Рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России", к учебнику В.П.Канакиной. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx81.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  городского округа «Охинский»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

РЕКОМЕНДОВАНА

кафедрой  учителей

начальной школы

Протокол №    

от «    »  сентября 2013 г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

___________________Т.В.Гордеева

директор  МБОУ  СОШ  № 5  г.  Охи

Приказ №    

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(наименование учебного предмета/курса)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:

        русский язык, авторы В.П.Канакина и др.

Абрамовой Татьяной Анатольевной

 (ФИО полностью)

Оха

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»

- приобретение и систематизация знаний о языке;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

- развитие чувства языка.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

         

  Данная  программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку В.П.Канакиной и др., с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

           

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов в год (5 часов в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Изменений, внесённых в авторскую программу В.П. Канакиной  нет.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

  Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода  

 Развитие общеучебных умений

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • диктант  (объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
  • тест;
  • изложение (подробное, выборочное, сжатое);
  • списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
  • сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

  • Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
  • Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
  • Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
  • Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
  • Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ и др.
  • Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной

природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Контрольные работы

Развитие речи

1

Наша речь

3

0

0

1.1

Виды речи

2

-

-

1.2

Диалог и монолог

1

-

-

2

Текст

4

1

0

2.1

Текст

2

-

-

2.2

Части текста

2

1

0

3

Предложение

12

2

1

3.1

Предложение

3

1

-

3.2

Члены предложения

9

1

1

4

Слова, слова, слова …

22

3

1

4.1

Слово и его значение

4

-

-

4.2

Синонимы и антонимы

5

1

-

4.3

Однокоренные слова

6

1

1

4.4

Слог. Ударение. Перенос слова

7

1

-

5

Звуки и буквы

34

4

2

5.1

Звуки и буквы

1

-

-

5.2

Русский алфавит, или Азбука

3

-

-

5.3

Гласные звуки

4

1

-

5.4

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

11

1

1

5.5

Согласные звуки

1

-

-

5.6

Согласный звук Й и буква «и краткое»

2

-

-

5.7

Слова с удвоенными согласными

Проект «И в шутку и всерьёз»

2

-

1

5.8

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

3

1

-

5.9

Мягкий знак (ь)

Проект «Пишем письмо»

7

1

-

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

2

4

6.1

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Проект «Рифма»

9

1

1

6.2

Звонкие и глухие согласные звуки

1

-

-

6.3

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным

11

1

2

6.4

Разделительный мягкий знак (ь)

8

-

1

7

Части речи

48

5

5

7.1

Части речи

2

-

-

7.2

Имя существительное

19

3

2

7.3

Глагол

9

-

1

7.4

Имя прилагательное

6

-

1

7.5

Предлоги

6

1

-

7.6

Местоимение

6

1

1

8

Повторение

18

2

1

Итого

170ч.

19 ч.

14 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. НАША РЕЧЬ
  1. – 1.3   Язык и речь в жизни людей. Роль русского языка в жизни общении. Речь устная и письменная. Отличие диалогической речи от монологической. Правила речевого этикета.

  1. ТЕКСТ

2.1 – 2.4    Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Подбор заголовка текста. Последовательность предложений и частей текста. Структура текста. Типы текстов. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов.

      3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3.1 – 3.12   Границы предложений и знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов между членами предложения при помощи вопросов.

        4.СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА …

4.1 – 4.22   Лексическое значение слова.. многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.. толковый и орфографический словари. Слова синонимы и антонимы.  Смысловое значение пословиц, соотношение их с определёнными жизненными ситуациями. Речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

       5. ЗВУКИ И БУКВЫ

5.1 – 5. 34    Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Звуковое и буквенное обозначение слова. Алфавит или Азбука. Случаи употребления заглавной и строчной буквы в словах. Правило написания имён собственных. Гласные и согласные звуки и буквы. Качественная характеристика гласных и согласных звуков. Проверочные и проверяемые слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Учебные действия при решении орфографической задачи в соответствии с изученным правилом. Согласный звук Й и буква «и краткое».

6. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ С ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ

6.1 – 6.29 Мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Непарные мягкие шипящие звуки. Правильное орфоэпическое произношение и написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочные и проверяемые слова (путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов). Слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

      7. ЧАСТИ РЕЧИ

7.1 – 7.48    Соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное: лексическое значение и вопрос. Одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные  имена существительные. Число имён существительных. Роль существительных в предложении. Глагол. Вопросы глаголов. Глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении.  Частица НЕ с глаголами. Грамматические признаки глагола: число, роль в предложении. Имя прилагательное, его лексическое значение. Грамматические признаки прилагательного: связь с именем существительным, число, роль в предложении. Личные местоимения. Местоимения и имена существительные. Предлоги , их роль в предложении. Оценка достижений при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному носителю. Презентации подготовленных заданий.

