Рабочая программа По Русскому языку 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Тип программы:  программа начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.

- для педагогических работников школ программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации школ  программа является основанием для определения качества реализации общего начального общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 50 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 5 часов в неделю

УМК: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Русский язык учебник для 1 класса.- М. : Просвещение, 2011

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общая общеобразовательная школа № 53

Ворошиловского района

г. Волгограда

Рассмотрено                                                                                Принято на научно-методическом                            Утверждаю

на  методическом объединении уч.нач.кл                             совете МОУ ООШ № 53                                                Директор МОУ ООШ №53

Протокол №                                                                              Протокол №                                                                     В. П. Комарова

от «___» ______ 2013г.                                                            от «__» _______ 2013г.                                                   Приказ №

                                                                                                                                                                                  от «__» _________ 2013г.

Рабочая программа

По Русскому языку

1  классе

УМК «Школа России»

на    ____2013-2014__    учебный год

                                                                                                                                                                                                            автор:  Арипова О.Н.

Содержание

Титульный лист   …………………………………………………………………………………………………………1

Паспорт …………………………………………………………………………………………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..4

Учебно - методический комплект……………………………………………………………………………………….5

Общая характеристика курса………………………………………………………………………………………....6-9

Место курса в учебном плане …………………………………………………………………………………………10

Результаты изучения курса………………………………………………………………………………………...11-12

Содержание курса……………………………………………………………………………………………………13-18

Календарно-тематическое планирование курса…………………………………………………………………19-26

Дополнительные обобщающие материалы………………………………………………………………………….27

Контрольно-измерительные материалы  ………………………………………………………………………..28-31

Паспорт рабочей программы

Тип программы:  программа начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.

- для педагогических работников МОУ ООШ №53 программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МОУ ООШ №53  программа является основанием для определения качества реализации общего начального общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся МОУ ООШ №53  

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 50 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 5 часов в неделю

Формы контроля: диктант, тесты.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка».

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается открытием, играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. По сравнению с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания.   Формируемые языковые  понятия  соответствуют  научным представлениям,  в дальнейшем  не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

       Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития.

Учебно - методический комплект

● Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Русский язык учебник для 1 класса.- М. : Просвещение, 2011

● Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Русский язык. Рабочая тетрадь  для 1 класса. М.: «Просвещение»,  2007

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23                 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематический план учебного курса

50 час; 5 часов в неделю

Предложение (10 ч).

Предложение,егосмысловаяиинтонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Слово (11 ч).

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.

Звуки и буквы (27 ч).

Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук [и] и буква и. Мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, ю, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел — мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.

Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, капуста, карандаш, коньки, лисица, мальчик, мебель, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по обучению грамоте:

к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);

к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).

— Тематическое планирование по русскому языку к учебнику:

 Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык: Учебник: 1 класс.

Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе

5ч в 1 неделю=50ч(115ч обучение грамоте+50 русский язык=165ч)

№ п/п

Тема

Дата

Деятельность уителя

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предложение – 10 ч.

1

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр.1-4)

Группа слов, выражающая законченную мысль. Группа слов не составляющая предложение. Связь слов предложении по смыслу и по форме. Знаки препинания: точка вопросительный и восклицательный знаки. Развитие речевого слуха. Монологические высказывания по результатам наблюдения за фактами языка по теме «Предложение». Предложение-обобщение, предложение –вопрос, предложение просьба (совет, приказ), интонация. Вопросительная интонация. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдения за фактами языка. обогащение словарного состава речи учащихся, введение  в активный словарь учащихся формулировок: предложение-сообщение, предложение просьба, предложение-вопрос, восклицательная интонация и невосклицательная, вопросительная интонация.

Учащиеся научатся различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

выделять в речи предложения восклицательные и невосклицательные; передавать  в устной речи эмоциональную окраску предложений;  правильно оформлять на письме предложения.

