Раздаточный дидактический материал по русскому языку «Различные виды заданий по развитию речи»
картотека (русский язык, 3 класс) на тему

Усенко Елена Сергеевна

Раздаточный дидактический материал по русскому языку можно использовать в работе со всеми УМК 3-4 классов. Различные виды заданий по развитию речи составлены в виде карточек и выполняют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям на уроках русского языка. Можно использовать как дополнительный материал и для занятий дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное

бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»

Нижневартовского района Тюменской  области

Ханты-Мансийского округа-Югра

Раздаточный дидактический материал по русскому языку

«Различные виды заданий по развитию речи»

подготовила

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

г. Лангепас

 2013

Виды заданий для формирования речевых умений.

Содержание:

  1. Работа с предложением.
  1. Вставь слово.
  2. Выбор местоимения.
  3. Порядок слов в предложении.
  4. Определение границ предложений.
  5. Повторение слов в предложении.
  1. Работа с текстом.
  1. Редактирование текста.
  2. Раскрытие темы.
  3. Составление  связного рассказа.
  4. Восстановление деформированного текста.
  5. Разбивка текста на части. Составление плана.
  6. Определение типа текста.
  7. Повторение мысли.
  8. Составление рассказа по его началу.

ЦЕЛИ:

  1.    Организация учебной работы по развитию логически связной и богатой синонимами речи учащихся.

1.1   Последовательное развитие словаря.

1.2   Предупреждение и исправление речевых ошибок самими детьми.

  1. Логически грамотное выражение своих мыслей при письме.

Вставь

слово

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

1.

***

      (Какой?)… в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?)… лист и (какая?)… травинка. (Какие?)… травы и (какие?)… цветы. (Какой?)…иней и бабочки. (Какое?)… солнце и (какой?)… ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Н. Сладков

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

2

В осеннем цветистом лесу.

      Особенно красив и печален (какой?)… лес в ранние осенние дни. На (каком?)… фоне (какой?)… листвы выделяются (какие?)… пятна (каких?)… клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?)…, … листья. От дерева к дереву протянуты (какие?)… нити (какой?)… паутины. Тихо в (каком?) лесу.

По И. Соколову-Микитову

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

3.

***

       Осенний рассвет нетороплив. Над головами (какая?)… полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится (какой?)… …шорох.

             В         начале восьмого над лесом зарождается день. Из-за (какой?)… стены (каких?)… ельников постепенно растекается ввысь и вширь (какой?)… … отсвет (какого?)… солнца.

      Загораются золотом вершины берёз и осин, зеленеет частокол елей между стволов сосен.

По Б. Тимофееву

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

4

***

   Солнце совсем не (какое?)…, но всё-таки солнце! Приближается момент (какой?)… красоты. (Какая?)… … пыль, которой насыщен воздух, редеет. Проходит час, другой. Как-то незаметно исчезает (какое?)… сияние (какой?)… в воздухе влаги, блекнет (какое?)… убранство трав и деревьев. Над головой раскрывается необычайно (какой?)…, … купол небес.

По Б. Тимофееву

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

5.

***

 

    Не видно конца (каким?)… далям. В (какой?)… вышине кувыркаются (какие?)…, …, … листья. Они задевают друг за друга, за (какие?)… ветки, и со всех сторон слышится (какой?)…, … шорох.

По Б. Тимофееву

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

6.

***

   Всё лето листья (что делали?)… солнцу свои (что?)… и …, … и … . И до того (что сделали?) … и … солнцем, что к осени сами стали, как солнышки – (какими?)… и … . (Что сделали?) …, … и … . Полетели (кем?) … по ветру. Запрыгали (кем?) … по сучкам. Понеслись (кем?) … по земле. Зашумел в лесу (какой?)… дождь.

Н. Сладков

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

7.

***

   

   Это и вправду было, как (в чём?)… . Кленовые листья повисли на нитях (какой?)… паутины. Лес (что делал?)… с солнцем. А при прощании все бывают особенно (какие?)… .

В. Песков

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

8.

***

   Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула (что?)…, …, (что сделала?)… из земли и (как?)… осмотрелась. Деревья (что делали?)… листья.

    Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, день ёлочкиного рождения, деревья (что делают?)… о неё и … ей подарки. Осина дарит (какие?)… (что?)…, клён (что делает?) … оранжевые (что?)…, а ива (что делает?)… ёлочку (какими?) … … (чем?)… .

Н. Сладков

Выбор

местоимения

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

  1. Телёнок пасся на лугу. Он был такой красивый!
  2. На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом.
  3. У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
  4. Небо освещалось заревом. Оно горело и полыхало.
  5. По реке плывёт лодка. Она тихая и светлая.
  6. Деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
  7. Люба кормила кошку рыбой. Она её любила.
  8. На дереве сидели грачата. Они громко пищали.
  9. Девочка на дереве увидела пушистую белку. Она испугалась.
  10. Толя подошёл к дому. Он был высокий.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

  1. Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал.
  2. Щенок подбежал к мальчику. Он вилял хвостом.
  3. Дом стоял в лесу. Он был тёмный и мрачный.
  4. Чайник стоял на печке. Он был горячий.
  5. Борис подошёл к отцу. Он улыбался.
  6. У Федоры была посуда. Она её не любила.
  7.  Собака Бимка бежала за хозяйкой. Она очень спешила.
  8. Путники увидели церковь. Она была очень красивая.
  9. Люди окружили мальчика. Он громко плакал.
  10. От берега отплыл плот. На нём было много людей.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

  1. Велосипед стоял около сарая. Он был старый.
  2. К дубу подошёл лось. Он был могучий и красивый.
  3. Груша упала на землю. Она была совсем зелёная.
  4. Диван стоял в доме. Он был деревянный.
  5. Катя встала на скамейку. Она покачнулась.
  6. На дереве распустились почки. Они были зелёные.
  7. Снег падал в лесу. Он весь искрился.
  8. Люба взяла кошку. Она начала с ней играть.
  9. Кошка Кама увидела собаку. Она бросилась бежать.
  10. Дети подошли к родителям. Они были голодные.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

