Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Николаевна

Тема  урока: Обобщение  знаний  по  теме  «Глагол».  Исследование  слова «сверкать».

Цель: организовать  учебно-поисковую  деятельность  уч-ся  с  целью  развития   системного  мышления, создать  условия  для  формирования  таких  личностных  качеств  как  ответственность,  коммуникабельность.

Задачи: 1) закрепить  знания  уч-ся  по  теме  «Глагол».

              2) закрепить  умения  производить  известные  виды  грамматического  анализа.

              3)закрепить  навыки  самостоятельного  использования  дополнительной  литературы и  словарей  русского  языка.

Тип урока: урок-исследование.

Основная  деятельность  на  уроке:  учебно-поисковая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект    урока  русского  языка  в  4  классе

Тема  урока: Обобщение  знаний  по  теме  «Глагол».  Исследование  слова «сверкать».

Цель: организовать  учебно-поисковую  деятельность  уч-ся  с  целью  развития   системного  мышления, создать  условия  для  формирования  таких  личностных  качеств  как  ответственность,  коммуникабельность.

Задачи: 1) закрепить  знания  уч-ся  по  теме  «Глагол».

              2) закрепить  умения  производить  известные  виды  грамматического  анализа.

              3)закрепить  навыки  самостоятельного  использования  дополнительной  литературы и  словарей  русского  языка.

Тип урока: урок-исследование.

Основная  деятельность  на  уроке:  учебно-поисковая.

1. Вводно-мотивационный этап.

-отгадывание  кроссворда:  1) Выражать   свое мнение,  доказывать  несмотря  на  правоту  (спорить).2)Двигаться  из  стороны  в  сторону (вилять).  3)Мужественно  переносить  боль (терпеть). 4) Обратиться  к  кому-либо с  вопросом (спросить). 5)Подвергаться  опасности, риску (рисковать). 6)Относиться  с  уважением  к  людям (уважать). 7) Не  забывать  о  дорогих  тебе  людях (помнить). 8) Нестись, передвигаться  по воздуху (лететь).

Появляется  слово «СВЕРКАТЬ».

-посмотрим  на  это  слово  с  разных  сторон  науки  о  русском  языке.

-Как вы думаете, какая  цель  этого  исследования?

2. Познавательный этап.

-Что  изучает  фонетика? ( наука  о  звуках, а  звук - это  то, что  слышим  и произносим.

Рассмотрим,  из  каких  звуков  состоит  слово  «сверкать». Для  этого  произведем  фонетический анализ  слова. ( один  ученик  работает  у  доски).

Подведем  итог: Что  можно  сказать  о  количестве  букв  и  звуков? Почему  оно  неодинаково?

Сколько  гласных?  Сколько  согласных? Какие  звуки  в  слове  не  соответствуют  написанию? Почему  (е)  в  безударном  положении  произносится как  (и)?  Какие  же  трудности  в  связи с  этим  появляются? (как  правильно  написать  слово).  Поможет  нам  здесь  следующий  раздел.(слайд)

-Что  изучает  раздел  орфография? (правописание).

а) Какие  орфограммы  есть  в  слове «сверкать»? (безударный  гласный, непроверяемый ударением).

б) Перед  вами  текст  с  пропущенными  орфограммами. Какое  задание  вы  бы  задали  себе? (Дети  определяют  задание. Задание  уточняется:  списать, вставить  пропущенные  буквы,  доказать  написанное. Уч-ся  работают  самостоятельно, проверка в парах).  

Над  м.ею  Русью  с  сев.ра  на  ю.

Пр.л.тели  гуси, раст.ряли  пух.

Белый  пух  сверка.т,  сыплется  на  лу.,  

Мя.кою  п.риной  он  л.ж.т  вокруг.   (Итоги  этапа  урока. Уч-ся  читают  слова,  доказывают ответ).

-Вот  мы  и  нашли  тесную  связь  между  2-мя  разделами  науки  о  языке, орфографией  и  фонетикой. А что  изучает  лексика?(лексика  изучает  значение  слова, антонимы, синонимы, многозначность  слов).

-Как  известно,  маленькие  дети  задают  много  вопросов: почему? Как? Что?  Зачем?  Как  бы  вы  объяснили  значение  слова  «сверкать»  младшему  братику  или сестре?

-Посмотрим, как  объясняет  это  слово  С.И.Ожегов  в  словаре.

СВЕРКАТЬ: 1)Сиять  ярким, искристым  прерывистым  светом.2) Ярко  блестеть,  переливаться, отражая  свет, лучи.

-А  как  объясняет  это  слово В.И.Даль?  Как  по-вашему,  кто  ближе  всего,  точнее  дал  свое  определение? (рассуждения детей).  

-Как  вы  думаете, есть  ли  у  слова «сверкать» синоним? Уточним  в  словаре  синонимов.(слайд).

-Посмотрите  на  ряд слов:  сверкать,  сверкает,  сверкаешь,  сверкание.  Какое  слово  лишнее?  Почему?

-Слово  «сверкание»  это  не  форма  слова  «сверкать»,  а  новое  слово.

-Какие  части  слова  участвуют  в  образовании новых  слов?

-Какой  раздел  русского  языка  будет  рассматривать  это  явление? (словообразован ие).

Работа в группах: самостоятельно  в  тетради  образуют  новые  слова  от  слова  «сверкать».

-Что  исследует  морфология?  Какой  частью  речи  является  слово  «сверкать»?

-Докажите,  что  это-глагол. Что  мы  знаем  о  глаголе? (слайд).

-Произвести  морфологический  разбор-исследование  по  памятке  у  доски.

-Какой  раздел  науки о  русском  языке  изучает  словосочетание  и  предложение?

-Придумайте  словосочетания  со  словом «сверкать».(ученики  работают  по  группам).

(Сверкать  огнями,  сверкать  в  небе, сверкать  ослепительно). (слайд)

-Ребята, я  тоже придумала  предложение,  но  вот  незадача:  все  слова  рассыпались. Помогите  составить  предложение.(лучах, сверкала,  в, солнца, роса).

Проводим  разбор  по  членам  предложения  и  частям  речи. Называют  словосочетания.

-С  позиции  какого  раздела  науки  о  языке   мы  еще   не  исследовали  слово  «сверкать»?

-Что  изучает фразеология?  Какие  устойчивые  сочетания  со  словом  «сверкать»  знаете?  (слайд)

(сверкнуть  глазами,  только  пятки  сверкают). Что  они  означают?

Сверкнуть (сверкать)  глазами- выражать  чувство  гнева, раздражения.  Только  пятки  сверкают  

(у  кого-то)- кто-либо  очень  быстро  убегает,  удирает.(слайд)

-Ребята,  послушайте  «Кто  чем  сверкает?»

Сверкает  яркий  луг  росой,

Карась- боками  гладкими,

Мудрец- умом, лицо- красой,

А  трус- босыми  пятками.

      3. Творческая работа.

Задание  для  первой  группы: составить свои  предложения  со  словом  «сверкать».

Задание  для  второй  группы:  выписать  предложения   со словом  «сверкать»  из  дополнительной   литературы.  ПРОВЕРКА.

4. Итоговый этап:  что  узнали  нового  на  уроке? Какое  задание  показалось  трудным?

Что  было  особенно  интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...