Пословицы и поговорки на уроках русского языка и чтения.
учебно-методический материал (русский язык, 1 класс) по теме

Суркина Любовь Николаевна

Возможности использования русских пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования русских пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения.

 В пословицах заключена мудрость, накопленная народом в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Они представляют собой своеобразный свод правил, регламентирующий все стороны жизни человека в обществе. Словарь пословиц можно рассматривать как учебник жизни, поэтому, когда идет процесс становления и развития личности ребенка надо как можно шире использовать пословицы в обучении.

Обобщенные типы учебных задач при работе с пословицами и поговорками:

  1. Прочитай пословицу, подумай, что она означает.
  2. Объясни значение пословицы.
  3. В каких случаях её уместно применять? Когда и кому можно так сказать?
  4. Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
  5. Устно составь предложения, употребив эту пословицу.

На уроках чтения следует осуществлять работу по формированию умений понимать пословицы во всей их глубине. В связи с этим можно использовать следующие виды работ и упражнения:

  1. Подбор пословиц, отражающих основную мысль какого-либо произведения.
  2. Пересказ произведения или фрагмента, который раскрыл бы основную мысль какой-либо пословицы.
  3. Придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы.
  4. Сочинение по пословице. ( В каких случаях так говорят? Приведите пример употребления пословицы из жизни. Согласны ли вы с пословицей или нет?)
  5. Объединение одноструктурных пословиц в группы на основании синонимических отношений между ними ( Не в свои сани не садись. На чужой каравай рот не разевай. Лучше синица в руках, чем журавль в небесах. Лучше плотва в кадке, чем щука в озере.)
  6. Объединение одноструктурных пословиц с разными смыслами и объяснение смысловых различий  (Близкие соседи лучше, чем дальняя родня. Худой мир лучше доброй ссоры).
  7. Сочинение сказки, финал которой можно сформулировать словами пословицы.
  8. Придумывание своих названий, основанных на интертекстах-пословицах, к прочитанным произведениям ( например, для «Сказки о потерянном времени»  Е.Шварца дети придумали такие названия: «Делу – время, потехе – час», «Что случается, когда потехе отводится не час, а все время»).

Пословицы могут успешно использоваться в качестве материала для работы по культуре речи, в ходе процесса развития речи. Кроме того, пословицы, являются одним из интересных и эффективных с точки зрения использования видов языкового занимательного материала, который способен повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность, воспитывать уважение к родному языку, культуре и истории России. И все это притом, что занимательность пословиц носит дидактический, а не формально-развлекательный характер. Пословицы развивают логическое мышление, память, способствуют знакомству младших школьников с устным народным творчеством, что, несомненно, развивает детей духовно, воспитывает любовь к Родине, помогает процессу познания. Пословицы и поговорки активизируют мыслительные процессы, направленные на понимание речи, её многоплавности и многозначности, то есть языковая занимательность, по сути, является составляющей содержательной занимательности. Т.О., можно говорить об универсальности характера занимательности пословиц как материала, который должен быть в полной мере востребован на уроках русского языка в начальных классах.

Безударные гласные в корне слова.

Если г..ворить, то до всего дог..воришься.

Липнет, как см..ла к ст..не.

Как оса, лезет в гл..за.

Где счастье пл..дится. там и зав..сть р..дится.

Всякая с..сна в св..ем б..ру шумит.

На р..дной ст..ронке и камешек знаком.

Умен на сл..вах, да глуп на д..лах.

Без надобности не л..чись, зд..ровее будешь.

Дер..во держится св..ими к..рнями, а человек пищей.

За общим ст..лом еда вкуснее.

Небо ж..лтеет – к дождю, а человек – к б..лезни.

Н..га споткнется, а г..л..ве достается.

От радости старые м..л..деют, от печали м..л..дые худеют.

Царапина была – не л..чил, язвой стала – выл..чить хочет.

Зол..то позн..ётся в ..гне, человек в труде.

Не та с..бака кусает, что лает, а та, что м..лчит да хв..стом виляет.

От б..бра б..бренок, от свиньи – поросенок.

Держи гол..ву в холл..де, живот в гол..де, а ноги в т..пле.

Язык б..лтает, а г..л..ва не знает.

Учился ч..тать да п..сать, а выучился петь да пл..сать.

Парные звонкие и глухие согласные.

Доброе слово человеку как дож..ь в засуху.

Береги нос в большой моро.. .

В дороге хле.. не помеха.

Был бы обе.., а ложка сыщется.

Ешь пироги, а хле.. береги.

Гне.. – плохой советчик.

Договор дороже дене.. .

Боярин шуту ра.., да с ним не выходит в ря.. .

Рус..кий наро.. в словах гор.., в делах твёр.. .

Лицом хоро.., да душою не приго.. .

В чужой ло.ке всегда больше ры..ки.

Моло.. – с игрушками, стар – с поду..ками.

Молодос..ь – пта..кой, старос.ь – черепа..кой.

Не всякая нахо..ка – кла.. .

Ле..ка ноша на чужом плече.

С него взя..ки гла..ки.

Речи у него сла..ки, да кусает за пя..ки.

Было в ме..ке, стало в гор..ке.

Чтобы ры..ку съесть, надо в воду лезть.

Садит в печь пиро..ки, а вынимает пёры..ки да гор..ки.

Из одной клее..ки, да не ровны де..ки.

Сладок мё.., да не две ло..ки в ро.. .

Хороша ка..ка, да мала ча..ка.

Хорошего понемно..ку, сла..кого не досыта.

Ко..ке – игру.ки, мы..ке – слё..ки.

Кривая яблоня, да яблоки сла..ки.

Пта..кой щебечет.

Одному вер..ки, другому коре..ки.

По ива..ке и руба..ка.

Быль за ска..кой не угонится.

Сядем ря..ком да поговорим ла.ком.

Скоро ска..ка сказывается, да не скоро дело делается.

За куку..ку бъют в маку..ку.

На чужой сторону..ке рад своей ворону..ке.

Один с со..кой, а семеро с ло..кой.

Голосиста пта..ка. да грязна руба..ка.

Близорук: через хле.. да за пиро.. .

Не в бро..ь, а в гла.. .

Глаза как пло..ки, а не видят ни кро..ки.

Люблю дру..ка: укуся пиро..ка, да в запазу..ку.

Отойди, ё.., на тебе тулу.. не хорош.

Правописание приставок и предлогов

Поклоном поясницы не переломишь.

Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном, язык с приговором.

Нельзя перескочить, так можно подлесть. (о хитрости)

На печище котище, по полу гусыня, по лавочкам лебёдки, по окошечкам голубки, за столом ясный сокол.

В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

С деньгами мил, без денег постыл.

И в хвост, и в гриву.

Назвался грибком – полезай в кузовок.

Как с неба свалился.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Словарные слова

Кто в субботу смеётся, в воскресенье плакать будет.

Каково начало, таков и конец.

Где молоко, тут и волокно.

Чистую посуду легко и полоскать.

Сапоги смазаны и дыры замазаны.

Пусти козла в огород.

На одной неделе семь пятниц.

Видом сокол, а голосом ворона.

Непроизносимые согласные в корне слова

Осторожность – мать безопасности.

Худо лето. Когда солнца нету.

Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно.

Рукам работа – душе праздник.

Заглянуло солнце в наше оконце.

Язык один и в будни, и в праздник.

Около болотца, да в задние воротца.

Не льсти: к празднику не возьмут.

В ком нужда, того знаем, как чествовать.

Родила молодца, такого. Как отца.

Ты только свистни, а я и сам смыслю.

У молодца – не без долотца: есть и шильце, и мыльце, и брыльце.

Правописание ЧК,ЧН

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Клюёт птичка, да и сыто живет.

Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.

Не обещай бычка, а отдай чашку молочка.

Жёрдочка тонка, да козочка прытка.

Не в дудочку, а в сопёлочку.

Всякому встречному и поперечному.

Курочка бычка родила, поросенок яичко снес.

Невеличка синичка, да та же птичка.

От копеечной свечки Москва загорелась.

Чёрны ручки, да бела копеечка.

Не петь бы рано пташечке, не съела бы кошечка.

НЕ с глаголами

Скажешь – не воротишь; напишешь – не сотрешь; отрубишь – не приставишь.

Что напишешь пером, то не вырубишь топором.

Не окрикнув, лошади, в стойло не лезь.

Не зная броду – не суйся в воду.

Не думай, как зайти, а думай, как выйти.

Не шути с огнем – обгоришь.

Не зырься на чужое, своё береги.

Со всего свету не собрать цвету.

Тяжело нагребёшь – домой не донесешь.

Вперед не суйся, позади не оставайся.

Не продавай шкуры, не убив медведя.

За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

Не побивши, не выучишь.

Наука не пиво, в рот не вольёшь.

Не выучит школа, выучит охота.

Не учи хромого ковылять.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Правописание глагольных окончаний во втором лице

Подальше положишь – поближе возьмешь.

Что припасёшь, то и возьмёшь.

Умом не раскинешь, пальцами не растычешь.

У нашего словца не дождёшься конца.

Копнёшь, так и найдёшь: тот и сыщет, кто ищет.

На улицу пойдёшь, больше найдёшь.

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Чужим добром не разживёшься.

Не солнце, всех не обогреешь.

Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах

Жмется, мнется, переминается, что-то он пожимается.

