Задания по русскому языку по теме "Имя прилагательное". 4 класс.
тест по русскому языку (4 класс) по теме

Кислицын Сергей Николаевич

Данные задания помогут учителям начальных классов в составлении урока или проверке усвоения материала учащимися.

Можно использовать как грамматические задания при проведении диктанта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_russkomu_yazyku_po_teme_imya_prilagatelnoe.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное.

Изменение им. прилагательных по родам.

1. Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания им. прилагательных.

    1.Какая стоит погода?

    2.Какой идет дождь?

    3. Какое небо?

    4. Какие на деревьях листья?

2.Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

    Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.

3. Согласовать прилагательные с существительными в том же роде. Записать. Обозначить род, выделить окончание.

    Родной (город, страна, село)

    Лесной (край, поляна, озеро)

    Синий (цветок, лента, небо)

4. Образовать от данных имен существительных прилагательные и объяснить написание согласных.

    Место( житель), лес(поляна),  область(центр), грусть(день), радость(новость), интерес(дело), вкус(яблоко)

5. Заменить выделенные прилагательные близкими по значению. Записать предложения.

    Отважный пограничник привел шпиона на заставу. Осенью  у полей и лугов особенно печальный вид. Все еще стоит прекрасная погода.

6. Подобрать к данным прилагательным  антонимы. Записать.

    Пасмурный- ...., грустный-...., жесткий-..., тяжелый-..., смелый-... .

7*. Употребляя подходящие по смыслу прилагательные, сделать описание грозы ярче, красивее.

    Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.

8*. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.

       Осень.

   Незаметно прошло .....лето. Дни стали короче. Небо ....., ..., ..... ....туча покрывает его. Как сквозь сито, сеет из нее ...., ...., ....... дождь.

9. Выборочный диктант. (Сначала выписать  прилагательное+ существительное   мужского рода, потом  прилагательное+ существительное среднего рода. Дописать четыре -пять прилагательных +существительных женского рода).

   Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, парное молоко, родное село, осенний дождь.

10. Контрольное списывание. (Списать определяя род у имен прилагательных)

   Сосна.

   Кругл... год зеленеет в л.су красив... дерево. Прям... стройн...  ствол его достигает высоты сорока метров. Это – сосна.

     Сосна – очень ценн... дерево. Крепк... древесина сосны используется в промышленности. А желт...  душист... смола идет на изготовление лекарств.

Изменение имен прилагательных по числам.

1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.

   Высокий урожай-......, родное село -...., синее море-...., широкая река-....., дальняя роща-.... .

2. Указать число, выделить окончание прилагательных.

   Здоров... воздух, тенист... аллеи,  утренн... туман,  полезн... дела,  космическ... ракета, богат... урожай,  березов... рощи.

3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.

   Вода- могучий работник. Она роет в степях глубокие овраги. В руслах рек она намывает песчаные мели, строит большие и малые острова.

4. Назвать число и окончания прилагательных в словосочетаниях  румяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали.

Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.

5. Словарный диктант с заданием поставить прилагательные +существительные во множественном числе.

   Отличная отметка, прилежный ученик, дальнее село, топкое болото, синяя лента, новая линейка.

6*. Записать , что учащиеся увидели красивое в природе. Назвать и подчеркнуть прилагательные, определить род, число.

Изменение имен прилагательных по падежам.

1. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание.

    На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын.

    Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей.

2. Записать прилагательные + существительные . В скобках поставить вопрос, определить падеж.

     1)В давние времена жил на земле могучий царь Ушинара. 2)Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным, был добрым и справедливым. 3) После знойного дня на землю спустилась вечерняя прохлада.

3. Определить род, число, падеж прилагательных в предложении.

    Холодный ветер гонит по небу лохматые серые тучи.

Склонение имен прилагательных  единственного  числа.

Именительный и винительный падежи.

1. Определить падеж существительного и прилагательного.

   На окраине города стоял большой дом.  На пустыре ребята посадили большой сад.

2. Записать ответы на вопросы. Обозначь падеж прилагательных, выдели окончания.

      1. Где рос красноголовый подосиновик?

  1. Кто нашел красноголовый подосиновик?
  2. Кто увидел белый гриб?
  3. Где притаился белый гриб?

3. Подобрать прилагательные к существительным  ветка, черемуха, роща. Составить предложения, употребив эти прилагательные и существительные в И.п.