Учащиеся получат возможность научиться различать смысл близких по тематике пословиц и поговорок; выбирать интонацию, соответствующую речевой ситуации,  получат первоначальное представление о русском языке как новом учебном предмете; начнут проявлять интерес к изучению предмета «Русский язык»; получат первоначальный опыт рефлексии (анализа своего отношения) в связи со знакомством с новым учебным предметом; начнут ориентироваться в структуре учебника «Русский язык», в организации учебного материала учебника для урока, в условных обозначениях, в оформлении учебника

Познавательные УУД:

-уметь понимать основную мысль текста, 

-уметь объяснять;  

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; владеть общим приемом решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 

Коммуникативные УУД:

работать со взрослым (учителем), использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить диалог,

-строить монологические высказывания по предложенному плану (интересно ли было слушать сообщение учителя, понятно ли, о чём шла речь, какие хотелось бы задать вопросы по сообщению учителя); 

строи понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, за что нет; задавать вопросы;использовать речь для регуляции действия; 

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:    

владеть произвольным вниманием, слушать и слышать содержание устного сообщения учителя, не отвлекаясь, принимать и сохранять учебную задачу; понимать, принимать и сохранять учебную задачу,  ставить цели, позволяющие  решать учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реа

лизации; осуществлять пошаговый контроль по результату; уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

- проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. 

Приобщение первоклассника к осознанию цели изучения родного русского языка, формирование интереса к изучению родного русского языка и положительной мотивации его изучения; ориентация в учебнике: его структуре и организации учебного материала, оформлении и условных обозначениях.

Выделение предложений в сплошном тексте;

- определение интонационных особенностей звучащего предложения и вариантов его письменного оформления;

- составление предложений и текстов на заданную тему, из данных слов, выборочное списывание предложений из текста;

- нахождение всех возможных вариантов составления предложений из данных слов;

- списывание и расстановка недостающих знаков препинания;

- выявление в предложении слов, по которым можно догадаться, о ком или о чем данное предложение содержит сообщение или вопрос;

- составление предложения-заглавия к тексту.

Деление текста на предложе-ния.

2

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр.  5-11)

Тематичес-кий

3

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр. 12-16)

Текущий

4

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр. 17-20)

Текущий

5

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр.21-25)

Выбороч-ное списы-вание

6

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр. 26-28)

Текущий

7

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

(упр. 29-30)

Текущий

8

Прописная буква в начале предложения. (упр. 31-36)

Оформление предложений в устной и письменной речи. Раздельное написание слов и предложений.  Присная буква в начале предложения.  Ведение диалога в процессе наблюдений факто языка. Работа с предложением, текстом. Четкое произношение звуков в слове.

Слушать текст в потоке речи выделять предложения и отдельные слова . различать на слух и сравнивать интонацию. Работа в паре составлять и записывать предложения из данных слов.

Словарные слова : морковь, петух, медведь.

Восстано-вление деформи-рованного текста

9

Прописная буква в начале предложения

(упр. 37-41)

Текущий

10

Прописная буква в начале предложения. (упр. 42-45)

Контроль-ное списы-вание

СЛОВО – 11 ч.

11

Предмет и слово.

(упр. 1-8)

Слово-название предмета. Предметы окружающего мира  и слова, их называющие.

Орфоэпически правильное произношение гласных звуков, их сочетаний в слове.

Учащиеся получат возможность научиться различать смысл близких по тематике пословиц и поговорок; выбирать интонацию, соответствующую речевой ситуации,  получат первоначальное представление о русском языке как новом учебном предмете; начнут проявлять интерес к изучению предмета «Русский язык»; Учащиеся научатся различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета; вычленять слова из предложения;

устно составлять предложения на определенную тему; использовать большую букву в именах собственных; Учащиеся получат возможность научиться составлять и записывать вместе с учителем предложения из групп предметов; расширить словарный запас при использовании в речи слов-синонимов и антонимов; различать с помощью учителя слова, имеющие многозначные значения и слова-паронимы.

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем под руководством учителя;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Приобщение первоклассника к осознанию цели изучения родного русского языка, формирование интереса к изучению родного русского языка и положительной мотивации его изучения; ориентация в учебнике: его структуре и организации учебного материала, оформлении и условных обозначениях.

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

 - проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Устанавливают с помощью учителя взаимосвязь между понятиями предмет и слово, действие и слово, признак и слово; соотносят вопрос и слово (ставят к слову вопрос); используют в устной и письменной речи имена собственные. Словарные слова: мальчик, девочка, лимон, ворона, сорока, заяц.

Текущий

12

Предмет и слово.

(упр. 9--14)

Текущий

13

Действие и слово.

(упр. 15-21)

Действие предмета (реально действительно существующее) и слово, которое называет это действие. Слово –название действия предмета. Составление предложений  по рисункам.

 Называть действие предметов окружающего мира. Произносить слова, называющие эти действия. Различать в тексте слова, называющие действия предмета.

Словарные слова: воробей.

Текущий

14

Действие и слово.