8. ПОВТОРЕНИЕ

8.1 – 8.18  Предложение. Слово и его значение. Части речи. Звуки и буквы. Правила правописания.

Слова с непроверяемыми написаниями

Здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте),сентябрь, родина, скоро, быстро, ветер, рисунок (рисовать), яблоко (яблоня), берёза, ягода, лопата, осина, дорога, до свидания, сахар, извини (извините), капуста, жёлтый, посуда, октябрь, алфавит, ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель, коньки, тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, завод, вдруг, сапог, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия, город, улица, Россия, топор, обед, магазин, облако, метро, платок, апрель, шёл.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Контрольные работы:

диктант № 1 по теме «Текст»

контрольное списывание №1

входная диагностическая работа по теме «Повторение изученного материала за 1 класс»

диктант № 2 по теме «Предложение»

диктант № 3 по теме «Слово»

административный контрольный диктант № 4 по теме «Качество прохождения программного материала за 1четверть»

диктант № 5 по теме «Корень. Родственные слова»

диктант № 6 по теме «Звуки и буквы»

диктант №7 по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

диагностическая работа по теме «Качество прохождения программного материала за 1 полугодие»

диктант № 8 по теме «Согласные звуки»

      диктант № 9 по теме «Твердые и мягкие согласные»

диктант № 10 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных»

контрольное списывание № 2 

диктант № 11 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных»

административный контрольный диктант № 12 по теме «Качество прохождения программного материала за 3 четверть»

диктант № 13 по теме «Имя существительное»  

диктант № 14 по теме «Имя прилагательное»

диктант №15 по теме «Части речи»

комплексная диагностическая работа

диагностическая работа по теме «Качество прохождения программного материала за год»

контрольное списывание №3

Проверочные работы:

1. по теме «Слово»

2. по теме «Написание слов с парными согласными»

3. по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

4. по теме «Имя существительное»

5. по теме «Глагол»

6. по теме «Имя прилагательное»

7. по теме «Предлог»

8. по теме «Местоимение»

       Развитие речи:

  • Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
  • Обучающее сочинение по серии картинок
  • Обучающее сочинение по картине А.С.Тутунова «Зима пришла. Детство»
  • Обучающее сочинение по картине Л.С.Степанова «Лоси»
  • Обучающее изложение текста Л.Н.Толстого «Ласточки»
  • Изложение повествовательного текста «Каток»
  • Изложение повествовательного текста по вопросам плана
  • Обучающее сочинение «Зимние забавы»
  • Обучающее изложение повествовательного текста «Люлька»
  • Обучающее изложение повествовательного текста
  • Что такое текст-повествование?
  • Что такое текст-описание?
  • Что такое текст-рассуждение?
  • Сочинение по картине Н.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

      Проекты:

  • Проект «И в шутку и всерьёз»
  • Проект «Пишем письмо»
  • Проект «Рифма»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»

являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты

учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию

приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть способ проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант,  - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыков письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы;
  • отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительное нарушение логики событий авторского текста при написании изложения.

Особенности организации контроля по русскому языку.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность выполнения их всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество орфограмм (примерно 60%). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты, либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и  интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзаж, портрет и др.

ОЦЕНКА  ПИСЬМЕННЫХ  РАБОТ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

Контрольный диктант.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-40 слов

3 класс

45-50 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-5 ошибок

«2» - более 5 ошибок

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением контрольного списывания). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание.

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

«5» - без ошибок

«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий

«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий

«2» - правильно выполнено ½ заданий

Контрольное списывание.

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-25 слов

2 класс

30-35 слов

40-45 слов

3 класс

50-60 слов

65-70 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка или 1-2 исправления

«3» - 2-3 ошибки

«2» - более 4 ошибок

Словарный диктант.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

5-6 слов

2 класс

6-8 слов

8-10 слов

3 класс

8-10 слов

10-12 слов

4 класс

10-12 слов

12-15 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1ошибка и 1 исправление

«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«2» - 3-5 ошибок

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

Изложение.

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

«5» - без ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарный запас, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение.

«5» - без ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарный запас, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

16

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание.

В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом классе – 2 контрольных изложения за год или 1 контрольное изложение и 1 контрольное сочинение.

Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения выставляются обе оценки.

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для учащихся:

  1. Учебник «Русский язык», 2 класс. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Изд. М. «Просвещение»

Для учителя:

  1. Поурочные разработки по русскому языку, авторы Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю, Васильева: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012 г.
  2. Изложения для младших школьников, автор Л.Л. Страхова.

 Издательский Дом «ЛИТЕРА», 2007 г.

  1. Тировые тестовые задания, 2 класс ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, автор О.Н. Крылова.

 Изд. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.

  1. Словарь русского языка, автор С.И. Ожегов. Изд. «ОНИКС», 2010 г.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация        

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

НАША РЕЧЬ (3 часа)

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

03.09

03.09

02.09 день знаний

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

04.09

04.09

3

Как отличить диалог от монолога?

1

05.09

05.09

ТЕКСТ ( 4 часа)

4

 Что такое текст?

1

06.09

06.09

5

Тема и главная мысль текста.

1

09.09

09.09

6

Части текста.

1

10.09

10.09

7

Контрольный диктант № 1 по теме «Текст»

1

11.09

11.09

ПРЕДОЖЕНИЕ (12часов)

8

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Что такое предложение?

1

12.09

12.09

9

Составление предложений из слов

1

13.09

16.09

13.09 день здоровья

10

Контрольное списывание № 1

1

16.09

17.09

11

Главные члены предложения

1

17.09

18.09

12

Второстепенные члены предложения

1

18.09

19.09

13

Входная диагностическая работа по теме «Повторение за 1 класс»

1

20.09

24.09

14

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

23.09

20.09

15

Распространенное и нераспространенное предложение

1

24.09

23.09

16

Р.Р. Обучающее сочинение по картине И.С.Остроумова «Золотая осень»

1

25.09

25.09

17

Анализ сочинений. Работа над составлением предложений

1

26.09

26.09

18

Установление связи слов в предложении?

1

27.09

19

Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»

1

30.09

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА (22 часа)

20

21

Лексическое значение слова

2

01.10

02.10

22

Однозначные и многозначные слова

1

03.10

23

Прямое и переносное значение многозначных слов

1

04.10

24

Синонимы

1

07.10

25

26

Антонимы

2

08.10

09.10

27

Контрольный диктант №3 по теме «Слово»

1

10.10

28

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

11.10

29

30

Родственные слова

2

14.10

15.10

31

32

Корень слова. Однокоренные слова

2

16.10

17.10

33

Р.Р. Обучающее сочинение по серии картинок

1

18.10

34

Слоги

1

21.10

35

Административный контрольный диктант № 4 по теме «Качество прохождения программного материала за 1 четверть»

1

22.10

36

37

Определение ударного слога в слове

2

23.10

24.10

38

Контрольный диктант № 5 по теме «Родственные слова»

1

25.10

39

40

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Перенос слова с одной строки на другую

2

28.10

29.10

41

Проверочная работа по теме «Слово»

1

30.10

ЗВУКИ И БУКВЫ (34 часа)

42

Различие звуков и букв

1

31.10

Каникулы с 01.11 по 07.11

43

44

Использование алфавита

2

08.11

11.11

45

Написание слов с заглавной буквы

1

12.11

46

Определение гласных звуков

1

13.11

47

Контрольный диктант № 6 по теме «Звуки и буквы»

1

14.11

48

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

15.11

49

50

51

52

53

Правописание слов с безударным гласным в корне слова

5

18.11

19.11

20.11

21.11

22.11

54

Р.Р. обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

1

25.11

55

56

57

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова

3

26.11

27.11

28.11

58

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

1

29.11

59

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

02.12

60

Согласные звуки

1

03.12

61

62

Согласный звук [й] и буква И краткое

2

04.12

05.12

63

Слова с удвоенными согласными

1

06.12

64

Р.Р. Обучающее сочинение по картине Л.С.Степанова «Лоси»

1

09.12

65

Наши проекты. И в шутку и всерьез

1

10.12

66

67

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозачения

2

11.12

12.12

68

Административная диагностическая работа по теме «Качество прохождения программного материала за 1 полугодие»

1

13.12

69

Обозначение мягкости согласного звука на письме

1

16.12

70

71

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

2

17.12

18.12

72

Контрольный диктант № 8 по теме «Согласные звуки»

1

19.12

73

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

20.12

74

Наши проекты. Пишем письмо

1

23.12

75

Обобщающий урок по разделу «Звуки и буквы»

1

24.12

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (29 часов)

76

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

25.12

77

Р.Р. Обучающее изложение текста Л.Н.Толстого «Ласточки»

1

26.12

78

Повторение по теме «Твердые и мягкие согласные»

1

27.12

Каникулы с 29.12 по 12.01

79

Контрольный диктант № 9 по теме «Твердые и мягкие согласные»

1

13.01

80

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление пройденного материала

1

14.01

81

Наши проекты. Рифма

1

15.01

82

83

84

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

3

16.01

17.01

20.01

85

Отличие звонких согласных от глухих.

1

21.01

86

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Отличие звонких согласных звуков от глухих

1

22.01

87

Проверка парных согласных в корне слова

1

23.01

88

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

1

24.01

89

Р.Р. Изложение повествовательного текста «Каток»

1

27.01

90

91

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

2

28.01

29.01

92

Р.Р. Изложение повествовательного текста по вопросам плана

1

30.01

93

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

31.01

94

Обобщающий урок по теме «Правописание слов с парными согласными в середине и на конце слова»

1

03.02

95

Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание звонких и глухих согласных в середине и на конце слова»

1

04.02

96

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала

1

05.02

97

98

Правописание слов с разделительным мягким знаком

2

06.02

07.02

99

Контрольное списывание № 2

1

10.02

100

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

11.02

101

Обобщение изученного материала по теме «Разделительный мягкий знак»

1

12.02

102

Р.Р. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

13.02

103

104

Обобщение изученного материала по разделу «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». Проверочная работа

2

14.02

17.02

ЧАСТИ РЕЧИ (48 часов)

105

106

Что такое части речи?

2

18.02

19.02

107

Имя существительное

1

20.02

108

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

21.02

109

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

1

24.02

110

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста «Люлька»

1

25.02

111

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

1

26.02

112

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

1

27.02

113

Заглавная буква в написании кличек животных

1

28.02

114

Заглавная буква в географических названиях

1

03.03

115

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

1

04.03

116

Контрольный диктант № 11 по теме «Написание слов с заглавной буквы»

1

05.03

117

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала

1

06.03

118

Единственное и множественное число имен существительных.

1

07.03

119

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста

1

11.03

10.03 праздничный день

120

121

Единственное и множественное число имен существительных.

2

12.03

13.03

122

Проверочная работа по теме «Имя существительное» 

1

14.03

123

Административная диагностическая работа по теме «Качество прохождения программного материала за 3 четверть»

1

17.03

124

Анализ ошибок, допущенных в работе. Обобщение изученного материала

1

18.03

125

126

127

Что такое глагол?

3

19.03

128

129

Единственное и множественное число глаголов

2

20.03

21.03

Каникулы с 23.03 по 31.03

130

Правописание частицы не с глаголами

1

31.03

131

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

1

01.04

132

Р.Р. Что такое текст-повествование?

1

02.04

133

Проверочная работа по теме «Глагол»

1

03.04

134

Что такое имя прилагательное?

1

07.04

135

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

08.04

136

Прилагательные близкие и противоположные по значению

1

09.04

137

Единственное и множественное число имен прилагательных

1

10.04

138

Р.Р. Что такое текст-описание?

1

11.04

139

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1

14.04

140

Общее понятие о предлоге

1

15.04

141

Раздельное написание предлогов со словами

1

16.04

142

Проверочная работа по теме «Предлог»

1

17.04

143

Восстановление предложений

1

18.04

144

Контрольный диктант № 12 по теме «Правописание предлогов со словами»

1

21.04

145

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала

1

22.04

146

147

Что такое местоимение?

2

23.04

24.04

148

Р.Р. Что такое текст рассуждение?

1

25.04

149

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

28.04

150

Контрольный диктант № 13 по теме «Части речи»

1

29.04

151

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение изученного материала

1

30.04

ПОВТОРЕНИЕ (18 часов)

152

Повторение по теме «Текст»

1

05.05

01.05, 02.05 праздничные дни

153

Р.Р. Обучающее сочинение по картине И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

1

06.05

154

Комплексная диагностическая работа

1

07.05

155

156

Повторение по теме «Предложение»

2

08.05

12.05

09.05 праздничный день

157

Повторение по теме «Слово и его значение»

1

13.05

158

159

Повторение по теме «Части речи»

2

14.05

15.05

160

Административная диагностическая работа по теме «Качество прохождения программного материала за год»

1

16.05

161

Повторение по теме «Звуки и буквы»

1

19.05

162

Повторение по теме «Правила правописания»

1

20.05

163

Контрольное списывание № 3

1

21.05

164

165

166

167

168

169

Повторение и обобщение изученного материала за год

6

22.05

23.05

26.05

27.05

28.05

29.05

170

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа  составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс...