Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
методическая разработка по русскому языку по теме

Остапенко Наталья Степановна

             Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младших школьников

на уроках русского языка.

         

             Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. На сегодняшний день стоит социальная проблема к личностной  результативности.

          По данным психолога школы уровень интеллектуального развития является недостаточным. Поэтому я и решила взять такую тему.

          Я осуществляю учебный процесс так, что на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формирую ряд интеллектуальных качеств личности. Этого я достигаю путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Изменения содержания осуществляю за счёт:

  1. Введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, повторения и обобщения изученного;
  2. Увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;
  3. Расширения объёма работы с понятиями и терминами;
  4. Включения в содержание уроков различных видов работы воспитательно-познавательного характера.

          Мои способы и приёмы активно включают детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, а так же имеют свою специфику.

          Начну с особенностей минутки чистописания.

          Сначала находят букву, техника  написания которой отрабатывается, потом формируют тему минутки чистописания. Дальнейшая работа сопровождается речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, предложения, умозаключения.

     Подбор исходного материала от урока к уроку меняю и постепенно усложняю, учитывая возможности и способности учащихся.

         Например:

  • выявление закономерности в подборе слов; определение темы минутки чистописания.

1.   Подобрать синонимы:

Доктор-врач            

           Рёв-?  (плач)

           Зов-?  (клич)

           Ураган-?  (смерч)               (Значит будем писать букву «ч»)

  1. А      В             Ж    И           О        Р

                    Б                      З                     ?

  • выявление закономерности группировки слов:

Праз.ник,  л.цо, ст.лица, сер.це,  ур.жай,  с.бака,  н.зина,  звёз.ный,  ч.нил.

(Д О И )

Л.сной, з.ма, б.гут, м.ряк, см.трел, м.л.дой, зв.нки.

(сущ., прил., глаголы; слова в ед. числе и во мн. Числе)

           Такие приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление, их доказательную связную речь. Они способствуют развитию устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У ребят повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой.

        Специфика словарно-орфографической работы.

            Работа направлена на активизацию словесно-логического мышления, усиления речевого действия учащихся, развитие умственных операций на основе интуиции, произвольного внимания.

          Например:

  1. Найти слово, сформулировать тему словарно-орфографической работы на основе установления смысловой связи:

М.г.зин- прод.вец

Б.льница - врач

Т.атр - .ктёр

К.смический к.рабль- ?   (космонавт)

  1. Выявить закономерность образования слов:

СЕЗОН      ВИНТИК-    ЗОНТИК

КИВОК      УКАЗАЛ-         ?               (ВОКЗАЛ)

  1. Приёмы, связывающие искомое слово с изучаемыми темами русского языка:

-Вставить буквы, соединить последовательно и получить слово:

Т.пор, зву.,  др.вишки, со.нце,  св.бода.        (ОКОЛО)

Для интенсивного развития основных свойств внимания приёмы такого типа постоянно усложняются.

Например: при изучении 1 склонения имён существительных:

- Соединить первые буквы сущ. 1 скл, в корне которых пишется гласная О и назвать слово из словаря :

Б.р. да, н. род,  .волга, б.рьба, уг.сать л.пата. иск.рка, ог.ворка, т.рговля, ег.за, к.са. кр.ситель, атм.сфера.  (БИБЛИОТЕКА)

  1. Упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.

Использование знаний по математике:

72:18  ч         56:8      у             99:11     ф

96:32  и        80:16     г             39:13     и

17:17  с         100:50  о             100-95   г

96:16  л         80:74    л              84:12    у

54:27  о                                      40-29    р

                                                   80:8      а

1  2  3  4  5  6   7   8    9   10   11

С О П И  Г Л  У   Т   Ф   А    Р

Использование знаний по геометрии:

-Запомни буквы и фигуры в них

(Буквы убираются,  остаются фигуры в определённой последовательности. Надо вспомнить буквы. )

             Использование знаний по изобразительному искусству.

