Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Соловьева Марта Алексеевна

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_k_konspekt.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Цели:

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Оргмомент

II. Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

Повторение

Повторение изученных букв.. 5

1)– Какие буквы согласных звуков изучили? Сколько их?

– Назовите только глухие твёрдые согласные звуки.

– Назовите глухие мягкие согласные звуки.

– Назовите звонкие согласные звуки.

– Какие гласные указывают на твёрдость согласного? На мягкость?

2)Дополните до слова следующие слоги: ти( тишина, тина), на ( начало, та( танк, такси), но( ноги, нора, нос) , ги( гитара,.гиря)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

IΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Работа в «Букваре». 1 1

- Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма. Он полосатый. Живет на чердаке, умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? ( Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)

– Посмотрите в «Букварь» на с. 52. Найдите на ней изображение кота.

– А кто нарисован рядом с котом?

– Как вы думаете, что общего между ними? (Это – звери. Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба.)

1) Выделение звуков [к], [к’]. Составление схемы слов. 5

– Послушайте слово кот.

– Сколько в слове гласных?

– Значит, сколько в слове слогов?

– Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

– Определим, какой это звук. (Согласный.) Почему?

– Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, твёрдый.)

– Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?

– Послушайте и произнесите сами слово кит.

– Сколько в слове гласных?

– Значит, сколько в слове слогов?

– Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

– Какой это звук? (Согласный.) Почему?

– Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, мягкий.) Почему?

– Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?

– Что нового сейчас узнали?

2) Обозначение звука буквой.

– Послушайте и произнесите звуки [к] и ].

– Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает?

Схема-«человечек»: учитель дорисовывает колпачок-звоночек, раскрашивают один ботиночек синим, другой зелёным цветом.

– На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

– Сравните печатную и письменную буквы К. Что напоминает буква К?

– Составьте букву К из счётных палочек (карандашей).

Физминутка

3. Работа в тетради для печатания.

– Давайте найдём букву К в тетради для печатания.

– Найдите и обведите каждую букву К внизу на с. 14 в кружок.

– Сколько получилось зелёных кружков? (6.)

4. – Вернёмся на страницу «Букваря» и посмотрим на схему-«человечка». Сравнение звуков [к], [к’] со звуками [г], [г’].

– Что можно рассказать про «человечка»?

– Какая буква рядом? А какие звуки обозначает эта буква?

– Послушайте и произнесите парами: [к – г], [к’ – г’].

– Что заметили?

– Какой звук звонче? Почему?

– Как бы вы назвали звуки, у которых есть пара? (Если дети испытывают затруднения: «В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой – глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах при произношении».)

– Какие пары согласных вы узнали? ([г] – [к], [г’] – [к’].)

– Почему буквы взялись за руки? (Они дружат. Обозначают парные согласные звуки.)

– Что нового узнали о звуках? 3, 4 (Что они бывают парными по глухости-звонкости.)

5. Работа в прописи. 2 1

1) – Посмотрим в прописи.

Работа по рисунку.

– Рассмотрите рисунки на с. 20. Какие предметы похожи на букву К?

– Что случилось у повара?

– Каша или тесто у повара в кастрюле? Почему?

– В какой части слова слышим новый звук: в начале, в середине или

в конце, который встретился в названии предметов на картинке (кастрюля, каша, банка, ручка, фартук, крупа, консервы)

– Заштрихуйте предметы, в названии которых есть звуки [к], [к’]: в начале слова– вертикальной штриховкой;

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь-

За работу я примусь.

– Придумайте имя, отчество и фамилию повара, начинающиеся со звуков [к], [к’]. (Кукушкин Константин Кириллович.)

– Какая буква понадобится в этом случае? (Заглавная.) Почему?

  1.  
  2. 2). Сравнение печатной и письменной строчной букв К на табло. 4
  3.  Знакомство с написанием буквы:

а) Анализ элементов, составляющих букву К.

  1. – Из каких элементов состоит буква К?
  2. Показ образца:

– Начинаем писать с середины рабочей строки, ведём наклонную линию до нижней линии рабочей строки, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно уводим в сторону и закругляем вправо и вниз. Затем отрываем руку и начинаем писать элемент, похожий на букву Г. Он должен быть, как «стульчик».

б) Письмо в воздухе. Упражнение в написании наклонной линии и элемента буквы К.

в) Обведение по элементам строчной буквы К цветными ручками.

г) Письмо под счёт.

д) Письмо буквы на первой строке.

– Обведите все наклонные линии синим цветом.

– Обведите элемент буквы К зелёным цветом.

– На следующей строке обведите все наклонные линии синим цветом.

Обведите эту букву зелёным цветом (5.)

Физкультминутка.

-Отложите-ка тетрадки,

-Раз-два!

-становитесь на зарядку.

-Раз-два. Сладко – сладко потянулись, и прогнулись и пригнулись..

-Распрямились , разогнулись..

-Ваши мышцы все проснулись?

-Ваши лица улыбнулись?

 -Да!

-Пальчики к письму готовы?

-Да!

-Мы работать будем снова?

-Да!

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 2 3 6 3

– Мы познакомились с печатной буквой, прописали письменную. Как вы думаете, какая работа нас ждёт?

1) Чтение слогов.

– Посмотрите на доску

– Что общего в паре слогов?

– Прочитаем слоги, где буквы А, О, И стоят на втором месте (спросить нескольких учеников).

– Сравните произношение звуков в каждом слоге.

– Прочитаем слоги, которые начинаются с гласных.

– Мы научились читать слоги, давайте попробуем их написать.

2. Работа в прописи. 3 2

1) Письмо соединений букв и слогов.

– Какие буквы написаны на следующей строке? Как соединили их?

– Что поможет держать высоту букв? (Вспомогательная линия.)

– Прочитайте следующие слоги и соединения. Как присоединяется буква К? (Верхним соединением.)

–– Допишите сами до конца строки.

2) – Что произошло с буквами на следующей строке?

– Как соединяются буквы?

– Сколько соединений обвели?

– Допишите сами до конца строки. Сколько написали сами? Что ещё осталось сделать?

3. Работа в «Букваре». 6

– Откройте «Букварь» на с. 52.

Чтение слов. Работа над лексическим значением слова.

1-й столбик:

– Прочитайте слова шёпотом.

– Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное.

– Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное.

– Прочитайте слово, обозначающее промежуток игры. (Кон.)

– Какое слово осталось прочитать?

– Слова кон и кони похожи? Чем? А чем отличаются? (Смыслом.) 

Чтение всего столбика целиком.

2-й столбик:

– Это слово имеет много значений: может иметь географическое значение, для обозначения географических объектов; может быть предметом  игры.

– Площадка для игры в большой теннис.

– Ласковое, нежное, пушистое (второе значение – название морского животного).

– Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (Кортик – оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе у офицеров морского флота.)

– Прочитаем все слова.

– Поменяйте в первом слове буквы местами. (Крот.) Что означает это слово?

– Подготовьтесь к чтению следующего столбика.

3-й столбик:

– Что вы заметили?

– Прочитайте первую пару: значение первого слова, второго, вторая пара… (Пора – определённый отрезок времени... Пора в школу – значит, время идти. Порка – многозначное слово, процесс при шитье, наказание.)

– Какие пары слов можно поменять местами?

– По какому принципу будут составлены пары слов? (Кора – корка; гора –горка.)

– А по какому принципу составили первоначально?

Работа над многозначностью слов: норка, корка (корка хлеба и кора дерева).

1) – Найдите запись после столбиков слов.

– Что это?

– А почему вы решили, что это предложение? Как пишется любое начало предложение?

Первое слово в любом предложении

С буквы заглавной надо писать

Это нам нужно запомнить

И очень важно понять!

– Какую мысль хотели выразить авторы?

– А что означает слово Кира?

– Если бы это слово не было первым, с какой буквы мы бы его написали?

2) – Прочитайте следующую мысль.

– Кто же кок? (Повар на корабле.) А какого кока нарисовали бы вы?

– Можно ли назвать коком повара, которого мы видели в прописи?

– Читаем следующий вопрос: кто кит? Выделите голосом первое слово в предложении: кто.

– Кто крот? (Ответ: животное.)

3) – Какое слово прячется в слове окорок? (Око.)

– Что можете рассказать о слове?

– Подготовьтесь к самостоятельному чтению второго столбика.

– Какое слово у вас вызывает неприязнь, раздражение? (Нытик.)

– Какое слово необходимо в каждом доме? (Нитки.)

– А для чего необходимо корыто? (Вытянутый таз, глубокий, раньше его использовали вместо ванны.)

V. Итог

Давайте вспомним, что можем рассказать о букве К.

– Молодцы! Отметьте своё настроение на доске..

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема.Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.

Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов,  запоминает букву Лл;  читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....

«Гласный звук [а], буква "а". Строчная буква "а", соединения с различными буквами»

Цели урока:1. Предметные:·         познакомить детей со звуком –а– и буквой а;·         называть звуки, из которых состо...

«Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами»

Цель:– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;– формируем умение находить слова с заданным звуком;– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;– форм...

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф....