урок русского языка 4 класс Написание местоимений с предлогами
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Каптюк Татьяна Владимировна

урок по с. Л.В, Занкова по ФГОС с использованием пед технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Как пишутся местоимения с предлогом»

4 класс

Провел: учитель начальных классов

Каптюк Татьяна Владимировна

Тема урок4а: «Как пишутся местоимения с предлогами»

УМК: с. Л.В.Занкова

Учебно – методическое обеспечение: Русский язык. Учебник. 4 класс, в 2х частях, часть 1я, Н.В. Нечаева

Цель урока: выяснить как пишутся местоимения с предлогами.

Задачи урока:

Предметные:

  • Создать условия для развития у учащихся определять местоимения
  • Выяснить как пишутся местоимения с предлогами
  • Пользоваться словарем

Метапредметные

Личностные УУД:

  • Способность к самооценке
  • Способность к саморазвитию

Регулятивные:

  • Умение определять и формулировать цель урока
  • Планировать свои действия для достижения поставленной цели
  • Работать по плану

Коммуникативные:

  • Умение формулировать свои мысли в устной и письменной речи
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения
  • Слушать собеседника, вести диалог
  • Договариваться о правилах поведения в группе

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний
  • Находить ответы на вопросы используя учебник, словари, опыт старших
  • Использовать речевые средства для решения познавательных задач

Педагогические технологии:

  • Проблемно-диалогическое обучение
  • Развитие критического мышления
  • Самостоятельной оценочной деятельности
  • Информационно- коммуникативные

Оборудование:    Учебники, карточки (в приложении), презентация

Структура

 урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Отгадайте, о какой части речи пойдет сегодня речь:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета.

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет.

мы сегодня говорим о местоимении.

местоимение

  1. Актуализация знаний

Занесите свои мысли по этой теме в бортовой журнал

знал

узнал

Хочу узнать

по вашим записям составим кластер:

указывает на предмет, но не называет

                                                                     самостоятельная часть речи

изменяется по падежам, числам

в 3 л изменяется по родам

местоимение

бывает 1,2,3, лица

в предложении: подлежащее,      определение, дополнение

Что вы еще хотели бы узнать о местоимении?

Дети говорят о том что они внесли из 1 и 2 колонки

        

Какие орфограммы с местоимениями бывают, какие местоимения есть…

  1. Постановка темы и цели урока

     Предлагаю понаблюдать над словами, сгруппируйте данные слова по какому-нибудь признаку:

(с) бежал, (с) ней, (с) тетрадью, (от) лепил, (от) них, (от) берега, (со) мной   (у) него?c(ней)

     проверяем.

Создается ситуация:   как писать: со мной? с ней?

 Сформулируйте тему и задачу урока

Дети предлагают 2 способа:

  • По частям речи,
  • Слитное и раздельное написание

Дети задают сами себе вопрос, как писать местоимения мы не знаем

Наша задача на уроке выяснить, как пишутся местоимения с предлогом.

  1. Работа над задачей урока

Где об этом можно узнать ?

                       Работа в группах:

1 гр  смотрят в орфографическом словаре

2 гр читает в учебнике стр 142

3 гр спросить у учителей сидящих в классе

Выясняем, что узнала каждая группа.

Вывод?

С учетом полученных знаний проверим предыдущую работу.

А в парах вы сейчас выполните упр245.

У: Посмотрите, что интересного в написании местоимений 3 лица с предлогом?

в учебнике, в словаре, у учителя…

каждая группа рассказывает, что они выяснили по данной проблеме

местоимения с предлогами пишутся отдельно.

Вывод: При употреблении местоимений с предлогами перед местоимением пишется буква « н».

  (проверить по слайдам)

  1. Решение частных задач

                      Работа в группе

  Выполнить упр246    ( по времени все или часть)

проверить

отдохнем, я вам загадаю несколько  загадок:

  • какое местоимение читается слева направо и справа налево одинаково
  • сколько личных местоимений в слове семья
  • какие два местоимения мешают движению на дороге?

