Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Андриянова Елена Викторовна

Цели урока:

 -   формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь;

 -   учить писать слова с разделительными ъ и ь;

 -   обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;

 -   воспитывать умение работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №1 г.Липецка

Андриянова Елена Викторовна

Русский язык

2 класс

Система развивающего обучения Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой

Тема урока: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками

Цели урока:

 -   формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь;

 -   учить писать слова с разделительными ъ и ь;

 -   обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;

 -   воспитывать умение работать в группах.

Оборудование: запись на доске, карточки для команд, таблица, учебник.

Ход урока

   I. Организационный момент

    Запись числа и классной работы. Пожелание успешной работы на уроке.

   II. Чистописание

    -   Отгадайте загадки.   Кто в воде купался, а сух остался? (гусь)

                                           Кто приходит и уходит, все ее за руку водят. (дверь)

                                           Друг за другом чередой мирно ходят брат с сестрой

                                           Братец будит весь народ, а сестра наоборот,-

                                           Спать немедленно зовет! (день и ночь)

 

                                           У двух матерей по пять сыновей.

                                           Одно имя всем.  (пальцы)

Учитель записывает отгадки на доске: гусь, дверь, день, ночь, пальцы.

-   Что общего в этих словах? (мягкий знак)

    Какую роль играет ь в этих словах? Где пишется ь, обозначающий мягкость согласных? Что еще знаете про ь? Приведите примеры. Какой еще знак в русском языке не обозначает звука? Запишите эти буквы, чередуя друг с другом.

III. Работа по теме урока

  -  Мы не случайно отгадывали загадки, писали ъ и ь. Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока? ( Письмо слов с ъ и ь.)

  Групповая работа. Команда мальчиков будет «Камень», команда девочек – «Вата».

  Вот ваши знаки – ъ и ь. Разгадайте кроссворд, впишите правильно слова. Команды получают карточки.

  Команда ь.       В  Ь  .  .  .                      1. Снежная буря

                          У  . Ь  .                           2. Домики для пчел

                          С  .  .  Ь  .                     3. Мать, отец, дети

                         Р  .  .  Ь  .                     4. Орудие для охоты

                        В  .  .  .  .  Ь  .                5. Ягоды, сваренные в сахаре

  Команда ъ.   О  .  Ъ  .  .  .  .                 1. Недоеденные куски

                        П  .  .  Ъ  .  .  .                 2. Вход в здание

                       И  .  Ъ  .  .                        3. Недостаток, неисправность

                       П  .  .  Ъ  .  .                    4. Действие, противоположное спуску

Отгадки детей учитель записывает  на доске.  Вьюга, ульи, семья, ружье, варенье; объедки, подъезд, изъян, подъем.

- Запишите и вы слова себе в тетрадь, подчеркните ь и ъ одной чертой, а гласную, стоящую после них, двумя чертами.

- Сделайте вывод о значении ъ и ь. Назовите гласные, перед которыми пишутся разделительные ъ и ь. Продумайте схему.

                             РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

                                 Ь                               Ъ

                                           ПЕРЕД

                  Е  Ё  Ю  Я  И                       Е  Ё  Я

Самую удачную схему выполняют в тетради.

IV. Физкультминутка

   -   Игра «Камень» - «Вата». Встанут мальчики, если нужно писать разделительный  ъ. Встанут девочки, если нужно писать разделительный ь. Слушайте внимательно слова. Листья, объявление, въезд, шьет, коньки, ручьи, муравьи, соловьи, альбом, съемка.  А почему девочки не всегда вставали? ( В словах коньки и альбом ь не разделительный.)

V. Работа с учебником

   Упражнение 151, с. 69

  - Прочитайте задание. Какие слова называются родственными? Что вы знаете о приставке? Запишите слова из упражнения, выделяйте корень и приставку. Что нового заметили в написанных словах? ( Разделительный ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными – е, е, я.) Дополните нашу схему нового материала.

   Упражнение 153, с.71

  - Выполните упражнение самостоятельно. Подумайте, что нового узнаете после выполнения упражнения. Выскажите свои мысли.

   ( Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, чем букв, а если ь разделяет, то звуков и букв поровну.)

  - Молодцы, правильно подметили, только буква И не имеет два звука – воробьи.

VI. Итог урока

 

- Чему учились сегодня на уроке? Расскажите, глядя на схему нового материала.

     ( Я знаю.  Я умею.)

VII. Домашнее задание

     - Из орфографического словаря выпишите по пять слов с разделительными ъ и ь. Выделите приставки, подчеркните гласные после ъ и ь. Определите количества букв и звуков в ваших словах.

    - Урок окончен. Спасибо за работу.

Дополнительная литература

      1) С.М.Белорусец. Игрослов. Строгие правила в занимательной форме. Издательский дом «Федоров», Самара, 2006г.

      2)  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. В.В.Волина, издательство – АТС, Москва, 1997г.

  1. Итоговая схема нового материала на доске:

                       Разделительные знаки

           Ь                                                          Ъ

в корне                                                    после приставки на согласную

                          перед гласными

Е Ё Ю И Я                                                    Е Ё Я Ю

муравьи                                                       разъезд

 вьюга                                                          подъём

 семья                                                          подъюбник

 ружьё                                                          объявление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ЗОЖ на уроках

Презентация, демонстрирующая упражнения, используемые в моей работе на уроках с целью сбережения здоровья учащихся.Задача:- Научить обучающихся доступным физкультурным  знаниям, двигательным умен...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТИГНУТЫХ КАФЕДРОЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ГИМНАЗИИ №1 Г. ЛИПЕЦКА

Обобщение работы кафедры начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка.Цели и задачи кафедры вытекают из общегимназических: «Создание условий, способствующих реализации доступности, качества и эффекти...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забота о здоровье учащихся является приоритетным направлением в работе по новым образовательным  стандартам.  Не секрет, что поступая в первый класс, первоклассники имеют целый ряд ра...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...