Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Субботина Алевтина Николаевна

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русский язык в 3 а классе

Тема урока 

«Имя существительное.

Число и род имен существительных».

 Тип урока: Изучение нового материала

Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели урока:

Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных в ед.ч.

Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формирование УУД:

     Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной  

     самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за  

     будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

        1

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций

(постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Граница знания-незнания:

- учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

- учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род сущ.

          1.Организационный момент.

                           Прозвенел заливистый школьный звонок.

                           Начинается новый урок.

                           Мы готовы думать и новые задания выполнять.

Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня  все  вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

     2. Целеполагание и мотивация

Я предлагаю вам проследить за движением моей руки в воздухе и определить, что же здесь появиться.(зеркальное изображение –слово.)

- Что мы знаем о слове?

    Мы продолжаем работу над разделом «Части речи»

                                             2

- Что мы знаем о частях речи? На какие группы делятся все части речи?

(служебные и самостоятельные)

-Приведите примеры.

- С какой частью речи мы начали работу?

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о существительном?

-Через несколько уроков я вновь задам этот вопрос, а вы либо подтвердите свой сегодняшний ответ, либо его опровергните.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Прочитаем тему урока и

Его план.

Знакомство с планом.

            1. Повторим то, что мы знаем.

            2. Узнаем новое.

            3.Работа в паре.

             4.Самостоятельная работа.

            5. Подведение итогов.

Итак, начинаем. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку и оцените себя в Листе успеха.

3.Актуализация знаний

           - Что мы знаем о существительном? Составим  кластер- определение. Поработаем в паре.  Для этого прочитаем справочный материал по д.м. с.101,118.

(раздаётся разрезной материал, составляют паспорт и готовятся к выступлению.)

                         Имя существительное,

                         Самостоятельная часть речи

                         Обозначает предмет

                        Отвечает на вопросы  Кто? Что?

                         Особые приметы: имеет род (м, ж, с.), число (ЕД, МН,)

                        Член предложения- подлежащее, дополнение

    Оцените свои знания и умения.

4. Изучение нового материала.

   А) Прочитайте слова, записанные на доске.

             Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

-Что можно о них сказать? Что их объединяет?(сущ.)

- На какие группы можно поделить эти слова? (словарные и несловарные)

-Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

- Слова ед.ч. и мн. ч.

-Спишем слова в два столбика ( ед. и мн.ч) и определим род.

- Что заметили? ( у слов во мн.ч. род определить нельзя, только если их перевести в ед.ч)

- А всегда ли можно это сделать?

- Это и будет  проблемой нашего урока.

Б) Стадия осмысления.

 Работа по карточкам ( комментирование у доски по образцу)

Задание: запишем слова, определить число и род.

       Ветер, листья, лужи, тучи, небо, Солнце, птицы, радугу, карандашей.

          Образец: Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.)- лист(ед.ч, м.р.) …

Оцените свои знания и успехи.

5. Физкультминутка.

                 Покачайтесь, покружитесь,

                 Потянитесь, распрямитесь,

                 Поскачите, пошагайте,

                 Наклонитесь, приседайте,

                 И закончив упражненье

                Прекращаем мы движенье!

                                              4

6.Первичное закрепление.

 А)   Работа в паре. (карточки).

- Данные слова поставьте в форму мн.ч.

        Дерево - деревья, птица - птицы, мёд - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог- пироги.

-Что заметили? (не все слова можно поставить в форму мн.ч.)

-Эти слова употребляются только в форме ед.ч. Давайте будем собирать копилку таких слов.

- Есть ли среди слов записанных на доске такие слова? (шоколад)

- Следующие слова поставим в форму ед.ч.

 Прятки-?, яблоки- яблоко, сливы- слива, сливки-?, сапоги-сапог, брюки-?, ножи- нож.

-Проверим. Что заметили? (не все слова можно поставить в форму ед.ч.)

- Есть среди слов на доске такие слова? (ножницы, часы)

Б) Презентация сообщения о числе сущ.

В) –Как вы думаете, являются ли слова:  Дух, час, вес –формой ед.ч. слов – духи, часы, весы?  

-Почему? Докажите. (т.к. слова имеют разное лексическое значение).

   Оцените свои знания и умения.

7. Физминутка: гимнастика для глаз (упр. Восьмёрочка)

8.Проверка знаний. (диагностика)

- А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

Задание для диагностики.

  Откроем тетради по проверочным работам с 58 задание № 1, №.3, с 60 №6

                                                      5

9. Рефлексия.    Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

    Что узнали новое на уроке?