  1. У Пети был щенок. Он очень любил его.
  2. Подушка лежала на софе. Она была зелёная.
  3. Мама приготовила вкусный борщ. Она подала его на стол со сметаной.
  4. Кастрюля стояла на плите. Она была горячая.
  5. У Даши была черепашка. Она любила капустные листья.
  6. Ветки пригнулись к земле. Они были мокрые.
  7. Дети смотрели на зверей. Они были очень возбуждены.
  8. Даша открыла дверь. Она вся дрожала.
  9. Миша покрасил ящик. Он стал весь чёрный.
  10. Тучи заволокли небо. Они были серые.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

  1. У Оксаны есть сестра. Она старше её.
  2. Собака сидит в будке. Она деревянная.
  3. Кот подкрался к мышке. Она убежала в норку.
  4. Мальчик погладил хомяка. Он заворчал.
  5. Дятел сидел на дереве. Он долбил кору.
  6. Отец наказал сына. Он выбежал из комнаты.
  7. Кот увидел воробья. Он прыгнул в кусты.
  8. Дина подошла к маме. Она несла сумку.
  9. Куры клевали зёрна. Их было много.
  10. Солнце заглянуло в окно. Оно было яркое.

Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

  1. К малышам приехали гости. Они были рады встрече.
  2. Около двери сидел кот. Он жалобно мяукал.
  3. Ваза упала на стеклянную полку. Она разбилась.
  4. Мальчик увидел ежа. Он зашипел на него.
  5. Папа сидел за столом. Он пил чай.
  6. Девочка увидела лягушку. Она вскрикнула.
  7. Дети рвали цветы. Они были красивые.
  8. Мальчик наступил на змею. Она ужалила его.
  9. Тётя сварила обед. Он был вкусный.
  10. Кошка поймала рыбу. Она была большая.
  11. Вова увидел Диму. Он шёл из школы.

Порядок слов

в предложении

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

  1. Я вернулся домой и увидел Яшку. Катался Яшка на дверной ручке.
  2. Костя сидел и писал в тетради. Клякса медленно расползалась по тетради.
  3. Однажды я увидел ворона. Вымахнул тёмной тенью ворон из густых ветвей.
  4. Под окошком в саду заблестела весенняя лужа. Бумажные кораблики плавали по луже.
  5. В гостях мы пили чай с вареньем. Бабушка принесла нам варенье.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

  1. Весь отпуск я прожил в сторожке у дедушки. Давно жил в сторожке дедушка.
  2. Дети пошли в зоопарк. Много зверей в зоопарке.
  3. В клетках сидели звери. Клетки сделаны из стали.
  4. Вдоль заборов вилась узенькая тропинка. Весело зеленела трава на тропинке.
  5. Мальчик сидел за столом. Мальчик читал книгу.
  6. У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр. Ягоды рассыпались по ковру бусами.
  7. От опушки леса к деревне потянулись следы. Уходили далеко в деревню эти следы.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

  1. Солнце освещало шоссе. Ехали машины по широкому шоссе.
  2. Кастрюля стояла на плите. В кастрюле варилась каша.
  3. Миша смотрел на обезьянку. На лиане раскачивалась обезьянка.
  4. Под потолком висела лампа. Комнату ярко освещала лампа.
  5. Синица села на ветку. Под тяжестью синицы ветка закачалась.
  6. По зеркальной глади озера скользит парусная лодка. Миша и Володя сидят в лодке.

Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

  1. Мама подарила дочери красивый портфель. Дочка пошла в школу с красивым портфелем.
  2. Ребята загорели от южного жгучего солнца. Целыми днями светило солнце.
  3. Дети ехали с горы на салазках и въехали прямо в сугроб. Огромный и холодный был сугроб.
  4. Моей соседкой была девочка Даша. Интересную коллекцию открыток собрала Даша.
  5. Малыши ели вкусную землянику. Принесла малышам землянику их старшая сестра.
  6. На небе появились тучи. Ветер пригнал тучи.
  7. Мы свернули на боковую дорожку. Толстые ракиты росли на дорожке.

Определение границ

предложений

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. По реке плывёт лодка. И плот.
  2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
  3. Плывут караси пощипать зелёных листочков. Щука спряталась в зелени.
  4. Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
  5. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
  6. Небольшая это река, но капризная.
  7. У лисы блестели глаза, дрожал пушистый хвост.
  8. Мимо проплывала золотая рыбка. И увидала червяка.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Я подошёл и услышал. Что собака громко залаяла.
  2. Она сделала короткую передышку. Вытянулась и поползла к добыче.
  3. В чулане жили мыши. Рыжик здорово ловил мышей.
  4. Папа читал газету. Яша учил уроки. Мы часто ходили в рощу. За щавелем.
  5. Красиво в лесу высокие сосны и ели тихо шумели.
  6. Светит солнышко. Журчат ручьи.
  7.  Макар подошёл к отцу. И        спросил разрешения погулять.
  8. Жара мы бежим к реке.
  9. Когда у волчицы пропали волчата. Она  искала их весь день.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Коля и Федя были на лугу тёмная туча закрыла небо.
  2. Полкан сидел около конуры. На привязи.
  3. Когда кошка оцарапала Милу. Девочка заплакала.
  4. В жаркий летний день. Мальчики пошли купаться.
  5. В детстве я любил узкие тропинки. Во ржи.
  6. Тоненькой кисточкой Петя нарисовал семечки. И подсолнухи.
  7. Я иду по тропе снежный ком упал с дерева.
  8. Три дня пёс лежал голодный. Под крыльцом.
  9. Над вечерними цветами гуляет ночной ветерок. И ведёт разговор с цветами.
  10. Белка питается почками. Семенами шишек и орехами.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Мороз мы идём по лесу.
  2. Ветер загудел. И затрещал. Сорвал крышу с сарая.
  3. Под окном цветёт черёмуха берёза стоит зелёная.
  4. Папа пьёт чай и ест завтрак.
  5. Стоит жаркая погода. Ребята бегут к реке.
  6. Надели дети шубки и бегут на речку.
  7. Пришла зима всюду большие сугробы.
  8. Лёд во льду прорубь.
  9. На смелого собака лает. Трусливого кусает.
  10. Работа была интересная. Но трудная.
  11. Все спешат на работу жалобно блеют ягнята.
  12. Самолёт летит. С востока.
  13. Катастрофа случилась в полдень. Несколько лет назад.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Ёжик испугался. И свернулся клубком.
  2. Однажды мы зимой пошли в лес в густом сосновом лесу было тихо.
  3. Дед Семён поднялся. На зорьке. И вышел из дома.
  4. Как прощальный привет родине. Звучал печальный крик журавлей.
  5. Песню скворца надо слушать утром. Когда свет зари окрасит деревья.
  6. Я сижу в овраге прилетела птица.
  7. Весь день она перелетала с места. На место.
  8. Тень от деревьев. Легла на клумбы, на дорожки. И скамейки.
  9. Деревья пробуждается от летнего сна. Наполняются соками.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. К полуночи тучи ушли. И над вершинами сосен стало переливаться. Холодными огнями небо.
  2. Стоит хорошая погода ласково светит солнце.
  3. Охотник искал куропатку и фазана. Или зайца.
  4. Когда я подвинулся ближе. То рассмотрел кабана.
  5. Тоня подошла к лавочке. И    купила булку.
  6. Дети едут с горы на салазках. А на другом берегу ребята строят снежную крепость.
  7. Многие обитатели тайги, тундры. Гор, озёр и болот. Находят на острове корм.
  8. Книги делают человека лучше. А это одна из основных целей искусства.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Лягушки зарылись в мох. И медведь спит в своей берлоге.
  2. Стоит водоноска влажная и коричневая. Сохнет, светлеет.
  3. В лесах, где живут кабаны. Много плодов дикого винограда.
  4. Рожь выше моей головы. И синие васильки к себе манят.
  5. Клюёт мальчик быстро вытащил удочку из воды.
  6. Проснёшься ранним утром. Спешишь насладиться природой.
  7. Ходит по лесу мороз. Ай да мороз!