        (они, семья, ямы)

Сейчас вы будите в роли редактора.  Кто такой редактор? С латинского означает приведенный в порядок текст.

     Самостоятельная работа:(разноуровневая, выберите для себя посильное задание)

Исправь ошибки, определи падеж местоимений:

1 уровень:

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Ие зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски.

2 уровень: вставить местоимение, определ. грамматические признаки

Медвежонок бродил по лесу. Вдруг … остановился. Пред… сидела лягушка. Медвежонок протянул к …лапу. Вдруг … сделала в сторону скачок.

3 уровень: записать местоимение верно, определить грамматические признаки

Дать нему, дружить с им, знать ее, спросить у его, зайти за ей, вырасти из ее, пестрели под им, вместе с

им.

От каждой группы по 1 предложению объясняют ребята, обозначая, как пишутся местоимение с предлогом, в 3 лице местоимение пишется с буквой н, у местоимений определяют грамматические признаки

Эту работу дети сдают на оценку

  1. Итог урока

Какие правила закрепили?

Вернемся к началу урока. Какую задачу ставили в начале урока?

Решили эту задачу?

Можно дополнить кластер?

Подведем итог урока приемом верное – не верное предложение.

Прочитайте предложение и ответьте. верное или нет утверждение.

1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

3.  Местоимения с предлогами пишутся отдельно

4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.   Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.   Местоимения изменяются по родам.

(предложений можно больше или меньше, в зависимости

от времени на уроке)

Правописание местоимений с предлогами. Грамматические признаки местоимений

Дополним кластер предложением: местоимения с предлогами пишутся отдельно

 Дети читают предложение и говорят, согласны или нет с ответом

  1. Домашнее задание

Предлагаю выполнить по желанию:

  • Мини-сочинение «Мой друг»
  • Синквейн «Местоимение
  • Упр 2 по учебнику

  1. Рефлексия
  • Как вы сегодня поработали (одни, в группе, самостоятельно)
  • Полезен ли был урок
  • Нужно ли еще поработать по этой теме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе Каптюк Татьяна Владимировна

Слайд 2

местоимение

Слайд 3

знал узнал хочу знать

Слайд 4

сгруппируй (с) бежал, (с) ней, (с) тетрадью, (от)лепил, (от) них, (от) берега,(со)мной, (у) него

Слайд 5

(с) ней (от) них (у) него ?

Слайд 6

Задача: Выяснить, как пишутся местоимения с предлогами

Слайд 7

Работа в группах 1 гр. смотрят в орфографическом словаре 2 гр. читает в учебнике стр. 142 3 гр. спросить у учителей

Слайд 8

Вывод: После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква : Н от н его, за н ей, перед н ими, от н их.

Слайд 9

Приплыла к (он) рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 10

Приплыла к н ему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 11

Перед (она) усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Слайд 12

Перед н ею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Слайд 13

Хитрые вопросы. Какое местоимение надо добавить к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? Сколько личных местоимений в слове семья Какие два местоимения мешают движению на дороге ТЫ к ВЫ Семь Я - мы

Слайд 14

Обобщение: 1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. 2. В предложении местоимения бывают только подлежащим. 3. Местоимения с предлогами пишутся отдельно 4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 л 5. Местоимения изменяются по родам

Слайд 15

Домашнее задание Мой друг 2.Синквейн (местоимение) 3. Упр. 2 на стр. 149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Урок русского языка "Правила написания предлогов О и ОБ"

Урок в 3 классе, технологическая карта урока...

Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе

Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа....

Конспект урока русского языка «Раздельное написание предлогов со словами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложенииПланируемые  результаты:Предметные:знать, что такое предлог;уметь употреблять предлог тольк...

Урок русского языка "Раздельное написание предлога со словами"

Урок русского языка "Раздельное написание предлога со словами"...

Технологическая карта урока русского языка «Различие написания предлогов и приставок» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о различии предлогов и приставок.Планируемые результатыПредметные:1. Уметь отличать предлоги от приставок.2. Знать правила написания приставок и пр...