Олимпиада по русскому языку в 1 классе по программе «Школа 21 век»
олимпиадные задания (русский язык, 1 класс) по теме

Олимпиада по русскому языку для учащихся 1 класса с различным уровнем сложности, состоящая из разнообразных вопросов нестандартного характера. Основные олимпиадные задания оценены баллами для более легкой оценки результатов. Материал пригодится учителю и на обычных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse_po_programme.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку в 1 классе по программе «Школа 21 век»

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.В слове есть 5 согласных и 2 гласных звука.

Сколько в этом слове слогов?

2.Сколько слогов в имени ослика Иа? Можно ли это имя перенести?

3.Расшифруй  пословицу:

Б_З Т_УД_  НЕ   _ЫТ_ЩИ_Ь

И  _Ы_КИ  _З  _Р ДА.

4.Какое правило иллюстрирует это стихотворение?

В поле травы хороши, а на речке камыши.

Мимо поля, мимо ржи шли колючие ежи.

5.Какое слово не происходит от слова «СЛОН»?

Слониха, слоновый, слоненок, прислонился, слоник.

6.Название этого чудесного насекомого в старину означало «Душа бабушки».

7.Какое правило иллюстрирует это стихотворение?

Я руки в воду опущу,

Я их в воде прополощу,

А может, я зажгу свечу,

А может, лампочку включу.

Ключи к заданиям оцениваемые в 1 балл.

  1. 2 слога
  2. 2 слога переносить нельзя
  3. Без труда не вытащишь рыбки из пруда
  4. Правописание сочетаний  жи – ши
  5. Прислонился
  6. Бабочка
  7. Правописание сочетанийчу  - щу

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1.Найди общий признак для всех слов.

а) Арбуз, мяч, колесо, кольцо;

б) Крокодил, трава, лягушка, зеленка, огурец.

Например:

Ежик, кактус, иголка, шип– все эти «предметы» колючие.

2.Расшифруй слова:

Язац, дедвемь, циласи,кровоа.

3.Составь словосочетание.

Глаза (какие?)……….

Улыбка (какая?) ……..

4.Запиши слова во множественном числе

Стол, стул, ухо, человек

5.Восстанови пословицу:

Не_____ сто _____, а _______, сто _______.

____ двумя _____ погонишься - _____ одного __  поймаешь.

6.Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова.

Шпага, база, шел, банк.

7.Добавь одну букву в начале слова. Чтобы получились новые слова.

Дача, порт, клад, рис.

Ключи к заданиям оцениваемые в 2  балла.

  1. а) Зеленого цвета, б) Круглой формы
  2. Заяц, медведь, лисица, корова
  3. Самостоятельная работа
  4. Столы, стулья, уши, люди
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  6. Шпагат, базар. Шелк. Банка
  7. Сдача, спорт, склад, ирис

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1.Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получилось несколько новых слов.

б _лка

2. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получилось несколько новых слов.

б_нт

3.Вспомни три слова, которые обозначают разные предметы, хотя пишутся и произносятся одинаково.

4.Выбери только предложения:

а) От инея побелели березки и осинки.

б) У дом стоит дуб раскидистый

в) По синему небу плывут пушистые облака

г) Собакой

д) Вода река чистый и светлый

е) Время быстро пробежало

5.Вставь подходящие по смыслу слова. Что объединяет все эти слова?

а) Труслив как ….

б) нем как …

в) Хитер как ….

г) Надут как …

д) Голоден как …

е) Упрям как …

6.Переставляя слоги, составь из данных слов новые слова.

Баран, кабан, мышка

7.Выпиши из предложения подлежащее и сказуемое.

Мальчик ел апельсин.

Рабочие строят дом.

Я рисую море.

Ключи к заданиям оцениваемые в 3 балла.

  1. Белка, булка, балка
  2. Бант, бунт, бинт
  3. Кисть, ключ, ручка
  4. а, в, е
  5. а)заяц; б) рыба; в) лиса; г) индюк; д) волк; е0 осел
  6. Ранка, банка, камыш
  7. Мальчик ел. Рабочие строят. Я рисую

Задания, оцениваемые в 4 балла.

1.Поставь в словах ударение. Сколько слов получилось?

Стрелки, гвоздики, замок, мука, стоит, косит.

2.Подбери к словам из левого столбика слова из правого  и составь предложения:

запевал                                     издалека

запивал                                    в хоре

увидали                                   без дождя

увядали                                   молоком

3.Выбери слова, в которых букв больше, чем звуков:

Яблоко, якорь, коньки, стройка, тополь, солнце, медвежонок, ель,  лестница

4.Выбери слова, в которых звуков больше, чем букв:

Ворона, ясень, ёжики, колокольчик, поездка, просьба, здание, юла, солнце

5.Выбери слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

Пальто, ёлка, юность, дверь, сердце, печенье, весна, одеяло, письмо, подъезд

6.Старенькая бабушка говорит: «табуретка», «патрет», «калидор», «синпатичный». Как правильно звучат эти слова?

7.Подбери слова близкие по значению.

дом - ……

дети - ……

лодырь - …..

печаль - ….

село - …..

8.Назови детенышей животных:

у кошки – котята,

у козы - ..,

у собаки - …,

у овцы - …,

у коровы - ….

у змеи -…,

у рыбы - ….

Ключи к заданиям оцениваемые в 4 балла.

  1. Стрелки, стрелки, гвоздики, гвоздики, замок, замок, мука, мука, стоит, стоит, косит, косит – 12 слов
  2. Запевал в хоре, запивал молоком, увидали издалека, увядали без дождя
  3. Коньки, тополь, солнце, лестница
  4. Ёжики, поездка, здание, юла
  5. Юность, печенье, весна, подъезд
  6. Табуретка, портрет, коридор, симпатичный
  7. Дом – здание, дети – ребята, лодырь –лентяй, печаль – грусть, село – деревня
  8. Козлята, щенята, ягнята, телята

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1.Вместо точек вставь 2 одинаковые буквы, чтобы получились слова, оканчивающиеся одинаково (рифма)

Д…, т…, к…, с…, гн…

2.Выбери из предложенных слов предлоги

Я, по,  около, иду,  в,  и,  она,  из,  а,  под,  ел.

3. Составь слова, соединяя слоги из разных столбиков

Фа                        тура

              Бал                      точка

              Куль                   соль

              Пас                     кон

              Вес                     порт

4.Замени выделенные слова близкими посмыслу

Седые горы –

     Бархатный голос

     Железные мышцы –

     Тяжелый взгляд   -

     Легкий характер –

5. Допиши ещё одно слово на это правило.

А) Москва, Дон, Мария,   ………….

Б) длинный  ,касса,  сумма, ………

В)стрижи, широкий, ожидание,………

6.Запиши одним словом:

А) сделать подарок –

Б) испытывать жалость –

В)излучать свет –

Ключи к заданиям, оцениваемым в 5 баллов.

1.дом, том, ком, сом, гном.

2.По,  около,  в, из, под.

3.Самостоятельная работа.

4.Белоснежные, приятные, крепкие,  мрачный, веселый.

5.а) имена собственные,  б)удвоенная согласная,  в)сочетания жи – ши.

6.Пожалеть, дерзить, светить.

Олимпиадные задания по русскому языку во 2 классе по программе «Школа 21 века»

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.Подбери слова, в котором букв больше, чем звуков.

2.Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

3.Подбери слово, в составе которого есть все части слова.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1.В слове 2 звука. Сколько в нем может быть слогов?

2.Составь словосочетания

«Прилагательное + существительное» со словами: кофе, шампунь.

3.Выбери предложения:

А)На улица стоят ужасный жара

Б)Собакой

В)Зазвенели птичьи голоса

Г)Бабушка встречать внуки

Д) Любите книгу – источник знай!

4. Вставь пропущенные гласные так, чтобы получились словарные слова.

Мскв, млк, врбй, джрнй, крндш.

Ключи к заданиям, оцениваемым в 2 балла.

  1. 1 или 2 слога
  2. Черный кофе,  новый шампунь.
  3. В), д).
  4. Москва, молоко, воробей, дежурный, карандаш.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

  1. Помоги ученику исправить ошибки:

Сел кашу. Пю  чай. Проходит сёмкафилма.

2.Образуй от данных слов имена существительныеприставочно – суффиксальным способом:

    Окно - …….

    Береза  -……..

    Сон - ……..

     Вода - …….

3.Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными:

      Длина, камень, русь, осень, сторона, страна.

Ключ к заданиям, оцениваемым в 3 балла.

       1.Съел кашу. Пью чай. Проходит съёмка фильма.

2.  Подоконник, подберёзовик, бессонница, подводник.

3.  Длинный, каменный, русский, осенний, посторонний, иностранный.

Задания, оцениваемые в 4 балла.

1.Закончу пословицу:

А) Ученье – свет, а………

Б) Любишь кататься, …..

В) Семь раз отмерь, …..

2.Замени букву и получи новое слово:

Пруд, моросит, горка, жили, лез.

3.Разгадай загадку:

 Начало  - голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

Ключи к заданиям, оцениваемые в 4 балла.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Прут, морозит ,корка, шили,  лес.
  3. Картина

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1.Найди общее начало для слов:

    -мушка,

    -жик,

    -зина,

     -пус

     - тик.

2.Определи части речи в предложении.

Сяпалакалуша  по напушке.

3.Какое правило не знает мальчик, написавший такое письмо:

Здесь есть красивые лиса,я их уже обижал и даже нашел грусть. У дома чудный лук. За лесом глубокий прут.я часто лижу на берегу и скоро заколюсь на солнце.

Ключи к заданиям, оцениваемым в 5 баллов.

1.Кор –

2.Самостоятельная работа.

3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Олимпиада по русскому языку для 3 – 4 классов по программе «Школа 21 века»

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.Запиши пословицу или поговорку, содержащую количественное числительное.

2.Выбери лишнее слово:

Читал, читатель, читальный, чтение, читала.

3.Сколько звуков (ш) в стихотворении:

   Пешком шагала мышка

  По узенькой дорожке

   От деревушки Пешки

   До деревушки Ложки

Ключи к заданиям, оцениваемым в 1 балл.

1.Один в поле не воин.

2.Читала.

3.8 звуков.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множ. числа:

Книжка, тарелка, искра, петля, овца, земля.

2.Образуй от имен прилагательных сравнительную степень:

Дорогой, далекий, мощный, чистый, хороший.

3.Поставь глаголы в форме прошедшего времени:

Привыкнуть, исчезнуть, настигнуть, утихнуть.

4.Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:

Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли.

5.Запиши 2 слова, которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.

6.Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом   -ок.

Замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

Ключи к заданиям, оцениваемым в 2балла.

1.Книжек.тарелок, искр, петель, овец, земель.

2.Дороже, дальше, мощнее, чище, лучше.

3.Привык, исчез, настиг, утих.

4..12 слов.

5.Гора – горький, вода – водитель.

6. Теремок, лесок, мирок, листок.

Задания, оцениваемые в 3 балла:

1.Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными:

Ученый, часовой,столовая.

2.В  каких словах есть только мягкие согласные звуки?

Пилить , жить,  ёжик,  висеть,  перелететь, чулок.

3.Замени словосочетания наречиями.

--Перегоняя друг друга.

--На пустой желудок.

--С давних пор.

--Каждую минуту.

--На две равные части.

4.Замени фразеологический оборот одним словом:

--в час по чайной ложке.

--Надуть губы.

--Намозолить глаза.

Ключи к заданиям, оцениваемым в 3 балла.

1.Учёный кот – известный ученый.,

часовой механизм – часовой на посту.,

  столовая ложка – школьная столовая.

2.Пилить, висеть, перелететь.

3. Наперегонки, окаменеть, заплатить,  оправдать, пожаловаться,  востержествовать.

4.Медленно,  обидется, надоесть.

Задания, оцениваемые в 4 балла.

1.Сколько твердых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении:

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

2.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

               Чулки                                 хозяева

                Туфли                                санаторий

               Носки                                помидоры

               Сани                                  каникулы

               Ботинки                            яблони

               Килограммы                   колени

Домишки

3.Составь сложные слова:

7 лет,  2 горба, 5 знаков, 11классов. 16 килограммов.

  1. Образуй от каждого  существительного по 2 имени прилагательного с различными суффиксами.

Земля, вода,  камень, кость.

Ключи к заданиям, оцениваемым в 4 балла.

  1. Твёрдых звуков – 7,  мягких – 6.
  2. Чулок, туфель носков, саней. Ботинок, килограммов, домишек, хозяев,

санаториев, помидоров, каникул, яблонь, коленей.

      3.Семилетний, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник,                     шестнадцатикилограммовый.

       4.Самостоятельная работа.

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1.Как называются жители этих стран?

    А)Франция                        россиянин

    Б)Япония                           индиец

    В) Россия                           француз

    Г) Испания                        норвежец

    Д) Англия                         испанец

     Е)Дания                           японец

     Ж) Норвегия                  датчанин

     З) индия                        англичанин

2.составь предложения, в которых будут слова:

На бок, набок, в начале,  вначале.

3.Выпиши из данных словосочетанийфразеологизмы – синонимы:

---Хлопать ушами;

---Водить за нос;

---ловить ворон;

---Мчится сломя голову;

---Как сельди в бочке;

---Делать из рук вон плохо;

---Летит стрелой;

---Как огурцы в банке.

4.Составь предложения, обьясняющие различия в значениях слов:

        Украсить – скрасить,

        Расцветать – процветать,

        Чернеть – очернить.

Ключи к заданиям, оцениваемым в 5 баллов.

1.Самостоятельная работа.

2.Самостоятельная работа.

3  .Хлопать ушами – ловить ворон,

     Мчится сломя голову – летит стрелой,

     Как сельди в бочке – как огурцы в банке.

4.Украсить комнату, скрасить одиночество;

   Расцветать в саду, процветать в делах;

   Чернеть на снегу, очернить сплетнями.

.

Олимпиада по литературному чтению  для 3 – 4 классов по программе «Школа 21 века»

1.Кого называют «солнцем русской поэзии»?

2.Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли.

3.Глупая  наивная птица и хитрая хищница – герои одной из самых знаменитых басен 19 века. Кто автор этой басни и как она называется?

4.Где происходит действие книги Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»?

5.Это сказка шведской писательницы Сельмы Лагерлеф была изначально написана как учебник географиидля младших школьников.  В этой книге мальчик путешествует по Швеции с дикими птицами, попутно изучая географические особенности своей страны. Как называется эта сказка?

6.Настоящее имя этого американского писателя – СэмюэльКлеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?

7.Название какойамериканской реки встречается в рассазе Виктора Драгунского «Главные реки Америки»?  А ещё по ней путешествовали Том Сойер и Гек Финн?

8.Назови самых маленьких сказочных персонажей.

9.Историю этой трудолюбивой девушкиописали в сказке и французский писатель Шарль Перро, и немецкие сказочникибратья Гримм.

Кто главный герой этой сказки?

10.В украинском варианте  этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка»

Как называется русская сказка с похожим сюжетом?

11.Мы часто говорим: «Сказка дедушки Ершова». А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему ещё не исполнилось двенадцати лет! Назови эту сказку?

12.Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино и удивительных дельфинов – разведчиков?

13. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение « У Лукоморье дуб зелёный…»?

14. Вам всем хорошо известна басня И.А.Крылова  «Стрекоза и муравей». А задумывались ли вы когда – нибудь, почему  у  баснописца стрекоза «попрыгунья», да к тому же «лето красное пропела»? Ведь стрекоза ни петь, ни прыгать не умеет. Дело в том, сто в 19 веке словом «стрекоза2 обозначали любое насекомое.

Какое насекомое имел в виду автор?

15.Свои первые рассказы этот писатель издавал под псевдонимом Антоша Чехонте.

Назовите настоящее имя этого автора.

16.Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.

17.Сказка Алексея Толстого «Приключения Буратино, или золотой ключик» имеет свой собственный сюжет, однако ее герой – деревянный мальчишка, который не слушает старших и постоянно попадает во всевозможныенеприятности, - к тому времени уже был придуман итальянским писателем Карло Коллоди.

А как звали деревянного шалуна из Италии?

18.Назови сказки Ганса  Христиана  Андерсена ,главными героями которой стали неодушевленные в обычной жизни предметы.

19. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки очень познавательны: « Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назови имя и фамилию этого писателя?

20.Известный во всем мире Корней Иванович Чуковский на самом деле имел другие фамилию и имя, но все же псевдоним и настоящее имя близки. Назови настоящее имя Чуковского.

21.Главной героине известной сказки Ганса Христиана Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки?

22.Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка Александра Сергеевича Пушкина с похожим сюжетом?

23.Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но ,в конце концов злобная и жадная жена осталась «у разбитого корыта». Вспомни автора сказки и ее название.

24.Настоящее имя этого писателя – Алексей Максимович Пешков. Его детство было нелегким. Воспоминания детства и любовь к отцу подсказали ему этот псевдоним, под котором он печатал свои произведения. Назови его.

25.На одном из  языков Индии слово «тигр» звучит как «шерхан», «медведь» - «балу», «удав» - «каа», а «лягушонок» - именно так.

Как звали главного героя этой сказки и кто ее автор?

26.Английский математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для маленькой дочуркисвоего друга по имени Алиса. Под какими названиями были изданы эти сказки и под каким псевдонимом?

27.Писатели Р.Распе иА.Некрасов создали двух удивительно «правдивых» персонажей. .Назови их.

28.Назови героев сказки Николая Носова «Незнайка в Солнечном городке», имена которых говорят об их профессиях.

29.Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой . Назови сказки и их автора.

30.Читая эти забавные истории, рассказанные  от имени мальчика Дениски, даже взрослые не могут удержаться от смеха. Назови автора и название сборника.

31.Чьи герои путешествовали на самолете и подводных лодках задолго до их появления в реальной жизни?

22.Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка Александра Сергеевича Пушкина с похожим сюжетом?

Олимпиада по литературному чтению по программе «Школа 21 века» 3 класс.

1.Кого называют «солнцем русской поэзии»?

2.Название какой  американской реки встречается в рассказе Виктора Драгунского «Главные реки Америки»?  А ещё по ней путешествовали Том Сойер и Гек Финн?

3.В украинском варианте  этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка»

4.Известный во всем мире Корней Иванович Чуковский на самом деле имел другие фамилию и имя, но все же псевдоним и настоящее имя близки. Назови настоящее имя Чуковского.

5.Настоящее имя этого писателя – Алексей Максимович Пешков. Его детство было нелегким. Воспоминания детства и любовь к отцу подсказали ему этот псевдоним, под котором он печатал свои произведения. Назови его.

6.Английский математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для маленькой дочурки своего друга по имени Алиса. Под какими названиями были изданы эти сказки

7.Назови героев сказки Николая Носова «Незнайка в Солнечном городке», имена которых говорят об их профессиях и под каким  псевдонимом.

8.Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой . Назови сказки и их автора.

9.На одном из  языков Индии слово  «тигр»  звучит как  «шерхан», «медведь» - «балу», «удав» - «каа»,  а «лягушонок» - именно так.

10.Назови самых маленьких сказочных персонажей.

11.Глупая  наивная птица и хитрая хищница – герои одной из самых знаменитых басен 19 века. Кто автор этой басни и как она называется?

Ключи.

1.Александр Сергеевич Пушкин.

2.Миссисипи

3. «Теремок»

4.Николай Васильевич Корнейчуков.

5.Максим Горький.

6. «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье» - Льюис Кэрролл

7. Винтик и Шпунтик, Тюбик, Гусля, Пилюлькин.

8. «Гулливер в стране лилипутов» и «Гулливер в стране великанов» - Джонатан Свифт.

9.Маугли, Редьярд Киплинг.

10.мальчик – с –пальчик, Дюймовочка.

11. «Ворона и Лисица»  И.А.Крылов.

12. «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе "ШКОЛА РОССИИ"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в з классе по программе Школа 21 века. при часовой нагрузке 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в з классе по программе Школа 21 века. при часовой нагрузке 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...