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Откроем эту дверь у станка стоит мальчик.
  2. Улыбнётся ветерок. И с тобой играет.
  3. По вырубке пахнет земляникой. Мёдом от цветов.
  4. Стреляет редко. Да  метко.
  5. Темно Саша с Васей сидят у костра.
  6. По реке плывёт лодка. И плот.
  7. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
  8. Плывут караси пощипать зелёных листочков. Щука спряталась в зелени.
  9. Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
  10. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

Повторение

слов

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Повар посолил суп солью.
  2. У Мальвины кудрявые локоны.
  3. На крыше висели ледяные сосульки.
  4. Женя сконструировал конструкцию самолёта.
  5. В деревне жили старые старики.
  6. В детском саду много маленьких малышей.
  7. Юная молодёжь гуляла до поздней ночи.
  8. К весне зелень зазеленела.
  9. У Юры жил молодой котёнок.
  10. Корабли уплыли в заморские моря.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Диван запылился пылью.
  2. Правило должно быть правильным.
  3. Мама натопила жирный жир.
  4. Стены больницы побелили белой краской.
  5. На солнце искрился белоснежный снег.
  6. Света стала одевать одежду на куклу.
  7. Я споткнулся о бугорчатый бугорок.
  8. Липа пахнет запахом мёда.
  9. Путники переночевали ночь в заброшенной деревне.
  10. Валера спросил вопрос у учителя.
  11. Ангелина принесла клубнику в дырявом сите.
  12. Дедушка и внук вырезали ложки из деревянных деревяшек.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Нелли была ленивой лентяйкой.
  2. Антон попробовал на язык кислую лимонную кислоту.
  3. В окошке засветился свет.
  4. У многих трав стебли состоят из волокнистого волокна.
  5. У Наташи в декабре месяце день рождения.
  6. На помощь смелому храбрецу кинулись воины.
  7. Я видел эту картину своими глазами.
  8. На поле брани лежали мёртвые трупы.
  9. Вася рассказал такой страшный рассказ!
  10. Иришка по секрету шептала на ушко шёпотом.
  11. Наступила холодная стужа.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Царь послал послание в соседнее королевство.
  2. Бабушка продавала солёные соленья.
  3. Илюшка такой сердитый злюка!
  4. Дедушка был ворчливым ворчуном.
  5. Мама стирала большую стирку.
  6. Я на улице увидел огромного великана.
  7. Весной с юга вернулись пернатые птицы.
  8. Очень сильно кричали чайки на море.
  9. Поражает наш взгляд нежная нежность первой зелени.
  10. На хрустальной люстре было много висячих висюлек.
  11. Всем детям нравится праздновать праздники.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. На стол подали сладкие сладости.
  2. Виноватым виновником оказался кот.
  3. Попугай клюнул клювом надоедливую собаку Альфу.
  4. На лугу белели белые ромашки.
  5. Я слышал это своими ушами!
  6. По арене катался круглый шар.
  7. У Вани был липкий клей.
  8. На стекле осталась процарапанная царапина.
  9. На рисунке Марины нарисованы животные.
  10. Кругом была красивая красота.
  11. Мы восхищались утренним восходом солнца.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Туристы продолжили путь по средней середине полосы.
  2. На поле синели синие васильки.
  3. Им надоела мокрая сырость.
  4. У путешественников закончился резервный запас воды.
  5. Мой щенок был сонливым соней.
  6. Скалистый берег обрывался обрывом.
  7. Старец жил в пустынной пустыне.
  8. В лицо повеяло прохладной прохладой.
  9. Директор купил много покупок для офиса.
  10. В школе ученик узнал много знаний.

Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. При строительстве дома необходим вертикальный отвес.
  2. У Анюты сероглазые глаза.
  3. Старик связал связку дров.
  4. Все восторгались геройским поступком героя.
  5. Неожиданно просигналил сигнал.
  6. Я получил письменное письмо.
  7. Сверху я увидел вид нашей местности.
  8. Наша армия должна вооружаться вооружением.
  9. У ели были ветвистые ветви.
  10. Гном оказался весёлым весельчаком.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

1

***

   Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

2

***

   Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё были жёлтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

3

***

   По календарю давно была зима, а снега всё не было. По вечерам за тёмными стёклами окон был холодный ветер. Он обрывал в лесу с деревьев листочки. Однажды рано утром мы увидели, что вся земля покрыта молодым, только что выпавшим снегом.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

4

Дятел.

   Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червяков. Всем помогает дятел.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

5

***

   У нас живёт пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно кот полез на берёзу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

6

***

   Ёжик очень осторожный. При встрече с хищником

ёжика не всегда спасают колючки. Ёжик боится воды. Хитрая лиса может закатить ёжика в речку. В  воде ёжик развёртывается. Тут лиса может схватить ёжика зубами и задушить.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

7

***

    В живом уголке жил маленький зайчик. Дети кормили зайчика морковкой и капусткой.

   Сначала зайчик боялся детей, а затем к детям привык. Зайчик позволял гладить свою пушистую шёрстку. Детям нравилось ухаживать за зайчиком.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

8

***

   У нас над окном жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишко выпал из гнезда. Воробьишко жалобно пищал. К воробьишке стала подкрадываться кошка. Но тут писк воробьишки услышала воробьиха. Воробьиха кинулась на выручку воробьишке. Воробьиха стала бить кошку крыльями. Кошка испугалась и убежала.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

9

***

    Солнце было высоко. Над землёй был полуденный зной. На веранде, заплетённой цветущими вьюнками, было прохладно. Солнечные лучи падали сквозь густую зелень. Они падали на половицы веранды золотистыми монетками.  Большая  зеленая   муха   монотонно   жужжала.  

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

10

***

   Растёт в саду яблоня. Ветви яблоня раскинула очень широко. Весной яблоня цветёт душистыми цветами. Летом яблоня гордится вкусными плодами. Осенью с яблони опадают листья. Стоит зимой наша яблоня вся в снегу. Трудно яблоне в холод и мороз.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

11

***

    Орёл – всем птицам царь. Вьёт орёл гнёзда на скалах и на старых дубах. Нос у орла серпом, когти крючком. Орёл носится в облаках: высматривает сверху добычу.

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите слова.

12

***

   Илья Иванович пошёл в лес. За Ильёй Ивановичем бежит собака Амур. Илья Иванович на снегу увидал следы зайца.  Собака  Амур  взяла  след.  Из-за  кустов  выскочил  заяц.  Быстро  бросилась  собака  Амур  за  зайцем.  Но  и  на  этот  раз  заяц   убежал.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

13

***

   Пришла осень. Пришли холодные дожди. Дул порывистый сильный ветер. Он сдувал с деревьев редкую листву. Не было больше неброских полевых цветов. Сухие белые стебли были на бугорках. Покинули лес звонкие птицы.

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

14

***

   Лисёнок бродил по полянке и увидел зелёного жука. Лисёнок  протянул к жуку лапу. Жук отлетел в сторону. Лисёнок решил, что это игра, и прыгнул вслед. Жук зажужжал и взлетел на высокую ветку. Лисёнок огорчился. Где же жук?

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимам. Запишите текст.

15

***

   На занесённых ветвях ели мальчики увидели клестов. Клесты достают семена из жёлтых еловых шишек. Клесты не боятся зимних холодов и вьюг. Детей клесты выводят не только летом, но и зимой. В лютый мороз кормят клесты своих детей.

           

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

16

***

   Пришла осень. Позолотила осень леса и поля. Деревья облетели. Медведь нашёл себе яму под деревом. Под деревом много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лёг там. Ударил крепкий мороз. Запорошил снег деревья, землю и берлогу медведя. Тепло медведю под снегом.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

17

***

   У Юры Соловьёва живёт много голубей. Сизого голубя и голубку подарил Юра своему товарищу Пете. Рад Петя голубю и голубке. Два дня жили голубь с голубкой в клетке. Потом дедушка Пети на крыше сарая построил голубятню. Петя хорошо ухаживал за голубем и голубкой. В кормушке всегда был свежий корм.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

18

***

   Бабочки-репейницы проводят всю зиму в Африке. Три тысячи километров пролетают бабочки-репейницы осенью. Бабочки-репейницы летят над морем и над горами. Холодные, порывистые ветры сшибают бабочек-репейниц в воду. Крылья бабочек-репейниц намокают от дождя и снега. Измученными добираются бабочки-репейницы до места назначения.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

19

***

   Птенец выпал из гнезда. Птенца нашли в саду на земле. Птенец был желторотый и не умел летать. Игорь целыми днями копал землю и добывал червей для птенца. Птенец жил в его комнате. Целый день писк птенца разносился по дому. Птенец рос. Деловитой походкой птенец ходил по дому и двору. К осени птенец вырос и улетел.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

22

***

   Алёша и Марина увидели в кустах смородины гнездо малиновки. В гнезде малиновки были птенцы. Они хотели их взять. Вдруг прилетели малиновки. Они стали кружить над ними. Они убежали. Они накормили птенцов червячками.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

20

Храбрый заяц.

   «Никого я не боюсь!» - крикнул Заяц на весь лес. – Вот и не боюсь нисколько, и всё тут».

   Собрались старые зайцы, собрались маленькие зайчата, собрались старые зайчихи – все слушают и своим собственным ушам не верят.

   Заяц крикнул, что и волка, и лисицу, и медведя не боится.

   Это выходило совсем забавно. Засмеялись молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапами, засмеялись даже старые зайцы. Очень уж смешной заяц!

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

23

***

   На берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут цветки незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие цветки незабудки. В крошечных лепестках цветков незабудки как бы отразилась  голубизна летнего неба.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

21

Птичьи домики.

   Вася и Ваня учатся в школе. В  третьем  классе.  Они  решили  стать  строителями.  А  строить  хочется.  

   Вот  и  решили   два   товарища  с  маленьких  домиков  начать.

   Они стали мастерить скворечники. Стояла тёплая погода.

   Мальчики гладко отстругали доски, плотно их сколотили. Очень осторожно они вбили гвозди. Хорошие вышли птичьи домики.

   Скоро в них поселятся первые жильцы. Идёт ледоход.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

24

***

    Летом на лугу живут паучки. Паучки ловят комаров и мошек. Осенью паучки ищут себе уютное место. В ясный осенний день паучки вылетают на поиски. Поднимаются паучки на куст и на кончике выпускают тонкие паутинки. Ветер подхватывает паутинки. Паучки летят по ветру на конце паутинок. Ветер несёт паучков через ручейки, реки, луга. Схватил паучок паутинку лапками и связал узелок. Паучок опустился на землю. Здесь паучок ищет жильё на зиму.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

25

Оказал помощь.

