Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Осадчева Татьяна Викторовна

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yaz_.opredelenie.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении».

Класс: 3

Цели:

  1. Обеспечить условия для формирования учебной деятельности, усвоения понятия «определение  - второстепенный член предложения».

  1. Развивать умения выполнять синтаксический разбор предложения.

  1. Воспитывать умение работать в парах, слышать и слушать друг друга, приходить к общему мнению.

Форма урока: урок - закрепление

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы: частично-поисковый, учебный диалог, работа в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность и дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!

Задача нашего урока закрепление изученных знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в дальнейшей учебе. В добрый путь!

Откройте тетради, запишите число и классная работа

  1. Минутка чистописания.

- Назовите парный согласный звонкий звуку ш (ж),

- Назовите парный согласный звонкий звуку т (д)

а) Минутка чистописания.
Цель. Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании.

б)   Назовите имена прилагательные, которые начинаются с этих букв.(добрый,   достойный, деревянный, дождливый, жизнерадостный, жаркий, железный,  жадный, жестокий)

3. Сообщение темы и цели урока.

- На какие вопросы отвечают все эти слова? Каким членом предложения являются эти слова? (определением)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?  

- Вы правы. Тема нашего урока: ««Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении».

 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…)

  1.  Цель нашего урока:

- усвоить понятие «определение  - второстепенный член предложения»,

- научиться определять к какому члену предложения оно относится ,

- выполнять синтаксический разбор предложений

.

А что мы знаем по этой теме?

А хотите узнать к какому еще члену предложения они относятся?

5. Разминка для глаз (слайд).

Цель. Нам предстоит серьёзная работа на уроке. Давайте к ней подготовимся и выполним небольшую разминку для глаз.

6. Закрепление изученного материала. Сядьте красиво, продолжим урок.

1)  Откройте учебник на с.148, найдите упр.168.

- 1ряд - 4 предложение,

          - 2ряд - 3 предложение,

- 3 ряд - 5 предложение.

 Спишите и сделайте синтаксический разбор этих предложений.

Составьте схему и дайте характеристику  предложению.

       - Что значит сделать синтаксический разбор?

       - Проверка. К каким членам предложения относится имя прилагательное?

Вывод. 

Что такое имя прилагательное?

Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак

предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

 (Они украшают речь, дают точное описание предмета)

- К каким членам предложения относится имя прилагательное? 

 (дополнению, обстоятельству и к подлежащему.)

7. Физкультминутка  

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

- Мы отдохнули, продолжим наш урок.

8) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:

-  Какое время года уже наступило?  Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Какие цветы первоцветы вы знаете?

Верба

Мать – и- мачеха

Подснежник  

  Работа с текстом:

    а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

 

 - Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. 1 группе нужно  вставить в текст пропущенные слова, используя слова для справок. Подчеркнуть имена прилагательные и слова к которым относятся прилагательные.

Пробудились …………………….цветочки. Днем на ……………… проталинке появились ……………………. головки мать-и-мачехи. Умылись  ……………..водой и засияли  улыбкой весны.

Слова для справок:  лесной, весенние,  талой,  желтые.

- А ребятам  2 группы нужно  найти и подчеркнуть в тексте имена прилагательные и слова к которым относятся прилагательные .

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны.

- А теперь давайте проверим ваши тексты.

- Найдите предложения где определения относятся к подлежащему и  

  второстепенным членам предложения.( 2, )

- Найдите предложения где определения относятся только к подлежащему.(1, 4)

-Найдите предложения где определения относятся только к второстепенным членам предложения.( 3, 5)

10. Итог урока.

Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;

2. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?

3. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с существительным;
в). с глаголом;
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). одной чертой;
б). волнистой линией
в). двумя чертами.

5.Определения в предложениях относятся к:

а) подлежащему

б) второстепенным членам и подлежащему

в) второстепенным членам

Проверка. Поднимите руки те, кто везде обвел букву б (5)

                   - У кого одна ошибка (4)

                   - У кого 2- 3 ошибки (3)
11. Домашнее задание. Повторить падежи

12. Рефлексия.  Оценивание себя на лесенке знаний с помощью листочков.

Хочу знать больше

Хорошо понял

Затруднялся

 Спасибо за урок, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....