Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема: Изменение имён существительных по числам.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Каримова Гульсина Буляковна

Подробная разработка урока по теме: Изенение имён существительных по  числам. Присутствуют все этапы урока, работа в группах, индивидуальная работа, физминутка. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Изменение имен существительных по числам.

Цель:

  • Познакомить с изменением имен существительных по числам;
  • Развивать умение изменять существительные по числам различать род;
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать орфографическую зоркость;    
  • Отработать грамматическое понятие «имя существительное»;
  • Отрабатывать правила правописания корня;
  • Разбирать предложение по членам;
  • Выработать практические навыки грамотного письма;
  • Проверить владение   способами проверки;
  • Развивать внимание, память творческое мышление, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли;  
  • Формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;
  • Воспитывать чувство товарищества, умение выслушать ответы товарищей, по необходимости дополнить или высказать свою точку зрения.

Материал: Программа «Школа России», «Русский язык» (3 класс, Т.Г.Рамзаева)

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки, таблица «Изменение имен существительных по числам», кроссворд.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Практическая часть

  1. 1. Организационный момент урока.  

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы новое что-то узнать

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка  мы отправляемся в путешествие по стране, имя которого спрятан в кроссворде, который предстоит нам разгадать.  В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Но вначале урока повторим домашнее задание, проведем минутку чистописания и тему прошлого урока.

  1. 3. Актуализация опорных знаний
  • Проверка домашнего задания (иллюстрация к домашнему заданию на слайде 1)

Рассмотрите рисунок. Озаглавьте  и напишите текст по опорным словам.

  • Чистописание.

Иг pa «Доскажи словечко».

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (Цапля.)

- Назовите первый звук в слове-отгадке. Какой буквой обозначается этот звук на письме? Ц.

- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой

- Спишите.

  • Повторение

- Чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока, вы должны  разгадать кроссворд. Если  вы правильно разгадаете кроссворд, то попадете в удивительную страну. Название  страны спрятан в выделенном столбике.

  1. Дерево, которое все время дрожит.
  2. Ягода, которой можно вылечиться от простуды.
  3. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …
  4. Противоположная сторона горизонта западу.
  5. Чудо-птица – алый хвост
    Полетела в стаю звезд.
  6. Место для выращивания овощей.
  7. В огороде вырастаю.
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут и так едят.
  8. Одна двенадцатая часть года.

Осина, малина, горох, восток, ракета, огород, помидор, месяц.

  • Как вы думаете, кто является жителями этой страны? Вот перед вами на доске её жители.
  • К какой части речи они относятся?
  • Определите род имен существительных, выделите родовые окончания

Упр.420, стр.158

(ученики читают составленные тексты)

На слайде 2

Работа по карточкам (индивидуально).

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Ключевое слово «Словария»  (слайд 3)

Слайд 4. Проверка.

Слайд 5. Тема урока и его задачи

  1. 4. Гимнастика для глаз

  1. 5. Изучение нового материала
  • Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Проверка.

Тетрадь, девочка, книги, тетради, книга, школы, мальчик, парты, девочки, школа, мальчики, парта.

-Сравните записанные слова. Чем они похожи?

-Чем отличаются?

-Они обозначают разные предметы или одинаковые?

-Сравните окончания этих имен существительных

-Прочитаем правило, которое записано у вас в учебниках на странице 159.

Слайд 6

Слайд 7

Правило на стр.159

  1. 6. Закрепление нового материала

Упр. 422.

-      Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?

-      Измените слова так, чтобы речь шла об одном дереве. Запишите текст. Выделите окончания.

(Проверка.)

-    Найдите слова, которые вы изменили. Назовите окончания.

б) Упр. 423.                                                               Прочитайте слова. В каком числе они стоят? (Во множественном и в единственном.)

-    Назовите окончания.

-    Измените слова по числам. Запишите. Выделите окончания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют окончания.)

в) Физкультминутка.

г) Игра «Цепочка слов». Упр. 424.

Назовите цепочку из десяти слов.

Заяц, цапля, ….

 (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют род и число имен существительных.)

Упр.422, стр.159

Упр.423, стр.159

Слайд 8

Упр.424, стр.159

  1. 7. С ловарно-орфографическая работа

-    Отгадайте загадку

По ночам во мне Ванятка

 До того задремлет сладко.

  Что не хочется вставать.

  Что за штука я? (кровать.)

- Из этих букв составьте слово.

ЛЕРАТАК

     Правильно, тарелка.

- Сегодня познакомимся со словами из словаря тарелка и кровать .

Объясните значение этих слов. (Тарелка - столовая посуда круглой формы. Кровать - предмет мебели для сна) Вспомните выражения со словом тарелка. (Не в своей тарелке (в плохом настроении). На тарелочке преподнести (о получении чего-то без затраты труда). Найдите слова кровать и тарелка в орфографическом словаре. Запишите, обозначьте ударение и орфограмму. Составьте предложения с этими словами. Запомните их написание.

Слайд 9

  1. 8. Работа по карточкам
  • Прочитайте текст на листочках. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Тр.щал сил.ный м.роз. Андрей и Катя вышли на улицу. Они прикр.пили к веткам б.резы кусочки сала. Вот ветка пок.чнулась. Это подл.тели синич.ки и вороб.и. Всю зиму р.бята п.м.гали птицам.

Проверка. Определите число имен существительных. Проверка

Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?

Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки. 

  • Измените число этих имен существительных. (???)
  • Можно это сделать? Почему?
  • Спишите эти слова.
  • 1 вариант: разобрать по составу слова: прятки, каникулы.

Слайд 10. 

 Слайд 11.

Слайд 12

  1. 9. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу. Нам пора покидать страну “Словарию”. Для этого надо найти верный путь домой. Перед вами три слова:

ВЕСЕЛО
БЕЖАТЬ
ЯБЛОКО

на рисунках работают гиперссылки, которые позволяют проверить правильность выбранного ответа

Найдите среди них имя существительное, определите в нем количество букв и звуков.

  • Что обозначают имена существительные в единственном числе?
  • Что обозначают имена существительные во множественном числе?
  • Чем они отличаются друг от друга?

Слайд 13

Слайд 14 

  1. 10. Домашнее задание.

Упр.431, стр.162 (выучить правило)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе Тема: Изменение имён существительных по числам»

Урок – основное звено в процессе обучения. Поэтому готовясь к уроку, следует определить его изначальное место в системе других учебных занятий. Тема моего урока  «Изменение имён существител...

Тест по русскому языку 4 класс тема: "Изменение имён существительных по падежам"

Вспомогательный материал для закрепления темы "Изменение имён существительных по падежам"...

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написа...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Урок - исследование , русский язык, 3 класс. Тема: «Род имён существительных»

Урок - исследование , русский язык, 3 класс.Тема: «Род имён существительных»...