урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

план проведения урока русского языка в 3 классе по теме "части слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass._russkiy_yazyk._chasti_slova._suffiks.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Части слова. Суффикс

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Урок повторения изученного

Используемые педагогические технологии

Технология критического мышления, групповое обучение, ИКТ

Цели урока

Для учителя 

  • Формировать умение анализировать текстовый материал; продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей
  • Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов
  • Формировать толерантное отношение к одноклассникам

Для ученика

  • Путем наблюдения развить чувство языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительность, увеличительность,  ласкательность), вносимых суффиксами в общее значение слова;
  • Схематически (в виде рисунка) изображать информацию
  • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, троить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Образовательные результаты

Предметные     

  • Уметь находить суффиксы в слове;
  • Определять значение и роль суффикса в слове. 

Метапредметные

Познавательные:

  • Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения
  • Делать выводы на основе обобщения знаний
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные:

  • Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • Планировать и согласовывать общий способ работы в группе;
  • Определять последовательность действий для решения предметной задачи

Регулятивные:

  • Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия
  • Осуществлять простейшее планирование своей работы

Личностные

  • Развивать познавательную активность и самостоятельность при планировании своих действий.
  •  Выявлять и осознавать того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
  • Формировать толерантное отношение к одноклассникам

Образовательная среда урока

  • Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (у каждого ученика)
  • Тексты с грамматической сказкой В. Волина «Веселая грамматика» (у каждого ученика)
  • Учебник «Русского языка» 3 класс, 1 часть

Форма работы на уроке

Индивидуальная и в группах постоянного состава (примерно 7 групп по 4 ученика)

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций  в рамках ФГОС:

  • Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
  •  Тексты с грамматической сказкой В. Волиной «Веселая грамматика»
  • Схематический рисунок по сказке В. Волиной «Веселая грамматика»

ХОД УРОКА:

Этап

Деятельность учителя

Действия учеников

Организационная часть урока

Организует проверку готовности к уроку:

  • Проверка раздаточного материала.
  • Запись в тетради числа, дня недели, вида работы.

Записывают в рабочих тетрадях.

Чистописание и словарная работа

Учитель показывает написание букв Оо, слогов слияния Ог, го, ор, од;

Предлагает записать словарное слово огород, подобрать и записать однокоренные слова 

Записывают в рабочих тетрадях буквы  Оо, слоги слияния Ог, го, ор, од;

словарное слово огород, подбирают и записать однокоренные слова: огородник, огородишко, огородник, городище, огородничество.

Формирование темы и цели урока.

Задает вопросы для постановки цели урока: Что общего в этих словах?

Сформулируйте вопрос урока.

Воспользуемся портфелем  «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Отвечают на вопросы учителя:

Есть суффикс

Всели мы знаем о такой части слова как суффикс?

Физ. мин

Представьте что вы руководитель научного отдела. Вы утром проснулись, позавтракали, оделись, взяли с собой портфель с документами, и пошли на работу. Пришли и перед вами стоит задача: ответить на вопрос. Что вы будете делать?

Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.

Предлагает составить план действий. 

  1. Задать вопрос
  2. Определить, что знаем, что хотим узнать
  3. Воспользоваться источником информации
  4. Сделать вывод (ответить на вопрос)
  5. Применить знания

Выявления места и причины затруднения

Предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы.  

  • Индивидуально заполняют таблицу (см. приложение 1);

Что я знаю о суффиксе

Что я хочу узнать

Что я узнал

  • Коллективно обсуждают результаты заполнения
  • Выясняют, что имеются знания по данной теме и есть вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ.

 Наблюдают и выполняют упражнение письменно.

 Для того чтобы ответить на ваши вопросы нам надо воспользоваться источниками информации. Какие источники информации вы знаете? 

Учебник: Стр. 154 упр. 193

Что у них общего?

А чем они отличаются?

Через какое слово можно объяснить все остальные?

Спишите.

Выделите в этих словах окончание и основу.

Выделите корень. Какое явление вы наблюдаете в корне?

Какую часть слова осталось обозначить?

Для чего она служит?

Отвечают на вопросы учителя  и дописывают в таблицу:

учебник, справочник, энциклопедии.

Категории информации (план урока)

Источники информации

Корень

Добавляется окончание и суффикс

Река

Чередование корней

Суффикс

(суффикс служит для образования новых слов)

Что нового узнали? (или вы это знали)

Какими еще источниками информации можно воспользоваться? (справочники и словари…)

Дополнительный материал  Беседа о суффиксах, их значении

из сборника «Веселая грамматика» Волиной В.

ЗАДАНИЕ: прочитать, в группе в виде рисунка изобразить информацию = Что нового узнали? 

  • Зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения
  • Ученики самостоятельно читают грамматическую сказку. В группе в виде рисунка изображают информацию. Демонстрируют  ресунки.
  • анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания по таблице.

Физ мин. для глаз

Предлагает выполнить ряд упражнений для глаз

Повторяет за учителем: глаза закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д.

Сделать вывод (ответить на вопрос)  Все ли мы знаем о такой части слова как суффикс?

Достаточно.

Применить знания

Звучит потешка «Уж как я мою коровушку люблю…»

        

стр. 156 упр. 197  

Какие слова звучат нежно, нежно, ласково?

Сравните слова: корова и коровушка, Буренка и Бурёнушка? Чем они отличаются?  

Разберем по составу слова: корова, коровушка, крапива, крапивушка, воля, волюшка.

Слушают потешку

уменьшительно ласкательным суффиксом

Разбирают слова по составу

Рефлексия

Посмотрели в графу, «что мы хотели узнать». Смог ли вы найти ответ на поставленный вопрос?

Да

Не совсем

Нет

Домашнее задание

Предлагает выполнить упражнение 195 на стр. 155

Прочитайте задание, есть ли вопросы, что будете делать

  • Выслушивают  и записывают домашнее задание
  • Задают уточняющие вопросы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В. Волина «Веселая грамматика»

Беседа о суффиксах, их значении.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

Русский язык удивительно богат словообразующими суффиксами: дом- домик-домишко-домина; брат- браток- братец- братишка- братик; рука- ручка- ручонка- рученька- ручечка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других отрицательная деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы: -ист, -тель, -ик, -ник, -изм, -арь – всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы: -ость, -изн, -от – указывают о принадлежности к женскому роду.

Суффиксы: -лив, -ическ бывают только у прилагательных, а   и  – у наречий.

Суффиксы: -арь, -ист, -щик – указывают на профессию; -ищ – суффикс места.

Есть суффиксы «ягодные»: -ик (голубика, черника, клубника), «мясные»: -ин (баранина, свинина, телятина и т.д.).

Итак, вы убедились, что суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо и многое может порассказать.

Приложение 2

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» 

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

Категории информации (план урока)

Источники информации

1.

2.

3.

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...