   Однажды случилась беда с берёзой. Треснула и прижалась к земле большая ветка берёзы. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину. Берёза на глазах стала гибнуть. На помощь ей пришел из лесу дятел. Дятел стал берёзу обследовать своим крепким клювом, словно врач. Шаг за шагом дятел осмотрел большой сук, избавил его от недуга. Вскоре берёза заметно помолодела, освежилась.  Рана затянулась.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

26

Гостья.

   Таня и Витя жили в лесной сторожке. Она стояла на опушке. Зимой Витя подвесил к старой ёлке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась белка. Белка осторожно прыгнула на кормушку. Белка стала брать лапками рябину и ловко объедать ягодки.

   Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на столик корочки хлебца, сухие грибочки. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Белка лапками разгребала снег. И брала съестное. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

   

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

   

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

27

   Была глубокая осень. Лес был хмурым и неприветливым. Почти каждый день был дождь. Низкие тучи были над вершинами столетних деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

28

Февраль.

   Вьюги да метели под февраль полетели. Февраль – самый последний и трудный месяц зимы. Отощали все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет зверей. И не питает. Кончились запасы у зверей в норах и подземных кладовых. Под тяжестью снега ломаются ветки деревьев. Куропаток, рябчиков, тетеревов радует глубокий снег. Хорошо ночевать, зарывшись головой в снегу. После оттепели ночью ударил мороз. Снег покрылся ледяной коркой. Это беда для птиц.

Раскрытие

темы

Раскрой тему.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

1

Гроза в горах.

   

   Ранним утром мы отправились в горы. Ярко светило солнце. Лёгкие белые облака летели по синему небу. В небо взлетали жаворонки и пели песни. Вдруг небо потемнело. Началась гроза. Мы не испугались. Скоро дождь перестал. На обратном пути мы собирали грибы и ягоды.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

2

Зимние забавы.

   Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

3

Первые цветы.

   Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. Солнце льёт на землю тёплые лучи.        Появились первые весенние цветы. Вчера прилетели первые вестники весны. Это грачи. Ребята нашего класса оберегают первые цветы.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

4

Школьный сад.

   Наша школа утопает в зелени. В школьном саду растут клёны, берёзы, рябины. Ласково светит солнце. Перед садом стоит колодец. Вода в колодце прозрачная, студёная.

Все прохожие останавливаются у колодца и пьют воду.

   Вкусная вода!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

5

Летний дождь.

   День был очень жаркий. Лес был накалён от зноя. Мы отдыхали в тенистых чащах берёз. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать влагу.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

6

                                     

Поездка в Кашино.

   Утром на электричке мы поехали в деревню Кашино. С собой мы взяли щенка Амура. Щенок всю дорогу спал. Все пассажиры им любовались. Особенно он понравился тётеньке в шляпке. Она угостила щенка печеньем. В деревне я показала своего Амура подружке Вале. Он ей очень понравился. Вечером мы вернулись домой.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

7

Первый урок.

   Первое сентября. Во дворе нашей школы много учеников, учителей и родителей. День был ясный и тёплый. Играла музыка. Звенит первый звонок. Все дети сели за парты. Начался первый урок.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

8

За клюквой.

     За деревней Сосновка лес и большое болото. На болоте много клюквы. Ребята пошли за ягодой. Трава блестела от росы. На сосне Юра заметил белку. Серёжа и Игорь погнались за ней. Белка увела мальчиков в лес. Они стали кричать. Их крик услышал лесник и помог мальчикам выйти из леса.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

9

Первые вестники.

     Вот и весна. Ярко светит солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.

         Здравствуй, весна!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

10

Живой уголок.

     Учительница предложила сделать в классе живой уголок. Мы очень обрадовались. На перемене мы долго решали, кто будет жить в живом уголке. Девочки хотели, чтобы в живом уголке жили разные птички, а мальчики хотели хомяка или морскую свинку. После уроков все пошли домой.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

11

Поход.

   Школьники пошли в поход. Они перешли через овраг. Вот и лес. Трава ещё блестела от росы. В лесу стояла глубокая тишина. Потянул лёгкий ветерок. Яркое солнце показалось над лесом. На ели застучал дятел. На болоте заквакали лягушки. На полянке в траве ребята увидели много земляники. Вечером дети вернулись домой.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

12

Воробей.

   

     Лето я провёл в Загорье у бабушки. С утра до вечера я носился по деревне. Каждый день мы с ребятами придумывали новые игры и забавы. Самым любимым занятием было купание. Через огород пробирались мы к речке. Однажды мы увидели птенчика воробья. Он скакал по травке и махал крылышками. Никита поймал его и посадил в клетку. Хорошо летом в Загорье!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

13

Зима в лесу.

     Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студёное зимнее время кипит в лесу жизнь.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

14

Дары лета.

   Летом особенно хорошо! Трава пестреет цветами. Разливается чудный аромат душистых трав. С неба глядит ласковое летнее солнышко. Белыми фонарями светятся в листве яблоки и груши. На юге идёт сбор фруктов.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

15

Золотая осень.

   Всё реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые ветки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

16

Ночь в лесу.

    Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. Пахнет сыростью. На небе зажглись первые звёзды. Мы разожгли костёр. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке, как чёрное стекло.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

17

Московский Кремль.

Москва – сердце нашей Родины. Это большой и красивый город. В нём много музеев, памятников, чудесных парков. Вокруг Москвы живописные окрестности. В центре Москвы на берегу реки стоит Кремль. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся поезда метро.

Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

17

Московский Кремль.

Москва – сердце нашей Родины. Это большой и красивый город. В нём много музеев, памятников, чудесных парков. Вокруг Москвы живописные окрестности. В центре Москвы на берегу реки стоит Кремль. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся поезда метро.

Деформированные

тексты

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

1.

Сон.

   

   Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

2.

***

Там жила злая змея.

По дороге он встретил лису.

Лиса была сердита и голодна.

У кролика дрогнуло сердце.

Он бросился к пещере.

Маленький кролик бежал домой.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

3.

***

   Она неутомимый охотник за мышами. Это очень ловкий зверёк. У неё узкое, длинное тело.