4.Распространить текст, подбирая  к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.

      Ходил я как-то в ...рощу. Случайно увидел там ...белку. Прыгнула она на... сосну, потом перескочила на ...березу. Подошел я поближе и удивился. Ведь и минуты не прошло, а белка уже успела нацепить на ...ветку ....лисичку. Вот какая ловкая!

Родительный падеж.

1. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Записать. Выделить окончание.

    Загорели под лучами (горячее июльское) солнце. Дошли до ( дальнее лесное) озеро. Проснулись от (долгий зимний) сна.

2. Составь с каждой парой слов предложения, употребляя данные существительные и прилагательные в Р.п., с предлогами или без предлогов.

    Раннее утро, новый дом, отважный герой.

3. Вставить пропущенные окончания им.прилагательных и объяснить их написание. Составить предложение и записать.

    Чист... холодн... воды. У рыж... шустр... белки.

Дательный падеж.

1.  Образовать прилагательные от существительных в ед.числе  сосна, река, осень, письмо, дом, класс поставить их в Д.п. Записать.

2. Пословицы.

    1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.

Творительный  падеж.

 1. Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать по памяти.

    День пригреет- возле дома

    пахнет поздн... травой,

    яров... сух... соломой

    и картофельн... ботвой.    (А. Твардовский).

2.Записать ответы на вопросы, употребляя данные слова в скобках . Обозначить падеж,  выделить окончание.

  1. Когда отец с сыном ходили на рыбалку? (раннее солнечное утро)
  2. За каким островком наловили рыболовы окуней? (небольшой песчаный)

Предложный  падеж.

1.Подобрать к данным существительным однокоренные прилагательные, поставить их в П.п.

      Море- морской- о морском, солнце-..., мир-..., счастье-..., книга-..., журнал-..., дверь-....

2. Записать пять прилагательных с непроизносимыми согласными. Записать предложения, где они будут стоять в П.п.

Склонение имен прилагательных  множественного  числа.

1. Поставить данные существительные и прилагательные в указанных падежах. Выделить окончания прилагательных.

    Теплые дни(Р.п.), полноводные реки (Д.п.), высокие горы(Т.п.), огромные леса (П.п.).

2. Записать. Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, вставить окончания. Обозначить  их падеж.

    Над широк... полями летит самолет. За ним истается какой -то бел... след. Это химия пришла помочь человеку бороться с сорн... растениями. На химическ... заводах сделали ядовит...порошки и жидкости. Рассеют такой порошок над полем – и все сорн... травы погибнут.

3. Поставить данные существительные и прилагательные во мн.ч.

    Море син.. -....., село ближн...- ....., город больш...-..., лес красив..- ...., нов... квартира-..., городск... площадь-.... .

4. Дополнить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.

    В лесах растут могучие дубы, ..., ....., ....., ...... .   На лугах пестреют красные маки,.... , ...., ..... .

5. Образовать от данных существительных однокоренные  прилагательные во мн.ч.

    Лес- лесные, дорога-...., море-...., сад-..., город-...., поле-...., дождь-..., ночь-..., школа-.... .

6. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Определить падеж .

    После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев . Тут и ... подберезовики, и  подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики.

(по Г. Скребицкому)

7*. Составить и записать загадки о ромашке, о моркови, о яблоке, о скворце, о пенале. Употребить прилагательные.

8*. После наблюдений за какой -нибудь птицей написать рассказ о ней по данным вопросам.

  1. Как называется птица , за которой ты наблюдаешь?
  2. Где те ее часто встречаешь?
  3. Большая это птица или маленькая?
  4. Какого цвета ее перышки?
  5. Какие у нее головка, глаза, клюв?
  6. Какие у птицы хвост, ноги, крылья?
  7. Чем она питается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов

Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....

Карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов.

Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ...

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.

данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку...

Орфографические минутки. Задания по русскому языку для учащихся 2 класса.

Задания по русскому языку предназначены учащимся 2 класса с целью закрепления материала. Орфографические минутки помогут учащимся проверить свои знания по русскому языку....

Олимпиадные задания по русскому языку и чтению. 1 класс

Олимпиадные задания по русскому языку и чтению. 1 класс...

олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 класса

данный материал представлен в виде буклета...

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов ...


 

Комментарии

Пришлова Лидия Владимировна

Спасибо большое, очень пригодилось!

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Материал интересный. Спасибо большое!