Урок. «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [Ц]»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Цели: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, изучить букву Ц ц и звук [Ц]; формировать навыки чтения; работать над правильным восприятием и пониманием художественного текста; расширять словарный запас; развивать логическое мышление, способность анализировать полученную информацию, кругозор и словарный запас; воспитывать интерес к художественным текстам как источнику информации, к русскому устному творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3._bukva_ts.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [Ц]»

Цели: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, изучить букву Ц ц и звук [Ц]; формировать навыки чтения; работать над правильным восприятием и пониманием художественного текста; расширять словарный запас; развивать логическое мышление, способность анализировать полученную информацию, кругозор и словарный запас; воспитывать интерес к художественным текстам как источнику информации, к русскому устному творчеству.

Оборудование: карточки с буквами Ю и Ц, со звуками [Ю] и [Ц]; отрывок из текста В.Степанова «Азбука в загадках»; Стихотворения В.Степанова «стул чинил сегодня мастер…», А. Шибаева «Эта буковка-цеплялка», Г.Сапгира «Цапля, стоя на крыльце…»; таблица «парные и непарные согласные»; карточки со словами: цапля, крыльцо, цыпленок, Цып, цветок; таблица со слогами; карточки с пословицами и поговорками.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала

- Отгадайте загадку.

Здесь не бывает

Снежных вьюг,

Не север здесь,

А жаркий … (юг)

- Какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (Ю)

- Какие звуки мы слышим в начале слова «юг» при произнесении? ([й], [у])

- Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука? (в начале слова или после гласной)

- Прочитайте слова «люк», «юла», «люди», «юркая».

- В каких словах буква Ю обозначает два звука? Почему? (Юла, юркая, потому что буква Ю стоит в начале слова).

- Какую функцию выполняют гласные в остальных звуках? (Смягчают согласные)

Давайте немного поиграем и выясним, насколько вы внимательны.

  1. Хлопните в ладоши, если вы услышите звук [ю] в словах, которые я вам прочитаю: ябеда,  елка, люди, юмор, Елена, улица, юла, тюльпан, юннат, ежик.
  2. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
  3. Отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юла, ласка, якорь. (Юля)

- Давайте вспомним, какие непарные твердые согласные звуки мы уже с вами знаем? ([л], [м], [н], [р], [х])

- Какие мягкие непарные согласные мы с вами уже изучили? ([л’], [м’], [р’], [й’] ,[х’] [ч’,)

- Прочтите слова, которые я написала на доске: Бочка – почка – печка – речка – ручка – тучка – кучка.

- Подумайте, чем отличаются все эти слова друг от друга? (одной буквой)

- Какую букву я изменила в первом слове? (Б на п)

- Какие буквы были изменены в последующих словах (о на е, п на р, е на у, р на т, т на к)

  1. Работа над новым материалом

Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук.

Эта буковка-цеплялка

С хитрой, цепкой лапкой.

«Подходи кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

- Так о какой букве у нас сегодня пойдет речь? (о Ц)

- Как хозяйка зовет цыплят? (Цып-цып)

- Какой звук мы слышим в начале? ([ц])

- Давайте послушаем еще раз звук [ц] и попробуем охарактеризовать. (Согласный, глухой, твердый, непарный)

- Внимательно прослушайте стихотворение и запомните слова, в которых вы услышите звук [ц].

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц:

«Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок».

- О чем стихотворение, которое вы только что прослушали? (О цапле и цыпленке)

- Что делала цапля? (обучала цыпленка букве ц)

- Какие слова из этого стихотворения вы запомнили? (Цапля, крыльцо, цыпленок, Цып, цветок и т.д.)

- Посмотрите на карточки, расположенные на доске. Разделите эти слова на слоги. (Ца-пля, кры-льцо, цы-пле-нок, цып, цве-ток)

- Назовите звуки слова «цапля» по порядку. Дайте характеристику звука [ц].  (Согласный, глухой, твердый, непарный)

Звук [ц] на письме обозначается буквой Ц ц. на что она похожа посмотрите внимательно на карточку с буквой Ц.

Буква Ц – внизу крючок.

Точно с краником бачок.

Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

- Напишите печатные буквы Цц у себя в тетради.

- Посмотрите на таблицу со слогами прочитайте слоги.

(Учащиеся сначала читают про себя, а потом хором вслух)

ца

ац

рецепт

цо

оц

пациент

ци

иц

певцы

цы

ыц

цыган

це

ец

цель

цу

уц

цена

А сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку.

У Пэгги жил веселый гусь,

(выполняют ходьбу на месте)

Он знал все песни наизусть.

(выполняют наклоны влево и вправо, держа руки на поясе)

Ах, до чего веселый гусь!

(имитируют движения крыльев, руки согнуты в локтях)

Спляшем, Пэгги, спляшем!

(сначала левой ногой выставляют носок, пятку, два раза топают ногами; потом повторяют движение правой ногой)

У Пэгги жил смешной щенок,

(делают несколько приседаний)

Он танцевать под дудку мог.

(кружатся вокруг себя)

Ах, до чего смешной щенок!

(выполняют круговые движения тазом)

Спляшем, Пэгги, спляшем!

(сначала левой ногой выставляют носок, пятку, два раза топают ногами; потом повторяют движение правой ногой)

Сейчас я раздам несколько карточек. Получившие карточки вслух читают пословицы и поговорки, а мы их внимательно слушаем.

Карточка 1

Трус, это заяц – своей тени боится.

- О чем эта поговорка? (о трусости)

- С кем сравнивается трус? (с зайцем)

- Чего боится заяц? (даже тени)

- В чем смысл поговорки? (в том, что если человек  - трус, то он боится даже нестрашных вещей)

- В каком слове мы здесь слышим звук [ц]? (Заяц)

- В какой части слова располагается этот звук? (в конце)

- Охарактеризуйте его. (согласный, глухой, твердый, непарный)

Карточка 2

Молодец против овец,

А на молодца – сам овца.

- Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? (в том, что некоторые люди могут ответить только слабому, когда же им встречается сильный, они трусят)

- В каких словах мы слышим здесь звук [ц]? (молодец, овца)

- В какой части слова «молодец» находится звук [ц]? (в конце слова)

- Охарактеризуйте этот звук. (согласный, глухой, твердый, непарный)

Карточка 3

Из пословицы, что из песни, -

Слова не выкинешь.

- Как вы думаете, почему из песни нельзя убрать какое-нибудь слово? (она не будет складно звучать, измениться ее смысл)

- Почему пословица здесь сравнивается с песней? (потому что в ней, как и в песне, важно каждое слово)

- Что будет, если взять и выбросить из пословицы какое-нибудь слово? Вот, например, без …не выловишь и рыбки из пруда. Сможем мы тогда понять смысл этой пословицы? (нет)

- Какое слово пропущено? (труда)

- Назовите слово из 3-й карточки, в котором звучит звук [ц]. (пословица)

- Разбейте это слово на слоги. (по-сло-ви-ца)

- Охарактеризуйте звук [ц]. (согласный, глухой, твердый, непарный)

- Прочитаем по учебнику отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

(Чтение).

- О чем это стихотворение? (о том, что очень полезно умываться)

- Найдите ответы в тексте. Мыло какое? (душистое)

- Полотенце какое? (пушистое)

- Порошок какой? (зубной)

- Мы с вами сейчас указали признаки предметов. Какие еще признаки предметов вы можете найти в тексте? (густой, нечистый)

- Где советует Корней Чуковский детям купаться? (в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, в ванне, в бане)

- А что автор предлагает детям делать? Какие действия совершать? (мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться)

Ш. Подведение итогов

- Какую новую букву мы с вами изучили на сегодняшнем уроке? (Ц ц)

- Какой звук обозначает эта буква на письме? ([ц])

- Придумайте слова, в которых бы звук [ц] звучал в начале слова? (цапля, цирк, цыган и др.)

- Придумайте слова, в которых бы звук [ц] звучал в конце слова? (заяц, огурец, палец и др.)

Домашнее задание

По учебнику еще раз прочитать отрывок из «Мойдодыра» К. Чуковского, выписать все слова со звуком [ц].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Согласный глухой звук [ч\'], буквы Ч, ч.

Урок обучения грамоте  по теме " Согласный глухой звук [ч\'], буквы Ч, ч. (УМК "Перспективная начальная школа")...

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Согласные звонкие звуки [в ],[ в\'], буквы Вв"

Конспект урока  с презентацией можно использовать на уроках обучения грамоте в любом УМК, а также в классах, где обучаются дети-билингвы...

Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши».

Конспект данного урока был представлен на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...