(упр. 22-24)

Индивид. Опрос

15

Признак и слово.

(упр. 26-32)

Признак предмета (реально, действительно существующий) и слово, которое называет этот признак

Знать, что такое слово признак предмета.

Уметь различать слова называющие предмет и его действие; устно составлять 3 – 5 предложений на определенную тему.

Составлять текст по рисунку

Словарные слова: арбуз

Выборочный диктант.

16

Признак и слово.

(упр. 33-35)

Текущий

17

Слово-имя собственное. (упр. 36-42)

Уточнить представления учащихся об имени собственном и правилах оформления имен при письме.

Познакомить с употреблением заглавной буквы  в кличках животных; отработать навык правописания имен, фамилий, отчеств; учить составлению учащимися предложений с использованием имен собственных.

 Познакомить с правописанием названий населенных пунктов, географических объектов.

Систематизировать знания учащихся об именах собственных; отработать правописание имен собственных; проверить умения детей применять полученные знания в письменных работах.

Уметь правильно оформлять имена собственные при письме, иметь представления об имени собственном.

Знать об употреблении заглавной буквы в кличках животных.

Уметь правильно оформлять на письме имена, фамилии, отчества, а также клички животных; составлять предложения с использованием имен собственных.

Уметь правильно оформлять на письме названия населенных пунктов, географических объектов.

Уметь применять полученные знания  в письменных работах.

Словарные слова: Россия, Москва

Выбороч-ное списы-

18

Слово-имя собственное.

(упр. 43-46)

Индивид.

19

Слово-имя собственное.

(упр. 47-51)

Текущий

20

Слово-имя собственное.

(упр. 52-55)

Текущий

21

Слово-имя собственное.

(упр. 56-60)

Контроль-ный диктант

ЗВУКИ И БУКВЫ – 27 Ч.

22

Звуки речи.

(упр. 1-6)

Слово звучащее и слово написанное. сравнение и различие слова звучащего и слова написанного. Звуки и буквы, их обозначающие. Развитие речевого слуха детей

Учащиеся научатся различать и сравнивать буквы и звуки; гласные и согласные звуки; звук [и] и букву и; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги; соотносить число звуков с числом букв в словах; находить ударный слог; переносить слова;

писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу; обозначать в словах мягкость согласных звуков на письме; писать слова с непроверяемыми написаниями;

Учащиеся получат возможность научиться выполнять фонетический анализ слов; соблюдать орфоэпические нормы; видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Познавательные УУД:

обучающийся понимает информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивает предметы, объекты: находить общее и различие;

 осуществляет под руководством учителя поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; группирует, классифицирует под руководством  учителя предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

обучающийся вступает в  диалог (отвечает на вопросы, задает вопросы, уточняет непонятное);

сотрудничает  с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

обучающийся организует свое рабочее место;

осуществляет контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

в сотрудничестве с учителем определяет последовательность изучения материала.

Обучающийся принимает внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, образ «хорошего ученика»;адекватно воспринимает оценку учителя.

Приобщение первоклассника к осознанию цели изучения родного русского языка, формирование интереса к изучению родного русского языка и положительной мотивации его изучения; ориентация в учебнике: его структуре и организации учебного материала, оформлении и условных обозначениях.

Слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова. Переводить слово звучащее в слово написанное. Объяснять  употребление эмоционально окрашенных слов.

Текущий

23

Гласные звуки.

(упр. 7-10)

Особенности гласных звуков. Произнесение гласных звуков запись звуков при помощи специального знака[].

Произносить и слушать слова с выделением в них гласных звуков. Запись буквы и звука.

Текущий

Характеризовать особенности звучания произношения согласных звуков, анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова.

Списывание текста с заданием

24

Звонкие и глухие согласные звуки.

 (упр. 11-14)

Особенности произношения  согласных звуков. Звонкие и глухие звуки.

25

Звук [й '] буква й.

(упр. 15-20)

Особенности согласного звука [й']. Обогащение словарного состава речи учащихся.

Анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова со звуком [й'].  делить слова на слоги.

Тематический

26

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

(упр. 21-26)

Активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости-мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости-мягкости, о способах обозначения мягкости согласных; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и]  согласные произносятся мягко.

Знать о способах обозначения мягкости согласных.

Уметь различать согласные по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Знать, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко.

Уметь различать согласные по твердости-мягкости; правильно обозначать на письме мягкость согласного звука; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями. Сравнивать  количество звуков и букв в словах с мягким знаком. Формулировать выводы по результатам сравнения. Наблюдать за произношением согласных звуков. Списывать текст и оценивать результаты.