   Раннее зимнее утро. Накануне выпал пушистый, мягкий снег. На снегу видны ровные следы. Их оставила ласка.

   Ласка в любую мышиную норку залезает. В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.

По Г. Сребицкому.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

4.

Приход весны.

   

   Они пахнут настоящей весной. Вот уже снег сделался грязным. Это первые весенние цветы. Побежали ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.

   Растаял почти весь снег. Показались подснежники.

По Э. Шиму.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

5.

Птица на воле.

   

   Серёжа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его.

   Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Серёжа выпустил её на волю.

   Серёжа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

6.

Ручеёк.

   Бегут его струйки по песку, по камешкам, по цветам и по мхам.

   Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.

   В них, как в зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

7

***

   Волк их поймал.

   Два ягнёнка отошли от стада.

   Волк посоветовал им не слушать мать.

   Овцы дружно ходили около леса.

   Старая овца забеспокоилась, позвала их.

   За стадом наблюдал волк.

   Глупые ягнята стали бегать по всему полю.

   Они далеко ушли от стада.

По Л. Толстому.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

8.

Мама и дочка.

   

   Заболела мама у Оли.

   Мама посмотрела на дочку и улыбнулась.

   «Давай, мама, я эту горечь выпью».

   Оля решила пожалеть маму.

   Утром был врач.

   Он положил на стол горькое питьё.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

9.

***

Козлище и скок в колодец.

Захотела лиса пить.

А лиса прыг ему на спину и была такова.

Села она в ведро и спустилась в колодец.

Шёл мимо козёл. Позвала его лиса.

Не может лиса выбраться, сидит, нос повесила.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

10.

***

   И сквозь этот пар виднелись большие, яркие звёзды.

   Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега.

   Над головой зайца стоял морозный пар.

   Снег лежал волнами и блестел, как сахар.

Л. Толстой.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

11

***

Они строили снежную горку во дворе.

Мальчики полили её водой.

К вечеру горка была готова.

Снег сгребали под крышу сарая.

Весь день трудились ребята.

По Н. Носову.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

12.

Птичья столовая.

   Я и мой друг Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко.

   Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют.

   Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.

   Мы решили сделать для них кормушки.

По В. Бианки.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

13.

***

   Воздух был удивительно чист.

   Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.

   Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.

   Выпал первый снег.

   На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

   Земля, ветки кустов, деревья – всё белое и пушистое.

   Шёл я по лесу в эту пору.

   Какой он нарядный!

По Г. Скребицкому.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

14.

Цапля.

***

   Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом поведёт – сразу всё увидит.

   Залетела осенью на речку цапля. Я решил посмотреть её. Да только время зря потерял.

   Чувствую какой-то шорох, то ли ветерок, то ли птичьи крылья. Смотрю, а цапли нет.

   Днём нельзя, стал я ночью счастья пытать. Крадусь по песку чуть слышно.

                                         По Н. Сладкову.  

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

15.

Озеро.

   Живут в озере караси – и озеро Карасёвое. А если щуки – то Щучье.

    Всё отражается в синей воде. На берегу лягушки сидят.

     У каждого своё дело.

    А это озеро называется Синеньким. Цвет воды в нём синий.

   На воде кувшинка нежится. На сосне дятел долбит шишку.

По Н.Сладкову 

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

16

***

   

   Тут и лето настало. Солнышко печёт, земля цветёт. Собрались девушки в лес гулять.

   Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. А потом стали снежную бабу лепить.

   Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли ручьи. Все ребята рады.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

17

Дедушка Крылов.

***

   У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда на площадке играет детвора. Она рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, героев его басен – разных зверей и птиц. Прошло много лет. Но басни Ивана Андреевича Крылова знают, любят и ценят.

   Строки из многих его басен давно стали пословицами и поговорками.

   Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

18

***

   В него, как в зеркало, ласково глядятся и солнце, и голубое небо, и облака. Отведать холодной водицы прилетают птицы.

   Над полями и лесом всё ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд.

    Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня. Весело бегут его струйки по песку, камешкам, по равнинам и по мхам.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

19

***

   Как-то ночью он услышал возле себя шорох. На земле шевелились сухие еловые хвоинки. Утром снег заметил, что из земли проклюнулись слабенькие тонкие ростки.

   Снег лежал под еловыми лапами. Солнечный луч не проникал сквозь них. Снег съёжился, лежал тихо.

   Ростки долго отдыхали. Затем они расправились. Это была молоденькая травка.

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

20

Кукушка.

   Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.

   Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка гнёзда не вьёт.

   Она и детей не выращивает. Найдёт кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо подложит она своё яйцо в гнездо.

   А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает он других птенчиков из гнезда и останется один.

   

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

21.

Буран.

   Земля, воздух, небо превратилось в пучину снежной пыли. Она больно слепила глаза. Буран свирепел час от часу. Он свистел, стонал, ревел, душил всё, что ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими буграми.

   Но вот утих ветер. Улеглись снега. Степь имела вид обледеневшего моря. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистых снегах.

   Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Он взрывал снеговые степи. Всё слилось, смешалось. Начался буран.

  По С. Аксакову

Составь рассказ.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

22.

***

   Он растёт в глубине леса, в тени. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя. Надо только смотреть и слушать.

   Но всё-таки я ложусь на траву и слушаю. И долго лежу, и уходит в сторону еловый гул и трепет осины. Слышится скромный колокольчик.

   Мне больше всего нравится колокольчик.

   Колокольчики звенят, но шум леса всегда их заглушает.

   Ёлки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва, где уж тут услышать звон колокольчика?

   А вы слышали, как звенят колокольчики?

По Ю. Ковалю

Разбивка текста на части.

Составление плана.

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

1.

Ёжик.

   Тёмной ночью серый ёжик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. В луже заметил звёздочку. Ёжик накрыл её листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл большое красное солнышко. Вот ёжик смеялся!

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

2.

Жаркий день.

    Мы сидели в тени. Но и в тени было душно. Тяжёлый, знойный воздух словно замер. Ветра не было. Солнце так и палило с синего неба. У реки стояла лошадь. Она лениво обмахивалась хвостом. Изредка всплывала рыба. Она пускала пузыри и погружалась на дно. Ястребы плавно носились над полем. Мы сидели тихо, подавленные жарой.