    Что было интересным?

    Всё ли мы узнали о сущ.

   

10. Домашнее задание. ( раздаются карточки)

1) Упр. С.62 упр. 28, с.63 упр. 30

     2)Составить и записать 3 предложения с любыми словами, которые употребляются только в ед.ч. или во мн..ч.

      3) составить копилку слов, котрые употребляются только в форме ед.ч. или только мн.ч.

                                                     6

       Лист успеха учени______3»а» класса___________________________

1

Готовность к уроку

Знаю, что такое существительное

        1                2                   3

       1                 2                  3

2

Понял, как определить число и род существительных

Работа в паре

       1                 2                   3

 

      1                  2                   3

3

Знаю слова, которые употребляются только в форме ед.ч. или только в форме мн.ч.

      1                   2                 3

4

Задания дя проверочной работы выполнил

       1                  2                  3

5

На уроке научился:

Определять число и род существительных

Весь урок я работал

Я набрал_________баллов  из 23

-20 -23-  «5»

-15 -19-  «4»

- 10- 14 – «3»

        1                2                   3

      1                  2                   3

     

                                      Техноогическая         карта

Урок русский язык в 3 а классе

Тема урока 

«Имя существительное.

Число и род имен существительных».

 Тип урока: Изучение нового материала .

Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели урока:

Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных в ед.ч.

Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формирование УУД:

     Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной  

     самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за  

     будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенцией ( постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Граница знания-незнания:

- учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

- учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род существительных.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Организационный момент.

1.Проверяется готовность к уроку.

2.Создаётся положительный настрой на урок через психологический момент.

-проверяют готовность к уроку.

-настраиваются на урок.

Целеполагание.

1. вводит в тему урока.

2. Создаёт условия для самостоятельной постановки целей

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод: репродуктивный.

Промежуточный контроль.

-Читают тему урока.

- Участвуют в постановке целей урока.

-Знакомятся с планом урока.

-Прогнозируют ожидаемый результат.

Актуализация знаний.

1.Актуализирует опорные знания учащихся.

2.Предлагается справочный материал.

3.Предлагает собрать кластер-определение из разрезного раздаточного материала.

4.Обобщить.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Метод: продуктивный, репродуктивный.

Промежуточный контроль, самоконтроль.

- Работают со справочным материалом.

-Собирают кластер-определение из раздаточного материала, работая в парах.

-Отчитываются по проделанной работе.

Изучение нового материала.

1.Создаёт условия для открытия нового через задания.

2.Вместе с учащимися выдвигают проблему урока.

3.Подводит к осмыслению нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод: продуктивный.

Промежуточный контроль

-Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, выдвигают проблему урока.

-Оценивают свою работу.

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

1.Организует работу по осмыслению и осознанию учебного материала.

2.Включает элемент новизны через задания развивающего характера.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная.

-Наблюдают, анализируют, делают выводы.

-Выступление –сообщение о числе существительных из рубрики «Тайны языка».

-Оценивают свою работу.

Проверка знаний (диагностика).

1.Организуед самостоятельную работу.

2.Предлагает на выбор уровневые задания..

3.Организует коррекцию.

-Работают самостоятельно.

-Осуществляют самоконтроль.

Рефлексия.

1.Даёт анализ успешности цели и намечает перспективу последующей работы.

2.Оценивает работу каждого учащегося.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Метод: продуктивный и репродуктивный.

-Оценивают свою работу, урок.

Сопоставляют цели урока с полученным результатом.

Домашнее задание.

Предлагает на выбор уровневые задания.

-Сознательно выбирают домашнее задание. Записывая в дневники.

                          Рубрика « Тайны языка».

Существительные имеют два числа – единственное и множественное.

Число существительных указывает на количество предметов ( один – много, несколько).

По числам изменяются конкретные существительные.

Изменение по числам передают окончания.

Не изменяются по числам вещественные, отвлечённые, собирительные существительные и некоторые другие. Они имеют одну форму: единственного или множественного числа.

 Только форму единственного числа имеют существительные:

1) вещественные: сахар, виноград, алюминий;

2) отвлечённые: грусть, горе, здоровье;

3) собирательные: родня, молодёжь;

4) собственные: Кавказ, «Огонёк»( журнал);

 Только форму множественного числа:

1) вещественные: щи, отруби;

2) отвлечённые: каникулы, проводы;

3) парные предметы: очки, брюки, ножницы;

4) собственные: Альпы, Карпаты.

 У существительных, которые имеют форму множественного числа, не определяют род и тип склонения.

Resource id #3172

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...