Проект Алфавит
проект по русскому языку (1 класс) по теме

Громова Наталья Васильевна

Главная цель: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit_1_klass.ppsx2.02 МБ
Microsoft Office document icon alfavit.doc33 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc43 КБ
Microsoft Office document icon morskaya_azbuka.doc28 КБ
Microsoft Office document icon oblozhka_alfavit.doc22 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc30 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 класс АЛФАВИТ

Слайд 2

Чем звук отличается от буквы? Как отличить гласный звук от согласного? Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. Какие буквы могут обозначать два звука? Какие буквы указывают на мягкость согласного? Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? Какие буквы не обозначают звука? ЛЕНТА БУКВ

Слайд 3

- последняя буква в алфавите. АЛФАВИТ Почему так говорят? Что такое алфавит? - расположение букв в определённом порядке

Слайд 4

АЛФАВИТ

Слайд 5

Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ , а буква Б- БУКИ . Из этих названий- АЗ и БУКИ - и получилось русское слово АЗБУКА . Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ . Из толкового словаря

Слайд 6

Вставь пропущенные буквы: а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

Слайд 7

Запишите в алфавитном порядке имена детей: Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна , Сергей. Ульяна , Анна, Борис, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Яков.

Слайд 8

Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. весна зима лето осень

Слайд 9

четверг пятница Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту. среда суббота

Слайд 10

Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Толстой Л. Крылов И. Чехов А. Пушкин А. Житков Б. 2 5 3 1 4

Слайд 11

Запись слов по алфавиту



Предварительный просмотр:

Проект "Алфавит" 1 класс        

Проект в 1 «Д» классе ГОУ школы № 1151.

Тема: «Алфавит»

 

Главная цель: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

 

Ресурсы:

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, конструкторы «Лего», карандаши, ручки, блокноты.

Люди: учитель начальных классов Уральская Татьяна Юрьевна, ученики 1 «Д» класса, библиотекарь, родители учащихся.

 

Организация деятельности: индивидуальная и групповая

 

Система оценивания, подведение итогов этого урока: традиционная система оценивания за полноту и своевременность выполнения работы, накопительная система баллов по рубрикам листа самооценки, зачетная система по итогам защиты проекта.

 

Итог, результат урока для детей:  в результате работы были созданы индивидуальные и групповые эскизы букв, веселые азбуки для дошколят, веселые словарики, город

«Алфавитинск », записные книжки классная библиотека; дети научились распределять слова в алфавитном порядке, находить нужные слова, пользуясь словарем, работать в группе.

 

Аннотация урока.

I этап.

 В ходе изучения букв на первых уроках учитель

предлагает детям начать путешествие по городу «Алфавитинску». В первой беседе детям

предлагается высказать мнение, о том кто может

жить в этом городе. (Звуки, буквы) Повторяются

известные детям буквы и т.д.

При изучении букв дети вырезают, рисуют,

лепят их, придумывают веселые картинки «Найди

букву в рисунке». В ходе изучения букв

первоклассники создают свои словарики, подбирая

слова на каждую букву, а затем «делятся» с

одноклассниками своей работой. На уроках

обсуждаются самые интересные работы.

 

На уроках  дети создавали буквы из «Лего»

конструктора.

 

 II этап. Создание города «Алфавитинск» - труд.

Детям предлагается построить город «Алфавитинск», где могли бы жить звуки и буквы.

Способ изготовления домов показан учителем.

С детьми обсуждается, какого цвета следует брать

бумагу для домов, чтобы жители не перепутали

свои дома. (Синий и зеленый -

для согласных, красный – для гласных, серый или

белый – для знаков.)

Индивидуальная работа по изготовлению домов,

оформлению улиц.

Защита своей работы, какая буква или звук здесь

 будет проживать.

Далее детям предлагается собрать работы всей

команды в один большой город.

Домашнее задание: Попробуйте придумать и

изобразить собственный город «Алфавитинск»,

написать про него рассказ.

III этап. ( Проектный урок – обучение грамоте, ООМ)

На заключительном этапе букварного периода дети познакомились с разными азбуками:

1.     Морская азбука.

Сигнальные флаги, и каждый флаг- буква. Эти флаги поднимают на мачтах кораблей. Так корабли «разговаривают» друг с другом. У моряков –

сигнальщиков буквами являются флажки.

Определенное положение флажков в руках

сигнальщика- это определенная буква алфавита.

Учитель провел обсуждение, почему на флоте

необходима такая азбука. Провели игру «сигнальщик»

 по командам, одни «передавали», другие «читали».

2.     Азбука Морзе.

Дети узнали, что эта азбука передается специальными звуковыми сигналами: точка - один сигнал, тире- два. Каждой букве алфавита соответствует определенный набор данных сигналов. Люди, передающие сообщения с помощью азбуки Морзе, называются радистами (или связистами). Игра «Радисты» в командах.

3.     Далее детям предложили создать свою секретную азбуку (по командам), и передать сообщение друзьям.

4.     Домашнее задание: создать тематическую Азбуку для малышей. Работа может выполняться индивидуально, в парах, группах.

IV этап. Экскурсия в школьную библиотеку.

В школьной библиотеке детям показывают, какое

количество

книг хранится в школе. Как разобраться в них,

как найти

 нужную книгу? Объясняют, что все книги

располагаются

в алфавитном порядке. Предлагают найти книги

самостоятельно.

V этап. Создание классной библиотеки.

Детям предлагается составить картотеку для классной библиотеки. Разобрать книги, подклеить, разложить в алфавитном порядке, выбрать классного библиотекаря.

VI этап. Проектный урок «Изготовление записной

книжки»- обучение грамоте, письмо, труд.

В классе с детьми обсуждается, где еще используется

алфавит.

( В регистратуре поликлиники медицинские карты

 лежат по адресам и по фамилиям строго в алфавитном

порядке, в школьном журнале, словарях, записных

 книгах, справочниках и т. д)

Создание своей записной книги. Складывание листов,

скрепление, вырезание. Надпись букв в алфавитном

порядке, изготовление обложки, украшение. Запись

фамилий одноклассников в записную книгу, обмен

адресами

и телефонами.

 Итог, выводы для учителя: Данная работа помогает

прочному и осознанному запоминанию букв.

Вызывает

живой интерес к обучению.

Источник:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.          1 класс.

Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой.

Тема урока: Алфавит

Цель урока:  формировать  представление учащихся об алфавите.

Задачи:

Обучающие:

1) систематизировать знания учащихся об алфавите;  

2) повторить написание ранее изученных букв;

3) продолжить формирование понятия «звук-буква».  

Развивающие:

1) развивать фонематический слух;

2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы обучения:         

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.

Предполагаемые результаты:

1)  понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет  использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;  

3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

I. Организационный момент.  

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.

II.   Актуализация знаний.    

1. Фронтальная работа.  Лента букв (Слайд №2)

- Чем звук отличается от буквы?  (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).

- Как отличить гласный звук от согласного?   (При произношении гласный звук не встречает преграду).

-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.  

-Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е,Ё,Ю,Я)

-Какие буквы указывают на мягкость согласного?  (Е,Ё,Ю,Я,И,Ь)

-Какие буквы всегда обозначают мягкий звук?  (Ч, Щ, Й)

- Какие буквы не обозначают звука?  (Ь, Ъ)

III.  Изучение нового материала.    

1. Ребята, вы не раз слышали выражение: Я – последняя буква в алфавите. Почему так говорят? (Обсуждение поговорки).

2. Исследовательские вопросы.

 1) Как образовалось слово «алфавит».

 2) Для чего нужен алфавит?

 3) Где применяют алфавит?

– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.) 

 - Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.

-  Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

Как вы считаете, удобно ли это? Почему?  (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).

- Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды  №3-5)

IV.  Закрепление.  

1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд №6)

Прочитайте. Упражнение 61.

-Какая по счету в алфавите первая буква этого слова? (Седьмая.)

-Находим седьмую букву. (Ё)

-А какая по счету стоит вторая буква? (Тринадцатая.)

-Находим тринадцатую букву. (Л)

-А какая по счету стоит третья буква? (Двенадцатая.)

-Находим двенадцатую букву. (К)

-Осталась последняя буква слова. На каком месте она стоит? Как это буква? (На первом. Буква А.)

Какое слово у вас получилось? (Ёлка.)

Запишите это слово.

2. Практическое пользование алфавитом. Запиши в алфавитном порядке имена детей. (Слайд №7)

Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна, Сергей.

(Анна, Борис, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Ульяна, Яков.)  

3. Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд №8).

 4. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту.   (Слайд №9)

5. Упражнение 62.

Прочитайте. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.

Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)

Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой? (Житков Б.)

-Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.

Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей. (Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.)    (Слайд №10)

VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).  

Записать по алфавиту слова.   (Слайд №11-)

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Что такое алфавит?

VIII. Домашнее задание.

1. Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.

2. Выучить алфавит.

Использованные ресурсы.  

http://dozor.kharkov.ua/vlast/kabmin/1080680.html -календарь отрывной  



Предварительный просмотр:

1.     Морская азбука. ( Русская семафорная азбука)

       Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

        Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом «запятая».

      Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положением рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

        Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный).

      При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.

      Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

       Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря 1869 года приказом по флоту № 161.

  ВЫВОД. Сигнальные флаги, и каждый флаг - буква. Эти флаги поднимают на мачтах кораблей. Так корабли «разговаривают» друг с другом. У моряков - сигнальщиков буквами являются флажки. Определенное положение флажков в руках сигнальщика - это определенная буква алфавита.

2.     Азбука Морзе.

       Телеграфная азбука или "морзянка" - плод изобретения англичанина - Самуила Морзе - используется в любительской радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров, и широкого распространения цифровых видов связи не только у профессионалов, но и у любителей, телеграф (или CW) остается одним из основных видов излучения.

       Современные Лицензии на работу в эфире позволяют использовать некоторые любительские диапазоны и без знания телеграфа,  среди радиолюбителей встречаются и убежденные телеграфисты (CW ONLY) и противники этого вида излучения.

    В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.

        Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удастся просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собьетесь!

      Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит была передана буква "F".

    ВЫВОД: Дети узнали, что эта азбука передается специальными звуковыми сигналами: точка - один сигнал, тире - два. Каждой букве алфавита соответствует определенный набор данных сигналов. Люди, передающие сообщения с помощью азбуки Морзе, называются радистами (или связистами).



Предварительный просмотр:

        1  А  класс

        2010 – 2011 учебный год



Предварительный просмотр:

                  ПРОЕКТ « Алфавит»

Авторы проекта:        Учащиеся 1 А класса

 Руководитель проекта: Учитель начальных классов Громова Наталья Васильевна.

 Задачи проекта:

  1. Закрепление знаний букв русского алфавита.
  2.  Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.
  3.  Осознание необходимости знания алфавитного порядка букв.
  4.  Развития интереса к изучению русского языка и  литературы.
  5.  Развитие творческих способностей.
  6.  Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации.
  7.  Совершенствование навыков групповой и индивидуальной работы.
  8.  Развитие коммуникативных и организаторских способностей.

    Шаги работы над проектом:

1.Создание  инициативной группы, ответственную за разработку и реализацию проекта. Определение руководителя проекта: Громова Н.В., учитель начальных классов.

2.  Формулировка цели проекта –  закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

3.  Определение задачи, которые позволят достичь цели проекта.

 4. Определение первоочередных мероприятия, которые необходимы для решения задач.

     Продолжительность (планируемая по проекту в целом): в течение всего времени, пока изучаются буквы (октябрь - февраль).

     Предметные области, затронутые на этом уроке: обучение грамоте, технология.

Разработка плана реализации проекта. 

Определение необходимых ресурсы, которые необходимо привлечь.

Программа мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта:

  1. На уроках труда  дети создавали буквы из «Лего» конструктора.
  2. Первоклассники создали  «Азбуку в картинках и стихах».
  3.  Дети познакомились с другими Азбуками (морская азбука, азбука Морзе).
  4. Урок-презентация по русскому языку по теме «Алфавит».
  5. Открытое внеклассное мероприятие «Прощай, Азбука!»
  6. Экскурсия в детскую  библиотеку.

                             

                                     Полученные результаты:

1.  В результате работы были созданы индивидуальные и групповые эскизы букв.

2.  Дети научились распределять слова в алфавитном порядке, находить нужные слова, пользуясь словарем, работать в группе.

3. На заключительном этапе букварного периода дети познакомились с разными азбуками:

4. В школьной библиотеке детям показывают, какое количество

книг хранится в школе. Как разобраться в них, как найтинужную книгу? Объясняют, что все книги располагаются в алфавитном порядке. Предлагают найти книги самостоятельно.

3. Учащиеся 1 класса получили опыт исследовательской работы, а также опыт проведения различных мероприятий.

3.В процессе подготовки и проведения мероприятий проекта наш класс стал более дружным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Учебный проект "Удивительный алфавит"

Творческий проект первокрассников разработан в период обучения чтению. ...

Проект "Удивительный алфавит"

В ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, выучили алфавит, создали сказочную азбуку и азбуку доброты и вежливости. Творческим результатом нашей совместной работы являются:...

Проект "Весёлый алфавит"

Цель проекта: Закрепление знаний букв русского алфавита,использование алфавита в окружающей жизни, развитие творческих способностей....

Защита проекта "Весёлый алфавит"

После окончания работы над проектом "Весёлый алфавит" была проведена его защита в форме открытого мероприятия....

Проект "Алфавит"

Проектную работу выполнил учащийся 7 класса Абдулин Артур. Рассматривались Алфавиты разных народов....