки; как птицы начинают строить гнезда; как появляются первые бабочки; бегут шумные ручейки; появляются первые весенние цветы).

-У композитора –звуки, у художника- краски, у поэта- слово. И каждый из них по-своему изображает это прекрасное время года.

VIII.Творческая работа в группах.

-Сейчас вы поработаете в группах.

-Первая группа составит и запишет небольшой текст на тему: «Вот и весна», включив глаголы с изученной орфограммой, а вторая группа выполнит работу, используя карточку с опорными словами.

Проверка работы.

 -Прочитайте, какие тексты составили ребята первой группы.

-Какие глаголы с изученной орфограммой использовали? Как написали?

-А какой текст получился у ребят второй группы? Прочитайте.

-Назовите глаголы с изученной орфограммой. Объясните правописание.

IX.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему учились?

-Какие два способа проверки запомнили?

-Приведите примеры.

-А сейчас оцените свою работу на уроке, ипользуя «светофорчики».

-Если на уроке было интересно и все понял - зеленый.

-Если было интересно, но трудно - желтый.

-А если не усвоили материал - красный.

X.Домашнее задание.

Упр.368, с.83, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка по теме: «Строение и написание глаголов в неопределенной форме»

УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель: Создание условий для формирования умения образовывать глагол в неопределенной формеЗадачи:...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....