Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок учителя начальных классов

ГБОУ  СОШ №33 г.о. Сызрань Самарской области

Шубиной Ирины Викторовны.

Тема: «Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов» (Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России»).                                                   

Тема  Тема:

Синонимы и антонимы.

Педагогическая цель:

 Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать синонимы и антонимы  в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.

Результаты деятельности:

Личностные (УУД): учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать их в собственной речи.

Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять  и обобщать существенные признаки;  строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы.

Предметные: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает  определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.  

Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний

Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого , учебник, тетрадь на печатной основе.

УМК

Учебник «Русский язык» 2 класс 1часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2014 г.

Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2014 г

                                       

                                                Технологическая карта.


Этап урока/учебная ситуация

Результаты этапа

Достижение планируемых результатов:

Действия педагога

Действия обучающихся

Самоопределение деятельности

(орг. момент)

Формальная готовность к уроку

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Время даром не теряем, начинаем!

 

Приветствуют учителя, друг друга. Проводят самооценку, проверяя наличие необходимых учебных предметов. Эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация знаний, мотивация

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Закрепление знаний и способов деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап.

Обобщить знания о синонимах и антонимах  на основе пройденного материала и умения определять лексическое значение слов. Определение  границ знания и незнания.

Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум. На симпозиуме собираются учёные. Кого называют учёным?

Думаю и нас так можно назвать. Вы со мной согласны?

Давайте выясним, что означает слово «симпозиум»?

В каком источнике можно найти эту информацию?

Дежурный библиограф, найдите, пожалуйста, этот словарь на справочном столе.

Каковы ваши дальнейшие действия?

Главный вопрос нашей конференции – вселенная слов. Сегодня нам предстоит выделить из речи две новые  лексические группы. Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на две лаборатории, группы. Все правильные высказывания будут отмечаться баллами, а в конце симпозиума посчитаем, сколько всего «научных открытий» вы сделали.

У каждой команды своё задание. Вам  надо продолжить пословицу и слово -продолжение  вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом».

с

п

а

т

ь

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

        

т

о

н

е

т

с

л

а

д

о

к

        

о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и

м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы

        

с

п

а

т

ь

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

я

        

        

т

о

н

е

т

с

л

а

д

о

к

о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и

м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.

1.Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)

2.Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)

3.Правда в огне не горит  и в воде не …….(ТОНЕТ)

4.Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)

5.Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)

6.Нет друга – ищи, а нашёл  - …….. (БЕРЕГИ)

7.Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА)

8.Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)

-Так какая у нас сегодня тема урока?

-Какую цель мы сегодня ставим перед собой на уроке?

- Предлагаю вспомнить большую тему по которой мы работали в течение нескольких уроков.  Расскажите, что знаете о словах? (игра «Мозговой штурм)

Как вы думаете, что означают новые понятия: синонимы и антонимы? Какие будут гипотезы, предположения, версии?

 Проверьте свои гипотезы по учебнику.

1 группа-  с.52

2 группа – с.54

(Руководители лабораторий выступают в роли поисковиков, ищут значение слов в толковом словаре.  Задание выполняют на скорость и точность)

Назовите общую часть в словах «синоним» и «антоним» Что она может обозначать?

Кто заинтересовался этим вопросом, может продолжить исследование, заглянуть в справочники или на странички для любознательных.

 А теперь творческое задание. Придумайте ситуации употребления следующих («слов – братьев») (на вид разных, но по характеру похожих): мальчик, мальчишка, парнишка, шпингалет, шкет, подросток, пацан.

Какие из них могут употребляться в книжной речи?

 Какие в разговорной речи?

Прочитайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» (проекция на интерактивную доску). Найдите и выпишите  «слова-противники)

Встретились ли вам во время работы другие синонимы к слову мальчик?

Предлагаю вам  познакомиться с двумя словарями, которые имеют прямое отношение к теме нашего исследования.