Не всякая песня до конца допевается.

На век протянется, на всякого достанется

Не трудиться, так и хлеб не родится.

Станешь ленится, будешь с сумой водиться.

Полно браниться, не пора ли подраться.

Кто всему дивится, на того и люди дивятся.

Подарки принимать, так и отдариваться.

Найди орфограммы

И лиса около своей норы смирно живет.

Свой своему и ногой пнет, поможет.

Не до дружка, до своего брюшка.

Чужим добром – подноси ведром.

На чужой лошадке не наездишься.

У каждой стряпки свои порядки

Один в поле горюет, а двое и в поле воюют.

Не учил сына пока поперек лавки лежал, а как во всю вытянулся – не научишь.

На одном часу и снег, и дождь.

На одной неделе семь пятниц.

Как тонет – топор обещает, а как вытащишь и топорища жаль.

Черного кота не отмоешь до бела.

Гладкий и мягкий, да на вкус гадкий.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостом заметает.

При знакомстве с буквой Ь

Мороз не велик, да стоять не велит.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Утром не встал – потерял день, в детстве не научился – потерял жизнь.

Не учись разрушать, а учись строить.

Мало хотеть, надо уметь.

При изучении БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ:

Конец – делу венец.

Кончил дело, гуляй смело.

(В первом случае имеется слово с безударной гласной, а во втором – этот гласный находится под ударением)

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Не красна книга письмом, красна умом.

Где машины в ходу, там легче в страду.

Март с водой – апрель с травой.

На чужой земле и весна не красна.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Правописание парных звонких и глухих согласных

Береги нос в большой мороз.

(Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае С, в другом – З. под пословицей записываются слова:

Нос – носа

Мороз – мороза)

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шуба греет, а хлеб.

Много снега – много хлеба.

Зеленый наряд радует взгляд.

Где труд, там и радость.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Непроверяемые безударные гласные

Мороз да метели под февраль налетели.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Плотника не шуба греет, а топор.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

При изучении темы «Разделительный Ь»

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Терпенье и труд все перетрут.

Ученье – путь к уменью.

Ученье требует терпенья.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

 

По алфавитному принципу

А где щи – тут и нас ищи.

Азбука наука, а ребятам буква.

Артель атаманом крепка.

Братская любовь лучше каменных стен.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Болезнь человека не красит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Век живи, век учись.

Видит око, да зуб неймет.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Голова всему начало.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Для друга семь верст не околица.

Делу – время,  потехе - час.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Его муха крылом перешибет.

Есть, да не про вашу честь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Жарко желают, да руки поджимают.

Жизнь дана на добрые дела.

Жить в добре да в красен – хорошо и во сне.

Знай больше, а говори меньше.

Здоровья не купишь.

За правое дело стой смело.

Изба детьми весела.

Изба елова, да сердце здорово.

И за молчанье гостинцы дают.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Красна речь с поговоркой.

Каков разум, таковы и речи.

Люди рады лету, пчела – цвету.

Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

Личиком беленок, да душой черенок.

Материнский гнев, что весенний снег.

Мал золотник, да дорог.

Меньше говори, да больше делай.

Не пером пишут – умом.

На чужой сторонке и весна не красна.

На что и клад, если в семье лад.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Один в поле не воин.

От малой искры сор-бор загорается.

Повторенье – мать ученья.

По платью встречают, по уму провожают.

Риск – благородное дело.

Ремесло пить-есть не просит,  а само кормит.

Ржа на железе, а неправда в человеке не утаится.

Старый друг лучше новых двух.

Своя земля и в горести мила.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье да труд все перетрут.

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

Ум хорошо, а два лучше.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Увечье – не бесчестье.

Финтит, вертит, не туда глядит.

Фома на гудке играть, а Ерёма глазами играть.

Фабричную взять – дома не собрать.

Худое слово доведёт до дела.

Хоть есть нечего, да жить весело.

Хоть мощна пуста, да душа чиста.

Целых два чина: дурак да дурачина.

Цыганская правда хуже православной кривды.

Царь без слуг как без рук.

Человек неученый – как топор неточеный.

Что наживем, то и проживем.

Чему быть, того не миновать.

Шайка перессорилась, а атамана выдали.

Шуба овечья, да душа человечья.

Шило в мешке не утаишь.

Щипли гуся так, чтобы не кричал.

Щи хлебай, да поменьше бай.

Это сказка на салазках.

Это не бьют, а ума дают.

Этого не уметь, так и на свете не жить.

Язык болтает, а голова не знает.

Языком как хочешь, а рукам воли не давай.

Ябедников и на том свете вешают.

О Родине

Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.

Всякому мила своя сторона.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

С родной земли – умри, не сходи.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без родины, как человек без песни.

О дружбе

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

О семье

Согласную семью и горе не берет.

Вся семья вместе, так душа на месте.

При солнышке тепло, при матери - добро.

Материнская ласка конца не знает.

На свете все сыщешь, кроме отца с матерью.

О добре

Мир не без добрых людей.

Доброе век не забудется.

На чужое горе не радуйся.

Как аукнется. Так и откликнется.

О смелости и трусости

У страха глаза велики.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Трус собственной тени боится.

Бежит, словно под ним земля горит.

О правде и лжи

Правда дороже золота.

Правда – что шило в мешке не утаишь.

Честный правды не боится.

Раз солгал, навеки лгуном стал.

На воре шапка горит.

Об учении

Ученье – свет, не ученье – тьма.

Без муки нет и науки.

По верхам хватать, свой ум потерять.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

2 класс

1.Составьте из слов пословицу, объясните ее смысл и определите тему

Учиться пригодится смолоду навек.

2. Из пословиц выберите ту, которая относится к теме «Родина».

Где терпенье, там и умение.

Всякому мила своя сторона.

3. Прочитайте пословицы, объясните их смысл и определите тему.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Один за всех, и все за одного.

4. Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословиц

Кто любит пруд – того люди чтут.

С детства не намучаешься, всю жизнь научишься.

У работящего в руках тело спорится.

5. Вспомните начало пословиц, определите их тему.

 ……………………, а товарища выручай.

…………………….., там и уменье.

……………………., умей за нее постоять.

  1. Подумайте, какие из последующих пословиц подходят к высказыванию: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

Жить – родине служить.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Всякому мила своя сторона.

7.Выберите из пословиц ту, которая подходит больше других к стихотворению.

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

  1. Соедините начало и продолжение пословиц, объясните смысл.

Без труда не вытащишь               дело огнем горит.

В умелых руках                            так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки                      и рыбку из пруда.

  1. Вспомните и назовите три пословицы к теме «Учение».

3 класс

1. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк», и объясните ее смысл

Любишь брать, люби и отдавать.

Как поживешь, так и прослывешь.

Чужим умом жить – добра не нажить.

2. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Век живи – век учись», и объясните ее смысл

Хорошие дети – отцу и матери утешенье.

Рука победит одного, знания поборют тысячи.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

3. Выбери пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясните ее смысл

Кто сам плут, тот другим не верит.

Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.

Иное зло и терпеньем одолеть можно.

4. Выберите пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясните ее смысл

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Ешь, пей, да дело разумей.

Лучше поздно, чем никогда.

5. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело навек», и объясните ее смысл

Доброе дело само себя хвалит.

Бежит, словно под ним земля горит.

В лихости нет ни проку, ни зависти.

6. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Жадность – покою лютый враг», и объясните ее смысл.

Гнева не пугайся, а ласку не пугай.

Берут завидки на чужие пожить.

7. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Не все то золото, что блестит», и объясните ее смысл.

Одна ласточка весны не делает.

Личиком беленок, да душой черненок.

  1. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясните ее смысл.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Полюби нас черненькими, а беленькими нас всяк полюбит.

И мудрому человеку совет требуется.

10.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Всему свое время», и объясните ее смысл.

Береги платье  снову, а честь  смолоду.

Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Повторенье – мать ученья.

  1. Выберите пословицу, относящуюся к теме «На что клад, коли в семье лад», и объясните ее смысл

Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.

После дела гуляй смело.

Согласную семью и горе не берет.

12.Выберите пословицу, относящуюся к теме «Все за одного – один за всех», и объясните ее смысл

По прутику всю метлу переломать можно.

Кулаком победишь одного, а умом тысячу.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

13. выберите пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясните ее смысл

Нет такого дружка, как родная матушка.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Доброе дело – правду говорить смело.

14. Выберите пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнешь», и объясните ее смысл

Старый ворон не каркает даром.

Пчела мала да и та работает.

На добрый привет и добрый совет.

4 класс

1. Составьте мини-рассказ по пословице.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Дракою прав не будешь.

Хорошо в гостях. А дома лучше.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Мир не без добрых людей.

Враньё не введёт в добро.

Наскоро делать – переделывать.

2. Данные пословицы разделите на две группы: назидательные и ироничные.

Век живи, век учись.

Не грози щуке морем.

От доброго слова язык не отсохнет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто за правду горой, тот истинный герой.

Легко чужими руками жар загребать.

Дай с ноготок. Запросит с локоток.

Не место красит человека, а человек место.

3. Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык.

А воз и ныне там.

А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Вперед чужой беде не смейся, голубок.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословицы и поговорки, которые можно использовать при изучении различных орфограмм...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского пр...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословицы и поговорки на все темы, изучаемые в начальной школе на уроках русского языка....

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....