Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме

Дяченко Тамара Николаевна

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Метод обучения: проблемный. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trete_sklonenie_sushchestvitelnykh.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Третье склонение имён существительных.

           Упражнение в определении склонения имён существительных

Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

-познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»;

-развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Ход урока.

1.  Орг. момент

- приветствие.

- эмоциональный настрой

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости. Только это  настроение нам понадобится сегодня для работы.

2. Объявление темы урока.

(слайд 2)

- Начнём наш урок с игры «Анаграмма», которая поможет сформировать тему нашего урока.

(существительное, склонение, окончание, род, падеж)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы повторим изученное о существительном, остановимся на его склонении.

3. Каллиграфическая минутка.

- А чтобы узнать, написание какой буквы мы повторим, установите закономерность и отгадайте букву.

(слайд 3)

- Пропишите одну строку буквы д строчной. Обратите внимание на элемент «петля», не забудьте о «гнёздышке».

4. Словарная работа.

- Отгадайте ключевое слово пословиц:

* Они познаются в беде.

* Не имей 100 рублей, а имей 100 их.

*Человек без них, что дерево без корней.

(слайд 4)

- Запишите слово ДРУГ на следующей строке. Выделите орфограмму.  Назовите её.

- Как проверить написание парной согласной? (подобрать проверочное)

- Какое слово может быть проверочным? (однокоренное или форма того же слова)

- Подберите проверочное слово к данному.

- Устно подберите синонимы к слову ДРУГ. (Товарищ, приятель).

- Подберите антонимы. (Враг, недруг).

- Подберите 3 однокоренных слова, запишите их через запятую.

- Разберите слова по составу.  (взаимопроверка). Проверим устно.  

5. Работа с предложением.

- С одним из слов составьте интересное предложение. Запишите.

- Дайте ему характеристику.

- Разберите по членам предложения и частям речи.

6. Актуализация знаний о существительном.

- О какой части речи идёт речь?

           Давно живу я в мире этом,

           Даю названия предметам.

-Что такое имя существительное? Приведите примеры.

- Какие непостоянные признаки существительного вы знаете?   (Число, падеж)

- В форме какого числа бывают существительные?

- Есть ли дополнения о числе существительных? (Бывают существительные, которые употребляются только в форме единственного числа (молоко, сметана, дружба)  или только в форме множественного числа (брюки, ножницы, очки, каникулы). Приведите примеры.

- Вспомним падежи.             (слайд 5)

- Как называется И.п. сущ. ед. числа. (начальная форма).

- А все остальные?  (косвенные).

- Какие постоянные признаки существительных вы знаете?   (од., неодуш.;  род)

- Какого рода могут быть существительные?

- Определите род существительного ЗАБИЯКА.

- Есть в русском языке существительные, род которых определить невозможно. Такие существительные называются существительными общего рода (неряха, сирота, обжора).

- Какой признак существительных также можно отнести к постоянным? ( СКЛОНЕНИЕ).

- Что такое склонение? Что изменяется при склонении существительных?

- Зачем изучаем склонение существительных? (Чтобы знать, как пишутся окончания существительных в предложениях).

7. Работа над темой урока.

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

(слайд 6)

- Запишите в следующей строке существительные только 1 склонения самостоятельно.

- Проверим. Докажите  (Определите окончание, род).

- В следующую строку выпишите существительные 2 склонения.

- Проверим.

-А что делать с оставшимися словами? (3 склонение)

-Запишите их в третью строку. Какое окончание выделим?

- Что пишем в конце существительных 3 склонения? (Ь)

8. Знакомство с правилом на стр. 98.

- Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 98.

- Что нового узнали о 3 склонении существительных?

- Давайте докажем это.

- У существительного СТЕПЬ какая основа? (мягкая)

- Какая основа у существительных МЫШЬ и РОЖЬ? Почему?

9. Физкультминутка.

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – хлопните, если к 3скл – подпрыгните.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, яблоня, мозоль, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? ( мозоль, тюль )

- Давайте заглянем в словари.

- Запишите в тетради МОЗОЛЬ – Ж.р.- 3 с., ТЮЛЬ – М.р.- 2 с. в нужную строчку.

10. Работа с пословицами (в парах).

- Ребята, а теперь будете работать в парах. Ваша задача – соединить 2 половинки пословиц.

Друг проверяется

худая беседа.

Без соли, без хлеба

в опасности.

Доброе слово

а зима подбирает.

Белые ручки

чужой труд любят.

Лето собирает

и кошке приятно.

-  Проверим.

11. Определение склонения и падежа существительных.

(слайд 7)

- Запишем первую пословицу, объясните её смысл, определите грамматическую основу, выделите окончания существительных, определите их склонение и падеж.

1-ая.      Друг проверяется в опасности.

 4-ая.      Белые ручки чужой труд любят.

- Об окончаниях сущ. 3 склонения в косвенных падежах мы поговорим на следующем уроке.

12. Составление алгоритма определения склонения существительных.

(слайд 8)      карточки

13. Рефлексия.

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

14. Выставление оценок. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."

Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна  Предмет: русский язык 4 классТема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."...

Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "

Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...