-Дежурный библиограф, будьте добры, найдите на справочном столе нужные нам издания.

- Определите, как эти словари могут помочь в жизни; когда и где можно их использовать?

Придумайте рекламу для словаря!

В нашем учебнике  тоже есть словарь синонимов и антонимов. Найдите их в учебнике, внимательно рассмотрите.

 Придумайте интересные задания для своего соседа по парте со словами из  словарей учебника.

Сегодня вы проделали большую научную  исследовательскую работу. Давайте продолжим её интеллектуальным тренингом.

Как вы понимаете словосочетание «интеллектуальный тренинг?

Работа с электронным приложением к учебнику по теме «Синонимы и антонимы»

1. Распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пары синонимов, а в другую – пары антонимов.

2. Игра «Соедини флажки» (антонимы)

3. Найди синонимы в пословицах и поговорках (н-р: Приятелей много, а друга нет. Переливают из пустого в порожнее.)

Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

                Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

- Какое настроение возникает после прочтения текста?

- С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к словам-помощникам).

Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________    _________  день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________  мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________    _________  день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________   ____________  облака. Под ногами __________ земля.

        Проверка.

А) Получившийся текст читает 1 группа.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?

Б) Получившийся текст читает 2 группа.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему?

        

-Дайте самооценку своей учебной деятельности. Чему вы научились сегодня на уроке?

-Достигли ли вы поставленной цели?

                 Критерии оценки

Если я в течении урока принимал активное участие в работе симпозиума, сделал много открытий, не ошибался – то поставь на полях звёздочку;

- если допустил незначительные ошибки – улыбку;

- если  еще нужно работать по этой теме – ромашку.        

(Социальная компетенция        

Личностные УУД)

Подсчёт общего количества баллов участников симпозиума, поздравления победителей.

- Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?

-Когда в устной речи необходимо умение употреблять синонимы?

- А в письменной речи?

-Что расскажете дома?

-Какую работу понравилось выполнять больше всего?

- Что пожелаете учителю и детям?

Домашнее задание по выбору учащихся:

  • учебник с.57, упр.75.;
  • найти и записать 2-3 пословицы, поговорки, загадки, в которых есть слова-антонимы;
  • приготовить проект по теме «Мир слов»

- Человека, который много знает, что-то исследует, делает открытия.

- Да, потому что, мы ежедневно совершаем маленькие открытия для себя.

 

- В толковом словаре.

- Вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «симпозиум»

«Симпозиум – научная конференция, совещание по какому-нибудь специальному вопросу».

(Названия придумывают сами, н-р: «Знайки» и «Грамотейки»)

Разгадывают кроссворды.

знать, какие слова называются синонимами, а какие антонимами.

Дети разграничивают область знания и незнания тем. Приводят примеры:

-многозначных слов

-слов с переносным значением

-родственных слов

Ответы детей.

Самостоятельная работа над правилом. Обмен информацией.

Зачитывают лексическое значение слов «синонимы и антонимы» по толковому словарю.

-оним

Работа на перспективу.

Свободное высказывание.

-Мальчик, подросток.

- Пацан, парнишка, шкет, шпингалет.

Антонимы: хорошо-плохо, солнце – град, погода – ненастье, грязная рожица – милый мальчик, драчун – защитник, хороший – плоховатый, неряха – чистюля…

- Сын, кроха, карапуз.

Среди множества словарей есть словарь синонимов и антонимов.

Работа в паре.

Ответы детей. (Зарядка для ума)

Информационная компетенция.

Проверка по интерактивной доске. Самоконтроль и самооценка по шкале.

(грустное, печальное, тоскливое)

(использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

 (использовали антонимы – слова противоположные  по смыслу)

- Например, при защите проекта, при пересказе статья…

- В изложениях и сочинениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100

Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса по программе "Школа России" с УУД

Рабочие программы  для 2 класса по программе "Школа России", включают пояснительные записки и КТП с УУД по ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...