Конспект урока по теме:"Составление рассказа - описания по картинно - цифровому плану".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Тропина Лариса Леонидовна

Материалы конспекта могут быть использованы учителем как  на уроках письма, так и на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tropina.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

               Учитель начальных классов,

 учитель – логопед Л.Л.Тропина,

высшая квалификационная категория,

муниципальное бюджетное  образовательное учреждение 

средняя  общеобразовательная  школа  №14,

 специальные  коррекционные классы  (VIII вида)

                                                             

Конспект урока по теме: "Составление рассказа-описания по картинно – цифровому плану "

4 класс специального коррекционного обучения (VIII вида).

 

Технологии:

1. Образовательные:

  • технология групповой деятельности;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология.

2. Педагогические:

  • технология личностно – ориентированного обучения;
  • технология  группового  обучения;
  • технология индивидуального обучения.

 3. Информационные технологии

Цели:

1. Формировать навыки исследовательской  деятельности через составление рассказа – описания:

  • учить рассматривать признаки предмета через различные сенсорные каналы, доказывая, что описательный рассказ получается только тогда, когда описаны все признаки предмета;
  • формировать умение совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в содержании текста (на основе осознания особенностей текста-описания);
  • расширять словарный запас путём образования словоформ, подбора синонимичных рядов, слов-омонимов;
  • учить работать по картинно–цифровому плану.

2. Развивать  фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся ( умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы); навыки связного высказывания;

3. Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение заданий и упражнений;

4. Воспитывать мотивацию к учению; деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность.

Оборудование:

– наборное полотно;

– картинки с изображением лисы и лисят (животные) и лисят (грибов);

– подборка книг-сказок, в которых лиса – действующее лицо;

– картинно-цифровой плана рассказа–описания (контурное изображение лисы на альбомном листе) для каждого ученика.

ИКТ – оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиаустановка;
  • ноутбук

ЦОР: авторская электронная презентация «Составление рассказа – описания».

Подготовительная работа: рисунки по теме «Лиса и лисята».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент: приветствие.

II. Введение.

1. Отгадайте: о каком животном мы будем говорить на занятии?

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – …( лиса).

2. Какая из схем подходит к слову лиса и почему?

3. Буквенно – звуковой анализ слова лиса.

4. Какая гласная безударная? Каким словом проверим? (Лисонька).

5. Развитие мелкой моторики.

Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол.

III. Повторение.

1. Словоизменение. Работа по образованию форм единственного, множественного числа имён существительных.

Задание: распределить слова в два столбика:

(она)  

лиса, лисица  

(они) лисы, лисицы

Ласково:  

лисонька
лисичка  

лисоньки
лисички

Детёныши:

  

(он , один)
(она, одна)  

лисёнок
лисичка  

(они) лисята
лисички

Работа с наборным полотном. Выставление карточек по ходу занятия.

2. Работа по подбору слов – омонимов.

Что ещё мы можем назвать лисятами?

Чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисятами – грибами.

– Кто вы?
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
– Как, с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой.

За схожесть по какому признаку так назвали грибы?

Итак, лиса, лисонька, лисёнок – это слова в форме какого числа? (Это слова в форме единственного числа).

А во втором столбике слова в форме какого числа? (Слова в форме множественного числа.)

Это всё формы одного слова – лиса . Как  мы можем их назвать ещё? (Родственными, имеющими общий корень лис).

3. Беспредложное управление (иллюстрирование через слайды электронной презентации)

Можно изменить слово лиса и другим способом, с помощью вопросов . Логопед задаёт вопрос, дети отвечают( по цепочке).

Кто?  

Лиса.

Нет кого?  

Лисы.

Дать кому?  

Лисе.

Вижу кого?  

Лису.

Доволен кем?  

Лисой.

Думаю о ком?  

О лисе.

4. Работа по развитию памяти. Подбор слов – синонимов.

Как в русских народных сказках называют лису? (Используется выставка книг–сказок, в которых лиса – действующий персонаж.)

IV. Подготовка восприятия нового материала ( у детей на партах - загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы; на экране - слайды электронной презентации по ходу урока)

1. Выделение слов–признаков.

Народ много сложил загадок о лисе.

Прочитайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (Загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы).

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.

Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядок наводить.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – (лиса).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

2. Признаки текста–описания.

Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета?

(Рассказ–описание).

Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).

V. Новый материал. На партах у детей – альбомные листы с загадками и контурным изображением лисы – для дальнейшей работы над составлением картинно - цифрового плана и рассказа описания.

1. Объявление темы урока.

Учитель - логопед: сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы . В этом нам поможет картинно–цифровой план.

2. Работа над составлением картинно–цифрового плана: дети отвечают на вопросы учителя - логопеда и одновременно на контурном изображении лисы расставляют цифры на тех участках тела, которые соответствуют задаваемым вопросам.)

Вопросы учителя  -  логопеда

Ответы детей

1. Какой величины лиса?

Лиса – небольшой зверь.

2. Какой шерстью покрыто тело лисы?    
а) на ощупь ( качество)
б) цвет.

Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью.

3. Какой у лисы хвост?
а) размер;
б) качество.

У лисы большой пушистый хвост.

4. Какие у лисы лапы?
а) размер;
б) цвет.

Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета.

5. Какая мордочка?

Мордочка вытянутая, заострённая
с длинными чёрными ушками
хитрыми глазками.

6. Какие ушки?

7. Какие глазки?

8. Какой вывод сделаем:
    какое животное лиса?

Лиса – красивое животное.

3. Психогимнастика.

Речь с движением: изобразите хитрую лисичку.

Работа над фразеологическим оборотом. Про какого человека говорят: хитрая лиса.

У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.

4. Редактирование текста (текст записан на доске).

Учитель – логопед: прочитайте мой рассказ.

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью.
У лисы короткие лапы и острая мордочка с длинными чёрными усиками и хитрыми глазками. Лиса любит мясо.

Учитель – логопед: можно ли этот рассказ назвать рассказом–описанием? Почему?

Ответы детей: этот рассказ нельзя назвать рассказом–описанием, потому что:

1. Есть лишнее предложение;

2. Названы не все признаки;

Учитель – логопед: ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).

Учитель – логопед: какие предложения добавим?

У лисы большой пушистый хвост тоже рыжего цвета.

Лиса – красивое животное.

Учитель – логопед: какая речевая ошибка в моём рассказе? (Повтор – лиса).

Учитель – логопед: каким словом–синонимом заменим?(лиса – зверёк, она, лисонька, рыжая плуьлвка…)

5. Работа по выделению частей текста.

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У неё  большой пушистый хвост тоже рыжего цвета. У зверька  короткие лапы и острая мордочка с длинными чёрными усиками и хитрыми глазками. Лиса – красивое животное.

Задание: выделить в тексте 3 части: 1. Вступление;2.Основная часть;

3.Вывод.

6.Орфографическая работа.

Задание: объяснить орфограммы:

           Л…са – неб…л…шой звер….

          Тело л…сы покрыто густой рыжей шерст…ю. У неё  б…льшой пуш…стый хвост тоже рыжего цвета. У звер…ка  к…роткие лапы и острая мордочка с дли…ыми чёрными усиками и хитрыми гла…ками.
         Лиса – красивое ж…вотное.

VI. Самостоятельная работа.

Задание: самостоятельно составить  и записать рассказ–описание лисы, опираясь на составленный картинно–цифровой план.

VII. Домашнее задание: дома повторить рассказ и раскрасить лисичку.

VIII. Итог урока. Рефлексия. Итак, чему мы учились сегодня на занятии?

Все ребята устно работали замечательно и в награду вы получаете медальки с изображением лисички на одной стороне и оценки 5 (за урок) – с другой стороны. Молодцы! За письменную работу оценки будут дополнительно, после проверки работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

Разработка материала по  картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...

Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...

составление рассказа – описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» 2 класс 1 отделение

Сставление рассказа-описания по картине Шишкина "Утро в соснвом лесу"....

Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)

Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...

Конспект урока по теме "Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  развитие речи в ходе составления рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Планируемые результатыПредметные: Знать: план составлени...

Конспект урока по теме "Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты: Предметные:- знать: отлича...

Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...