Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Левкович Ирина Владимировна

 

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_rus.yaz_2_kl.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка во 2 классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема урока: «Слова однозначные и многозначные».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель: сформировать у учащихся умение определять лексическое значение слова, дать представление о многозначных словах и их роли в речи.           

Задачи:  

  1. Сформировать у учащихся умение пользоваться текстом (толковым словарём) для решения учебно-практической задачи (познавательное УУД).
  2. Создать условия для формирования у учащихся  умения вступать в учебное сотрудничество при поддержке учителя (коммуникативное УУД).

Планируемый результат: определять значение слова с помощью толкового словаря.

Оборудование:

  • Учебник С.В.Иванова и др. «Русский язык», 2 класс, ч.2, стр.26-29;
  • Карточки №1 и №2;
  • Компьютер, проектор;
  • Записи на доске, тема урока закрыта;
  • Таблица для учителя (для оценивания учащихся).

Задания для учащихся:

(карточка 1)

Каша, портрет

(карточка 1)

Тупик, пирог

(карточка 1)

Ветка, терем

(карточка 1)

Ключ, голова

(карточка 2)

  1. Как называется слово, с которым будешь работать?

________________________________________________________________________

  1. Найдите это слово в толковом словарике и прочитайте его лексическое значение.

  1. Сколько значений имеет слово?

          ________________________________________________________________________

  1. Как называется слово с одним значением?

________________________________________________________________________

  1. Как называется слово с двумя и более значениями?

________________________________________________________________________

  1. Выбери, к какой группе слов относится это слово?

_________________________________________________________________________

Этап

Деятельность

учителя

Действия

учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Оргмомент. Психологический настрой.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка каллиграфии.

  1. Словарная работа.

  1. Физминутка для глаз.

  1. Постановка учебной задачи.

  1. Физминутка.

  1. «Открытие» нового знания.

  1. Самостоятельная работа в паре.

  1. Итог урока.

  1.  Рефлексия.

12. Домашнее задание.

* Работа с учебником.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

- А начать его мне хочется со стихотворения Данилова:

# «Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А ещё правильно и красиво писать. И для этого проведём минутку каллиграфии.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Открываем рабочие тетради и проговариваем слова-помощники:

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

- Записываем дату, классная работа.

(Обратить внимание на правильность посадки учащихся.)

- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?

- Из каких элементов они состоят?

- На что следует обратить внимание при их написании?

- Напишем в воздухе. Теперь в тетради.

- Что вы заметили на второй строке?

- Попробуем в соединении написать эти буквы.

- Подчеркните самую красивую букву и самое красивое соединение.

- Отгадайте загадки. Напишите отгадки, обозначая орфограмму.

1 ученик работает на закрытой доске.

- Проверим: Сверьте свои слова с эталоном. Возьмите карандаш и сравните свою работу с образцом на экране. Поставьте «+» там, где слово написано так же, где не так – исправьте.

- А теперь оцените на шкале своё умение правильно писать слова.

- Встаньте те ребята, которые не допустили ни одной ошибки.

Поднимите руку, у кого 1-2 ошибки.

- Зажмурьте глаза, откройте: 1 – 2, …

- Пол – потолок, …

- Окно – дверь, …

- Поморгайте.

- Найдите среди этих слов лишние и подчеркните их.

- Приступайте к работе.

Проверим:

- Какие слова лишние? Объясните, почему вы так думаете.

- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними, и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого – каша, тупик, ветка, ключ;

Из второго – портрет, пирог, терем, голова.

Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать? Почему слова не живут вместе?

- А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? Какие-нибудь предположения у вас есть?

- На какой же вопрос нам предстоит сегодня ответить?

- Вот этим мы сегодня и займёмся на уроке.

- А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой». Читает Таня К.

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?

- А мама (что имела в виду)?

- Почему дочка не поняла маму?

- Где можно узнать что означает слово «теплота»?

- Откройте толковые словари и прочтите лексические значения этого слова.

- Сколько значений имеет слово «теплота»?

- Выпишите из словарика значения слова «теплота».

- Проверяем.

- Какой теплоты не хватает маме?

- Составьте предложение с этим словом.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Проверим.

- Может кто-нибудь уже догадался, почему слова не живут вместе?

- Тогда давайте теперь поработаем с этими словами. Посмотрите, как много слов живет в одном домике. Но каждый из вас будет работать только с одним словом из каждого домика. Они находятся на карточке №1. В толковом словарике прочтите лексическое значение слова и сделайте вывод. Чтобы вам было легче сделать вывод, вы будете пользоваться карточками №2 с заданиями. Если вы выполните все задания правильно, то сможете понять, почему слова не живут вместе. Работать вы будете в паре. Если сделаете задание быстро, то можете открыть учебник прочитать «Тайны языка» на стр.26. Приступайте к работе.

- Проверяем:

- Вот сейчас мы и узнаем, почему слова не живут вместе и куда поселиться ручке и карандашу?

- Кто готов рассказать?

- Мы все слушаем, а вопросы и дополнения можем задать после рассказа.

- Смогли мы узнать нужную информацию о слове …?

Вывод:

- К какой группе слов относится это слово?

- Теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.

- Почему слова не живут вместе?

- Итак, удалось ли нам определить в какой домик пойдут жить наши друзья?

- Докажите свой ответ.

- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.

- Теперь вернёмся к нашему стихотворению. Найдите в нём многозначные слова.

- Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

- С какими словами мы познакомились?

- Какие слова называются многозначными?

- Какие слова называются однозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог нашей работы.

- Что нам больше всего удалось?

- За что мы можем себя похвалить?

- Что не удалось?

- А как работали на уроке узнаем разукрасив рожицу. По-вашему мнению, как вы работали на уроке?

- Кто закрасил первую рожицу?

- Кто вторую?

- Кто считает, что научился …?

- Кто считает, что ему еще надо этому учиться?

- Молодцы, я с вами согласна! Это действительно сложная работа. Мы еще будем этому учиться.

Выучить правило на с.26, на с.27 выполнить упр.3, упр.5*.

С.27 упр.1 (устно)

         упр.2 (письм, сам-но)

Подготовка класса к работе.

Настрой на учебную деятельность.

-Правильно и красиво говорить.

Подготовка пальчиков к письму.

- Мой Мизинчик, где ты был?

- С Безымянным в лес ходил,

А со Средним щи варил,

С Указательным кашу ел,

А с Большим я песни пел.

-б, в.

-Овал, наклонная вверх с закруглением вправо, верхняя петля.

-Высота такая же, как заглавная буква. Наклон букв.

-Соединения «бв», а потом «вб».

Дети пишут: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.

Дети сравнивают свою работу с образцом.

Дети рисуют шкалу и оценивают себя.

-Ручка и карандаш. Все птицы, а они – нет.

-Что мама замерзла, не хватает ей тепла.

-Душевной теплоты не хватает.

-Они с мамой говорили о разном.

-В толковом словаре.

(с.144) Теплота – 1. То же, что тепло. Теплота в комнате.

2. Ласковость, приветливость. Теплота в семье.

-Душевной теплоты.

(1 ученик у доски.)

Отвечают пары о своих словах.

-Одни многозначные, другие однозначные.

-Ключ, язык.

Дети закрашивают рожицу.

Самостоятельно организовывать своё рабочее место

Проверка, оценивание своего умения – это контроль, т.е. формирование регулятивных УУД.

Работа в паре формирует коммуникативное УУД.

Личностное УУД.

Сам себя оценивает (регулятивное УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...