По И. Тургеневу

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

3

После дождя.

   За окном стих дождь. Последние капельки бежали по стёклам. Из укрытия вышли утки. Они почистили свои перья. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Над рекой легла красавица-радуга. Ребята выбежали во двор. Они стали бегать по лужам. Вода была тёплая. Как хорошо летом!

По И. Соколову- Микитову

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

4

      Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо. Мягкий блестящий иней оседал на ветки, на спины лосей. Лосиха насторожилась. Совсем близко послышался хруст снега. Серое пятно мелькнуло среди деревьев. Лоси помчались прочь. Они ломали ледяную корку наста, увязали по колено в снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и не проваливались. С каждой секундой звери всё ближе и ближе. Лосиха поранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосёнок держался  возле матери. Лосиха подбежала к сторожке и стала у ворот. Сын лесника Митя бросился к воротам. Дрожь пробежала по спине мальчика, когда он увидел волков. Но он схватил лопату и бросился на них. Мальчик отогнал волков.

По Г. Скребицкому

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

5.

Девочка и камень.

   Маленькая девочка жила далеко от школы. В дождь, в снег, в жару, в мороз она приходила в школу вовремя. Однажды утром с горы спустилась чёрная туча. Началась страшная буря. Деревья сгибались до земли. Никто не выходил на улицу. Вдруг сторож школы услышал в шуме бури голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и держала в руках огромный камень. Она несла камень всю дорогу, чтобы ветер не сбил её.

По Р. Фраерману

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

6.

***

 

    Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб один чернеет в чистом поле. Дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. В дубовой чаще кормятся кабаны жёлудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.

По Г. Снегирёву

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

7.

***

   

   Добежал медведь до леса, едва дышит. А тут девушки пришли по грибы. Выскочил медведь на поляну. Девушки завизжали и так грохнули палками по бидонам, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки убежали. Медведь стонал-стонал, а потом съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово.

По К. Паустовскому

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

8.

В походе.

   Ребята идут по берегу реки. Уже смеркается. Люся увидела ключ холодной прозрачной воды. Все остановились на ночлег. Костровыми назначили близнецов. Девочки носят сухие ветки. Скоро костёр запылает так жарко, что к нему нельзя будет близко подойти. Кашеварами руководит Люся. Мальчики забивают в землю две рогатки. На перекинутой палке они вешают вёдра с водой для каши и чая. Наступает ночь. Путешественники сидят вокруг костра и поют песни.

По С. Голицину

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

9.

***

   Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы. Странный свет – неяркий и недвижный – был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь  сад сбросил сухую листву. Она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так началась осень.

По К. Паустовскому

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

10.

Воробей.

   Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, тянут её из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху ещё воробей слетел. Растрёпанный такой, чумазый. Чирикнул – в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку покрепче и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в неё воробей… Еле, бедняга, вырвался.

По Э. Шиму

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

11.

Кто сеет в лесу?

 

    Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горстки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнёт сев? Вокруг полянки расположились ели. Бесшумно полетели их лёгкие семена. Многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями.

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

12.

Обезьяны.

   Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие. Они на ладошке поместятся. А есть огромные, такие сильные, что их боятся даже леопарды. У некоторых обезьян сильные хвосты, которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево. Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних гладкая и не очень плотная, у других – густая. Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах Южной Америки.

По Г. Снегирёву

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

13.

Берег бродячих камешков.

   Иду по берегу бухты. Снуют птички на берегу, таскают на гнездо пучки сухих водорослей. Волны лениво выбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налёт соли. И вдруг … что это? Почудилось, что один из пляжных камешков перебежал мне дорогу. Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они лежали неподвижно. В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах. Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в неё. Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нём оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

14.

Дождь и мороз.

   

   После полудня подул холодный ветер. Пошёл мелкий косой дождь. В такую погоду возвращались мы из соседней деревни. Мы то поднимались на холм, то спускались в низину. Дождевые капли касались лица, забирались под воротник. Резко похолодало. Всё вокруг затянуло тонким слоем льда: дорогу, поле, луг, растения. Но вот и знакомые тополя, которые растут вокруг нашего дома. Теперь можно согреться у горячей печки.

Прочитайте.  Разбейте текст на части. Составьте план.

15.

Клён.

   Клён не боится холода. Ранней весной он впитывает талую влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мёрзлую почву белые корешки. Когда же ему это удаётся, клён выпускает вверх пару острых листочков. В чистом поле клён бывает одиноким, но чаще он живёт рядом с дубом и липой. Вместе с липой он защищает дуб от знойного или холодного степного ветра. Когда клён цветёт, пчёлы и шмели забывают о других деревьях. Быстро, легко и весело работают они на клёнах, ищут в жёлтых соцветиях дерева капли сладкого сока.

Определение

типа

текста

Прочитайте. Определите тип текста.

1

***

   Мать-и-мачеха – первые весенние цветы. Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу мягкие и тёплые.

   Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

   Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.

Прочитайте. Определите тип текста.

2.

***

   На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями.

   В шагах двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро ёж опять вернулся с добычей.

По Ю.Збанацкому

Прочитайте. Определите тип текста.

3.

***

   Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

По Е. Носову

Прочитайте. Определите тип текста.

4.

***

   Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги!

   Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.

По В. Киселёву

Прочитайте. Определите тип текста.

5.

***

Васька

     Котичек – коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки – то большие, лапки что стальные, зубки – то кривые, коготки выпускные!

По К.Д. Ушинскому

Прочитайте. Определите тип текста.

6.

***

     Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз.

По Г.  Скребицкому

Прочитайте. Определите тип текста.

7.

Ягодка.

   …До сосновой гривы рукой уже было подать, как вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек землянику в цвету.

     Я наклонился к ней. На тощеньком стебельке, в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. Холодом подпалило округлые лепестки его. Ягодка, только ещё зародившаяся, чёрной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, а цветку оставалось жить день, от силы два…

По В. Астафьеву

Прочитайте. Определите тип текста.

8.

Недосмотренные грибы.

     Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам тёмно–красный, и спустил из–под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. А маслёнок маслёнку рознь: то весь дрызглый, червивый, то попадется такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да ещё и пискнет.

По М.  Пришвину

Повторение

мысли

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

1.

На лыжах.

   

   В нашем классе все ребята хорошо умеют ходить на лыжах. Субботним ранним утром мы отправились в поход. День обещал быть морозным и ясным.

   Вот мы и за городом. Раннее утро. Снег разноцветными искрами сияет на ярком зимнем солнце. Мы остановились и залюбовались чудесной зимней картиной.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

2.

Заблудились.

   Алёша, Семён и Иван жили летом на даче. Однажды они пошли в лес за грибами и заблудились. Ребята стояли в чаще леса и не знали, куда идти. Их окружали высокие сосны и частый кустарник. Мальчики заблудились. Ребята долго совещались. Семён догадался влезть на высокую сосну. Он увидел дорогу в деревню.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

3.

Ёжик.

   Однажды дядя Володя возвращался с охоты и увидел ёжика. Он завернул его в куртку и принёс домой. Ёжик сначала всех боялся и выходил только ночью. Мы ставили ёжику молочко в блюдце. Ёжик выходил только ночью и пил молоко. Прошло несколько дней. Ёжик стал смелее и выбегал днём. Перед отъездом из деревни в город дядя Володя накормил его и отнёс поздним вечером в соседнюю рощу.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

4.

Лиса и белка.

   Лиса уже четвёртый год жила в своей норе. Над лисьей норой жила белка. Она бегала по стволам деревьев, прыгала с ветки на ветку, шумела, дразнилась. Старая лиса смотрела на неё и сердилась.

   Однажды лиса легла пластом на поляне и притворилась мёртвой. Белка жила прямо над лисьей норой. Белочка соскочила на траву и пробежала близко около лисы. Вдруг лиса вскочила. Белка испугалась и убежала на дерево.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

5.

Как остановили пески.

     Сильный ветер дует в пустыне. Он может сбить с ног человека и засыпать песком караван верблюдов. Но вдруг всё изменилось. Ветер дует сильно, а пески лежат неподвижно. Это чудо совершили русские учёные. Из отходов бумажного производства они изготовили особое вещество, которое распыляют на поверхность песков с самолёта. На поверхности появляется твёрдый слой, который пропускает воду и воздух, но задерживает песок. Русские учёные совершили это чудо!

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

6.

Два художника.

     Много лет назад жил в Греции знаменитый художник Зевксис. Однажды он с таким искусством нарисовал виноградную лозу. Что слетелись птицы клевать нарисованные ягоды, потому что Зевксис был знаменитым художником.

    Художник Паррасий вызвал Зевксиса на соревнование и принёс свою картину. Зевксис закричал: «Сними скорее занавеску, я хочу видеть твою картину!» Паррасий ответил: «Занавеску снять нельзя: ведь её-то я и нарисовал». Тогда Зевксис сказал Паррасию: «Ты победил меня, потому что я обманул только птиц, а ты обманул художника».

 

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

7.

Внуки помогли.

     У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка плачет, убивается. Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей. Ребята пошли в лес искать козу, чтобы помочь бабушке. Коза бродила по лесу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

8.

Новогодняя газета.

     В классе мы решили выпустить новогоднюю газету. Оля и Галя подбирали стихи и рассказы о празднике. Галя нашла много интересного материала о том, как празднуется Новый год в других странах. Хорошо подобрали девочки стихи и рассказы о празднике. Инна и Жанна сделали интересные новогодние ребусы и кроссворды. Женя и Илья оформляли газету и делали рисунки. Хорошую новогоднюю газету выпустили школьники.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

9.

Ворона.

      Все звери и птицы, которые живут возле человека, очень ловкие и хитрые. Самая хитрая среди них – ворона. Ворона не вьёт гнёзда около человеческого жилья, потому что она хитрая. Мы часто ходили в рощу мимо берёзы, на которой чернело гнездо. Однажды мы увидели, как ворона кормила своих птенцов.

Прочитайте. Найдите  в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

10

***

     Антон Васильевич нашёл в лесу за городом собаку и привёл её к нам. Собака была очень похожей на лису. Шерсть её отливала золотом. Лапы были в белых носочках, а на груди – белая манишка. Она была, как лиса. Мы назвали собаку Лиской.

Составление

рассказа

по его началу

Прочитайте. Напишите рассказ по его началу.

1.   Собака громко лаяла.  Перед ней сидел котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…

2.  Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку…

3.     Серёжа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…

Прочитайте. Напишите рассказ по его началу.

4.     Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Её захлестнуло волной…

5.     Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в колхозный огород…

6.     У маленьких ежат пропала мама. Колючие комочки погибали от голода. У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком…

Прочитайте. Напишите рассказ по его началу.

  1. Рави и шаши – индийские слонята. Они часто шалят, а иногда и плачут. Однажды…

  1. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

  1. В Москве жила маленькая девочка. Её отца убили на границе. Девочка болела и не могла ходить…

Прочитайте. Напишите рассказ по его началу.

  1. На скале стоял маленький пингвинёнок. У него ещё      только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как купались взрослые пингвины…

  1. Девочка сняла кожуру с апельсина и увидела, как много в нём долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек?»…

  1. Орёл сказал пчеле: «Дивлюсь я на тебя. Целый день ты хлопочешь и не отдыхаешь! Для чего всё это?»…

Список использованной литературы:

  1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: «Астрель», 2002
  2.  Авторы-составители:   Р.А. Блюмберг, Н.Н. Сидорова, Т.М. Носова. Развитие речи младших школьников. Учебное пособие для учителей начальных классов. Самара. 1992.
  3. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Серия «Книга для учителя». – Ростов: «Феникс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку. "Виды текста".

Данный дидактический материал содержит тексты разного вида и карточку - помощницу....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 1 - 4 классов, связанный с нетрадиционными заданиями для развития познавательной деятельности

В данном разделе представлены материалы для работы   с детьми с разным уровнем познавтельной активности...

Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида

Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....

Дидактический материал по русскому языку. «Разноуровневые задания по русскому языку».

       В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к....

Олимпиадные задания по развитию речи для школ II вида

Данные олимпиадные задания разработаны для обучающихся с нарушениями слуха по предмету "Развитие речи"...

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...