        -Расположить квадраты по цветам радуги, прочитать слово:

              жёлт.   голуб.      красн.   зел.        оранж.    син.     Фиолет

                М            А            К            Б            О              Й          Н

                                                                                               (комбайн)

Введение нового слова  в активный словарь

            Различными предыдущими способами добавляем значение слова, составляем предложения. (Например :  При изучении падежей: в 1 предложении это слово в И.п., во втором - в В.п.; составить предложение , где используется несколько слов из словаря.)

          Использование таких способов совершенствует мышление, творческое воображение, речь, устойчивость, распределение и переключение внимания, сообразительность.

Изучение нового учебного материала

          На данном этапе считаю целесообразным и эффективным применение поискового метода. Это позволяет увеличивать долю самостоятельных действий учащихся. Поиск, беседы-рассуждения помогают учащимся формулировать, предполагать умозаключения, делать выводы.

          При проведении беседы - рассуждения эффект достигается за счёт использования таблиц.

          Например: тема « Три склонения существительных .»

                 1                                2                             3  

М.Р      -а,-я                              

Ж.Р      -а,-я

СР.Р                                        -о,-е

           Задача детей- по ходу беседы заполнить таблицу таким образом, чтобы в конечном итоге по ней можно было сформулировать вывод. Данные слова распределить в 3 столбика по признакам (оконч., род.).

          Такая работа даёт возможность  значительно повысить роль школьника в качестве субъекта учебной деятельности в самой сложной и наиболее важной части урока, расширяет диапазон применения их поисковой активности.

           Во время обобщения изученного материала дети самостоятельно составляют план.( Например: «Три склонения имён существительных»

-какие существительные относятся к 1 скл.?

-какие существительные относятся ко 2 скл.?

-какие существительные относятся к 3 скл.?

-как узнать склонение имён существительных?

            Иногда составляют памятки, алгоритмы.

(Например:  «Три склонения имён существительных.»

  1. определить род
  2. выделить окончания существительных в И.п.
  3. По роду и окончанию определить склонение.

             Составление памятки осуществляется после того, как вывод сформулирован учащимися, т.к. Эта работа  призвана углублять понимание изученного и вырабатывать алгоритм действий при использовании того или иного правила.

Закрепление изученного материала

  1. По определённым признакам дети должны самостоятельно осуществить группировку учебного материала.

Например: «Непроизносимые согласные.»

-распределить слова на группы:  варежка, зубки, ужасный, влажный, голубка, лёгкий, опасная, тростник, гладкое, молодой.

  1. Найти лишнее.

Например: разрушаешь, глядят, поменяешь, дружба, расшатаешь, подсчитаешь, надпишешь, накормишь.

(лишнее-дружба (сущ.), глядят (мн.ч.), разрушаешь ( наст. вр.)

  1. Группировка по словесному шифру.

Например: шифр      школа-учитель, озеро-река, трусость- храбрость;

материал: холод-жара, лес-степь, ложь-правда, море-корабль.

  1. Лексико-орфографические упражнения комплексного характера, направленные на дальнейшее формирование абстрактного мышления, углубление понятий

Например: «Словосочетания»

-Подобрать по смыслу слова из столбиков, чтобы получились словосочетания:

Круглое             ученик

Красивая           ребята

Умный               яблоко

Весёлые            земля

            Благодаря такой организации учебного процесса заметно возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельности воспроизведения детьми учебного материала. Они овладевают новыми приёмами запоминания, формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной, наблюдается прогресс  в  становлении таких свойств внимания, как устойчивость, распределение, переключение, объём.

           Дети начинают верить в свои возможности, появляется интерес ко всему новому, любовь к языку.

           Если в начальной школе ребёнок сохранит способность удивляться и интересоваться миром вещей и предметов, можно говорить о том, что дальнейшее его учение принесёт свои плоды, которые позволят школьнику достичь успеха на среднем и старшем этапах школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка

В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...