Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ивушкина Ольга Ивановна

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_mestoimenii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»                                                            

                                        городского округа город Фролово

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Понятие о местоимении.

Личные местоимения»

              Учитель: Ивушкина О.И.

Тема урока : «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Цели урока:

1) знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять; совершенствование умения производить морфологический и морфемный  разборы;

2)обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти,  творческих   способностей,   мышления, внимания; развитие коммуникативных  общеучебных умений.

3) воспитание уважительного отношения к близким, самостоятельности, аккуратности.

  Оборудование:  презентация ,   деформированный текст на карточке, карточки для индивидуальной работы.

                                                                 Ход урока.

1.Орг. момент. ( Слайд 1)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Закон наш такой:

Забыть про покой

И бодро заняться работой!

2.  Минутка чистописания.(Слайд 2)

- Отгадайте ребус.   7 я  -  семья .  Какие орфограммы увидели в этом слове? Назовите гласные буквы (е, я). Чем они интересны? Запишите букву  я, слово семья.   Назовите буквы из слова семья, которые обозначают согласные звуки. Запишите:  ся , мя.

3.Словарная работа. (Слайд 3)

— Словарные слова с «опасной» буквой я: яблоко, заяц, рябина.

 На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово.

(Индивидуальная работа на карточках)

4.  Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме (Слайд4)

Имя сущ. - это ...

 Отвечает на вопрос ...

 Обозначает ...

Бывает ...

Изменяется ...

- Найдите в предложениях существительные,   которые   относятся   к семье. (Слайд 5)

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски. Морфологический разбор по образцу  (Слайд 6)

1. Часть речи.

2.  Начальная форма.

3. Постоянные признаки:

- одушевленное,

- неодушевленное,

-род.

4.  Непостоянные признаки:

- число.

5. Сообщение темы и цели урока.

-  Мы закрепили ваши знания об имени существительном, а какой части речи будет посвящен сегодняшний урок, вы скажете сами. (Чистый слайд 7)

6. Постановка проблемы, открытие нового.

 - Послушайте  текст:

Самое прекрасное слово на Земле - мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

- О ком этот текст?  Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?

- Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока. (Слайд 8 )

Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради (оставляем две строчки, сбоку место в 2 пальчика):

Как ты говоришь о себе? (я)

 Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она?  Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Таблица на доске:

Местоимение

           ед. ч.

     мн. ч.

 1 л.

я

мы

 2 л.

ты

вы

 3 л.

он, она, оно

они

В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.) Как называются такие слова? (Записывает слово местоимение на 1-й строке таблицы.)  Читаем вывод в учебнике (стр. 55).

- Посмотрите на местоимения 1-го столбика, 2-го. Что вы заметили? Как изменяются местоимения? (Записать на 2-й строке таблицы: ед. ч., мн. ч.)

-Сформулируйте тему урока.(Слайд  9)

- А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями».

7. Физминутка. (Слайд 10)

Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)

8.Надлюдение (Слайд 11)

 1.Беседа по содержанию: семьи животных — стая, пара.

 - Прочитайте текст: назовите  местоимения, запишите пару слов: сущ. + мест.,

(Гусь – он,  берега – на них, гусь – я, гусь, гусёнок,  гусыня – мы. Найдите  однокоренные слова, выполните  разбор по составу: гусь, гусёнок, гусыня.)

- На какие вопросы отвечают местоимения?

-  Называет ли местоимение предмет?

Чтение второго определения. ( стр.56)

2. Инсценировка.

Разговор бабушки с внуком .

— Алло! Это я. Ты слышишь меня?

— Да, хорошо слышу.

- Мама дома?

 -Нет.

- А где она?

- В парикмахерской.

- А папа дома?

- Его тоже нет.

- Он где?

- На работе.

-  Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я.

Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе  лицо) указывает местоимение ты. Эти двое  говорят о ком – то ещё, кто не участвует в диалоге ( т.е. о третьих лицах): она, он.

Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и 3 – ю. В тетрадях дописывают сбоку: 1, 2, 3-е лицо.  Вот почему эти местоимения называются личными. (Слайд 12)

-  Как изменяются местоимения 3-го лица ед.ч.?

9.Первичное   закрепление. Развитие умений.

  1. Работа   с   деформированным текстом на карточках. Работа в парах.

Задание: восстановить  деформированный текст , заменить повторяющееся слово местоимением,  указать число и лицо местоимений.

Карточка.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

 Проверка. (Читают исправленный текст). (Слайд 13)

2. Упр. 294, стр.58.

Прочитай и найди в каждой строчке четвёртое лишнее слово. Спиши слова без лишних слов. Укажи лицо и число личных местоимений.

(Взаимопроверка).

10.Обобщение. 

- По таблице прочитайте что вы узнали о местоимении. Теперь сравните его с существительным .(Слайд 14).

Сравнительная таблица имени существительного и местоимения

 

Существительное

Местоимение

Это...

Часть речи

Часть речи

Отвечает на вопрос...

Кто? Что?

Кто? Что?

Обозначает...

Предмет

Не   называет предмет, а    указывает на него

Бывает...

М. р.,  ж.р., ср. р.

1 , 2, 3-го лица

Изменяется...

По числам

В 3-м лице ед. ч. по родам

11. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание?

Оцените свою работу.(Поднимают сигнальные карточки).

12.Домашнее задание. (Слайд 15)

Выучить определение на стр. 56,  57.

Упр.1 стр. 63.   (выполнять по образцу).

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Личные местоимения"

Предлагаю вам  конспект урока русского языка в 3 классе «Личные местоимения».  Данный материал будет полезен учителям начальных классов....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Личные местоимения. Изменение местоимений по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Личные местоимения. Изменение местоимений по родам"....

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

урок русского языка в 4 классе тема "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам."

Познакомить с изменением местоимений 3-го лица по падежам. Изучение нового материала.Комбинированный. Работа в парах, фронтально, самостоятельно. Проблемный, словесный, интерактивный, п...

Урок русского языка в 3 классе по теме : " Личные местоимения".

Урок русского языка в з классе по теме " Личные местоимения". УМК " Школа России"....

Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:...