Урок русского языка во 2 классе (программа Л.В. Занкова) с использованием интерактивной доски по теме:"Разделительные ь и ъ знаки".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Александрова Светлана Эдуардовна

Данный урок является ознакомительным в написании разделительных ь и ъ знаков. Структура урока способствует развитию видеть проблему в соответствии с требованиями программы Л.В. Занкова, исследовать и добиваться ее разрешения, учитывая возрастные особенности обучающихся и используя интересный материал, учит навыкам самопроверки и рефлексии своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

По учебнику А.В.Поляковой

(программа Л.В. Занкова)

Тема урока:

Цели: развивать умение правильно  писать слова с разделительными ъ и ь; дать возможность оценить свои достижения по изучаемой теме русского языка, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

развивать коммуникативные навыки: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, умение обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

Ход урока:

I.Активизация полученных знаний.

1)Самоопределение к учебной деятельности:

Чтоб не было скуки, бери дело в руки. У тебя всё получится!

2)Прочитайте:

О каком виде работы говорит эта рифма? (он обозначает мягкость согласного звука , если стоит на конце слова или между двумя согласными)

I Работа над новым материалом (с использованием интерактивной доски).

Какую еще важную роль играет мягкий знак в словах?

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Отгадайте загадки:

1.Вместо хвостика - крючок,

вместо носа - пятачок.

 Пятачок дырявый,

А крючок – вертлявый . (свинья)

2.Говорят, они воришки,

Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы,

Все щебечут:

-Чьи вы? Чьи вы? (воробьи)

3.Из почек появляются,

Весною распускаются,

Осенью увядают и

Все опадают  .  (листья)

4.Зимой молчат,

Весной журчат,

Жителей лесных

Водой поят .  (ручьи)

Запишите отгадки.

Подчеркните ь и букву, стоящую после него.

Какую роль играет ь в этих словах?

Перед какими буквами он пишется? ( е, е, ю , я , и )

Есть ли звук  [  й    ] в этих словах?

Назовите количество звуков и букв в этих словах.

Почему в одних словах с ь меньше звуков, чем букв, а в других словах одинаковое количество?

В каких еще случаях в слове будет больше букв, чем звук ? Почему? (в словах с ъ)

Какую роль играет ъ в словах?

Где его нужно писать в словах?

Было “сели”- стало “съели ”.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?  ...(ь)

Твердый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать

Не сможем:

Съезд, съедобный,

Объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Физминутка.

                         Мы осанку исправляем

                         Спинки дружно прогибаем

                         Вправо, влево мы нагнулись,

                         До носочков дотянулись.

                        Плечи вверх, назад и вниз.

                        Улыбайся и садись.

Игра “ Составь сам” (с использованием интерактивной доски)                                            

(въехал, съехал, отъехал, объехал; уехал, наехал, заехал, поехал)

Что заметили? ( В одних словах пишется ъ, а в других нет)

Почему?

Выделите корень в этих словах. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? ( приставка)

Выделите приставки в словах. Подчеркните буквы, которые стоят перед ъ и после него.

На гласный или согласный звук оканчиваются приставки? Какие еще буквы пишутся после ъ?  (е, я)

Какой можно сделать вывод? Где нужно писать ъ?


Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные, перед буквами е, е, ю, я.



                                                                                                       


Как можно разделить для переноса эти слова?

Есть ли звук [  й ] в этих словах?

Сколько букв  в словах с ъ и сколько звуков? Почему?

        

Физминутка для глаз.

II. Работа с учебником.

Упражнение 148- самостоятельное выполнение с последующим объяснением в парах (взаимопроверка).

В каком слове есть слог с раздельным произношением согласного и следующего за ним звука?

Какая буква обозначает два звука?

III.Тест «Разделительные знаки»

1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +

сразу после приставок;

в корне и после корня слова.

2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

сразу после приставок;

в корне и после корня слова.

3.С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком +

с гласных;

с согласных.

4.На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

на согласную;

на гласную.

5.Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6.Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

8.Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак

а) жизн…

б) счаст…е

в) б…ет

г) пис…мо

9.Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак:

а) у…ехал

б) пред…явить

в) в…ёт

г) об…яснить

Проверка. Все учащиеся встают. Правильные ответы появляются на экране. Если у учащегося ответ правильный, то он стоит. А если неверный ответ, то садится на свое место.

IV. Итог.

Назовите тему нашего урока.

Попробуйте разрешить спор знаков: нужны ли они и где должны стоять?

Басня.

-Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил

Твердый знак.-

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-

Знак мягкий твердому  на ото отвечал.-

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным -  давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

-Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,-

Услыша этот спор, сказала буква  А,-

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Рефлексия.

Давайте посмотрим, какая погода в классе была на уроке.

Кто подружился с разделительным ъ и ь знаками? Прикрепите на доску солнышки.

Кому иногда было сложно, но он понял, как применять правило? Прикрепите солнышко с облаками.

Кто ничего не понял и сделал много ошибок? Прикрепите тучку.

Какие вы молодцы! У нас сегодня хорошая погода, солнышко ярко светит и небольшие тучки не мешают ему радовать нас.

Домашнее задание: 1)упражнение 151, правило;

2)творческое задание (по желанию) сочинить сказку про разделительные ь и ъ знаки.

        

в

по

об

о

с

ехал

у

по

за

на

ехал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе ( программа Л.В. Занкова ) Учитель: Александрова С. Э.

Слайд 2

Тема: Разделительный ъ и ь Цель: развитие умения писать слова с разделительными знаками.

Слайд 3

Прочитайте: Осень, мебель, окуньки, Мальчик, лебедь, и деньки. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак.

Слайд 4

ручьи, свинья, воробьи, обезьяна

Слайд 5

в по об о с ехал Игра «Составь сам» у по за на ехал

Слайд 6

ЗАПОМНИ ! Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные, перед буквами е, е, ю, я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Календарно- тематическое планирование по русскому языку (3 класс, программа Л. В. Занкова)

Материал включает: пояснительную записку, КТП, контрольно-измерительные материалы, материально-техническое обеспечение предмета....

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" (с заданиями для интерактивной доски)

Урок закрепления изученного материала по теме "Заглавная буква в именах собственных" в 1 классе содержит технологическую карту, задания для ИД и раздаточный материал. Составлен в соответствии с требов...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....