Текущий

27

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

(упр. 27-29)

Текущий

28

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

(упр. 30-32)

Картинный диктант

29

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

(упр. 33-36)

Словарный диктант

30

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

(упр. 37-41)

Количество гласных звуков и букв, их обозначающих . обозначение буквами ё, е, ю, я двух звуков. Работа с текстом.

Умение обобщить представления учащихся о различии согласных по твердости-мягкости; формировать у учащихся способность обозначать мягкие согласные буквами е, ё,  ю, я.  

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание раздела по названию.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, строить понятные для  собеседника высказывания.

ФФормирование положительного отношения к процессу чтения, к  книгам, к урокам литературного чтения.

Наличие интереса к учебному труду, умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

Наблюдать за тем, какие звуки обозначают буквы

ё, е, ю, я в начале слова. Составлять рассказ по картинке.

Текущий

31

Сколько звуков и сколько букв в слове.

(упр. 42-46)

Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я, и мягким знаком.

Объясни совпадение и расхождение  количества звуков и букв в словах с с е, ё, ю, я, и мягким знаком

Текущий

32

Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ша, чу, щу.

(упр. 49-53)

Правописание слов с сочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Развитие речевого слуха. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдения за фактами языка.

Уточнить знания детей о правописании сочетаний жи – ши; сформировать навык правописания сочетаний жи – ши.

Уточнить знания детей о правописании сочетаний ча-ща; сформировать навык написания слов с сочетанием ча-ща.

Уточнить знания детей о правописании сочетаний чу-щу; сформировать умение правильно писать слова с сочетаниями чу-щу.

Регулятивные УУД,: умение оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей.

Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать написание  и звучание слов.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к ответам других, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию.

Интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, взимание к переживаниям других людей.

Анализировать звучащие слова в сочетании  жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выделять в словах только твердые и только мягкие согласные. Формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями. Сопоставлять вывод сделанный учащимися, с выводом в учебнике.

Использовать правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Словарные слова: карандаш

Проверочное списывание

33

Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ша, чу, щу.

(упр. 54-58)

Запись слов с пропущенными буквами

34

Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ша, чу, щу.

(упр. 59-62)

Словарный диктант

35

Деление слов на слоги.

(упр. 63-66)

Слогообразующая роль гласных. Количество гласных  и количество согласных в слове. Слова односложные, двусложные, трёхсложные. Развитие речевого слуха.

Умение конкретизировать представления детей о том, что слог образует гласный звук; совершенствовать навык в делении слов на слоги, навыки в фонетическом разборе слов.

Регулятивные УУД,:  умение оценивать результат своих действий  после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение осознано и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные  УУД: совершенствование речевых умений  и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.

Наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения. Умение анализировать сделанный учащимися с выводом в учебнике.

Знать, что слог образует гласный звук. Уметь делить слова на слоги; распознавать односложные, двусложные и трехсложные слова; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями.

Словарные слова: собака, посуда

Картинный диктант

36

Деление слов на слоги.

(упр. 67-71)

Текущий

37

Перенос слов.

(упр.72-76)

Деление слов на слоги  для переноса . деление слов на слоги с мягким знаком и буквой й  в середине слова. Чёткое и правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове.

Умение учащихся переносить слов с одной строки на другую. Отработать умения делить слова на слоги.

Познавательные УУД:

-уметь понимать основную мысль текста,  уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные УУД:

работать со взрослым (учителем), использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить диалог,

Регулятивные УУД:    

владеть произвольным вниманием, слушать и слышать содержание устного сообщения учителя, не отвлекаясь, принимать и сохранять учебную задачу;

Приобщение первоклассника к осознанию цели изучения родного русского языка, формирование интереса к изучению родного русского языка и положительной мотивации его изучения; ориентация в учебнике:

Знать правила переноса слов с одной строки на другую.

Уметь делить слова на слоги;  переносить слова с одной строки на другую; выполнять фонетический разбор слов.

Проверочное списывание

38

Перенос слов.              (упр.77-83)

Текущий

39

Перенос слов.

(упр.77-83)

Деление слов для переноса

40

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

(упр.90-95)

Ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове. Место ударного гласного звука (слога) в слове. Подвижность ударного гласного звука (слога) в слове. Ударение и смысл слова. Развитие речевого слуха детей . Монологические высказывания учащихся  по результатам  наблюдения за фактами языка

Познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный». Совершенствовать умение учащихся определять ударный гласный в слове, навык выделения ударных и безударных гласных в слове.

Познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных; развивать навык в определении различий в написании и произношении безударных гласных; способствовать овладению учащимися орфоэпическими нормами в наиболее употребительных словах.

Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения устного народного творчества.

умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного, умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию.

Наличие интереса к учебному труду, умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

ориентация в учебнике: его структуре и организации учебного материала, оформлении и условных обозначениях.

Уметь различать ударные и безударные гласные, определять  ударный гласный в слове,  выделять ударные и безударные гласные; соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах.

Упражняться в проверке безударных гласных в слове (на примере слов стол - столы, коза - козы).

Текущий

41

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

(упр.96-102)

Текущий

42

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

(упр.103-106)

Тематический

43

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение  и обозначение на письме.

(упр.107-112)

Согласные звуки парные и непарные по звонкости-глухости (без терминологии). Особенности их произношения. Непарные согласные звуки. Произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных звуков. Развитие речевого слуха у детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением. Четкое и правильное произношение звуков в слове. Текст как законченное сообщение, состоящее из нескольких предложений.  Работа с текстом.

Познакомить с парными и непарными согласными, с правилом правописания парных звонких, глухих согласных; развить умение различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные; развить навык правописания слов с парными звонкими глухими согласными на конце слов.

Познавательные УУД:

-уметь понимать основную мысль текста, 

-уметь объяснять;  

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; владеть общим приемом решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 

Коммуникативные УУД:

работать со взрослым (учителем), использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить диалог,

-строить монологические высказывания по предложенному плану (интересно ли было слушать сообщение учителя, понятно ли, о чём шла речь, какие хотелось бы задать вопросы по сообщению учителя); 

строи понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, за что нет; задавать вопросы ;использовать речь для регуляции действия; 

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:    

владеть произвольным вниманием, слушать и слышать содержание устного сообщения учителя, не отвлекаясь, принимать и сохранять учебную задачу.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

- проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. 

Приобщение первоклассника к осознанию цели изучения родного русского языка, формирование интереса к изучению родного русского языка и положительной мотивации его изучения; ориентация в учебнике: его структуре и организации учебного материала, оформлении и условных обозначениях.

Знать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные.

Уметь различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные; применять на практике правило о проверке слов с парными звонкими глухими согласными на конце слов; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями.

Текущий

44

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение  и обозначение на письме.

(упр.113-117)

Картинный диктант

45

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение  и обозначение на письме.

(упр.118-122)

Выборочный диктант

46

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение  и обозначение на письме.

(упр.123-127)

Текущий

47

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение  и

обозначение на письме.

(упр.128-132)

Текущий

48

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение  и обозначение на письме.

(упр.133-136)

Текущий

49

Контрольная работа

Умение проверить свои знания по предмету.

Регулятивные УУД,: осуществление пошагового контроля по результату выполнения учебной задачи, самостоятельная оценка правильности выполнения задания.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, выделять существенную информацию из текста. 

Коммуникативные УУД: умение формулировать вопрос для уточнения учебной задачи, получать нужную информацию, задавая вопрос учителю.

Интерес к учебному труду, умение оценивать свои  знания.

Понимание содержания

Проверка

50

Повторение

Дополнительные обобщающие материалы

И. М. Стронская. Словарные диктанты на все правила русского языка. Санкт – Петербург: «Литера», 2012

О. Д. Ушакова. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы. Санкт – Петербург: «Литера», 2011Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2008

Л. Л. Страхова. Проверочные диктанты с грамматическими заданиями. Санкт – Петербург «Литера», 2012

Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. 1 класс. М.: Просвещение, 2011 (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова).

Е. И. Николаенкова. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс. М.: «Экзамен», 2011

Е. И. Николаенкова. Я иду на урок в начальную школу 1-4 классы. Тесты по русскому языку. М.: «Первое сентября», 2012

Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Тесты. Учебно – методическое пособие. М.: «Дрофа», 2011

О. И. Волошина. Тесты по русскому языку 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М. : «Дрофа», 2011

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-3 классы. ГИППВ «Аквариум», 2011

А. Нарушевич, Е. Попова. Тесты по русскому языку. Учебно-методическое пособие. М. : «АСТ-ПРЕСС», 2012

В. А. Шукейло. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 классы.М. : «Вентана-Граф», 2012

Контрольно-измерительные материалы

Комплексная итоговая работа за1 класс

ДИКТАНТ

Цель: проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, записывать предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; умение правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь.

Вариант 1

Осы

Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

1-й вариант – в слове день;
2-й вариант – в слове
пень.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

1-й вариант – 2-го предложения;
2-й вариант – 7-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).

Вариант 2

Хитрый кот

По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитер котик.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

1-й вариант – в слове Васька;
2-й вариант – в слове
камень.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

1-й вариант – 3-го предложения;
2-й вариант – 6-го предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении (для обоих вариантов).

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель: проверить умение писать текст с опорой на образец, сличать написанное с текстом; проверить каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма.

Мурзик

У Ани живет кот Мурзик. Он весь белый. На лапах темные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть.

Задание

В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

арбуз, воробей, ворона, девочка, капуста, карандаш, коньки, лисица, мальчик, мебель, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель. (8 СЛОВ НА ВЫБОР)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания большой буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, а также слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Липа

Пришла весна. Выросла тонкая липка. Лопнули почки. На ветках видны листочки. Вот пушистые цветы. Они пахнут медом. Пчелки любят пить нектар.

Слова для справок: пчелки, нектар, почки, листочки (листья).

Ручеек

Все тает. Проснулись звонкие малыши. Ручейки бегут, смеются. Они рады весне. В лесу весело поют птицы. Вот бежит серенький зайчик Пуська.

Слова для справок: весело, птицы.

Примечание. Сказать о постановке запятой в третьем предложении.

Щенок Пулька

Щенка Илюша назвал Пулька. У него пушистая шерсть. Маленькие ушки торчат. Щуплый хвостик прыгает в разные стороны. Илья любит щенка.

Слова для справок: назвал, шерсть, щенок, Илья.

Галка на льдине

На реке тронулся лед. Кругом шум и треск. Льдины плывут и тают. На кромку льда села галка. Она боялась воды. Улетай, галка! Улетай!

Слова для справок: боялась, кромку, лед.

Примечание. Сказать о постановке запятой в шестом предложении.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Лесной красавец

Ольга зашла в чащу. Там рос душистый ландыш. Это лесное чудо! Росинки падали на землю. Так цветы умывались. Ландыши – это краса лесов.

Задания

В какие предложения по счету ты мог бы поставить эти слова? Отметь нужное место галочкой.

прозрачные – ____ ,
глухую – ____ ,
белоснежные – ____ .

Куда весна пропала?

Выла вьюга. На печи сидел кот Вьюн. Он урчал. За печкой спал сверчок. В тишине шуршали мыши. Дед клюшкой будил Вьюна. Все ждали весну.

Задания

В какие предложения по счету ты мог бы поставить эти слова? Запиши цифрой. В предложении поставь галочку в нужном месте.

зимняя – ____,
жирный – ____ ,
голодные – ____ .

За шишками

Ученики пошли в лес за шишками. Вот идет лесник Макар Ильич. В мешке у него шишки. Дети часто берут шишки у лесника и делают игрушки.

Задание

После какого предложения по счету ты поставил бы данное предложение? Запиши цифрой. В тексте поставь галочку в нужном месте.

Из них он возьмет семена и вырастит елочки. _____ .

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

1. Из слов составь предложение и запиши его.

Стрижи, возвращались, и, весной, ласточки, на, родину

2. Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши их по порядку.

и, штаны, он, носил, широкие, тепленький, колпачок

лесу, в, жил, Гномик, чудесный

3. Составь и запиши ответ на вопрос. Используй слова в скобках.

Где ласточка вьет свое гнездо?

(На песчаном берегу реки, под крышей дома, на дереве, в кустах, на чердаке, в траве.)

4. Запиши предложения по порядку. Составь связный текст. Придумай заголовок к тексту.

  • Этот жук – вредитель.
  • У Миши в руках майский жук.
  • Миша положил жука в стеклянную баночку.
  • Сжалился над жуком и дал ему тополиные листья.

5. Запиши текст. Поставь знаки препинания.

Весна пришла хлынул частый дождик вдруг стало тихо вышло солнышко на небе стала радуга ребята прыгали по лужицам чирикали воробьи.


[1] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[2] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлены к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч. ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Школа России" ФГОС.

Рабочая программа по русскому языку, "Школа России", 2 класс, ФГОС....

Рабочая программа По Математике 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По ИЗО 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По Технологии 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...