Рабочая программа по письму и развитию речи для подготовительного класса
рабочая программа по русскому языку по теме

Гончарова Юлия Ивановна

Включает в себя тематическое планирование по четвертям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._pismo.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для подготовительного класса  КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой, рабочей тетрадью Гончаровой Ю.И. и книгой для чтения (Бкукварик) автора Т.Л. Лещинская, Москва 2006 г. гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 64 ч.

Цель курса:

Подготовка учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки.

Задачи курса:

- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые общения

знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);

- обучение грамотному и аккуратному письму;

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Задачи коррекционной работы:

- Коррекция навыков правильной посадки во время письма, правильного расположения на парте    тетради, пользование ручкой.

-    Развитие и коррекция  мелкой моторики руки.

-    Формирование графических  навыков.

                 

                 Основные направления коррекционной работы:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

(подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.

Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):

-на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;

-на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;

-сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой; противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;

-сжимание пальцев в кулачок и разжимание;

-«крючки»;

-«щелчки»;

-специальные упражнения для держания карандаша; правильное держание карандаша или ручки. Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:

-обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;

-рисование знакомых предметов и их раскрашивание; обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);

-рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар,  яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат —  флажок;  треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;

-рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка); рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);

-обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

-составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;

-рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);

-соединение палочек в разных сочетаниях; орнамент из палочек, их сочетаний; орнамент из геометрических фигур. Подготовка к написанию букв (элементы букв): наклонные палочки короткие и длинные; палочки с закруглением внизу и вверху (крючки); овал (о); полуовалы;

-петелька вверху и внизу; элемент буквы (е);

-палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др. Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, я).

Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.

В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного класса

                                                       

Программа включает следующие разделы:

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок по образцу учителя. Различение коротких и длинных полосок. Составление из полосок по образцу схематического- изображения знакомых предметов (лесенка, стол, стул и др.). Выкладывание (с опорой на образец) из полосок различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, X) без их называния.

Знакомство с простейшими геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из ' фигур, потом из 3). Составление из геометрических фигур знакомых предметов (ёлочка, тележка, дом и др.).

Выработка умения показывать и называть предметы | ' -3), их изображения в заданном порядке слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета и I частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание  матрёшки. Выкладывание из 4 кубиков или пазлов картинки по образцу.

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных | (2 -3) по заданной характеристике — цвету, форме, величине.

                                                             

Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей мри письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации  движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок; разжимание пальчиков всех вместе, по одному; щёлканье пальчиками; показ согнутыми пальчиками крючков, колечек; приветствие пальчиков друг другом и др. Игра с мозаикой. Развитие умения держать карандаш.

Формирование графических умений

 Работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или по заданным точкам по заданным точкам; переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке её прямыми линиями.

Буква

Формирование зрительных эталонов букв на и основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком):

У, М, О, X, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга;

Объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но         не обязывает запомнить название буквы.)

Основные требования к умениям учащихся:

 Учащиеся должны знать:

- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);

- названия дней: вчера, сегодня, завтра; названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

- свой адрес, проезд к дому и к школе;

- наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.

Учащиеся должны уметь: 

- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;

- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.

1-уровень:

        - дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их;

        - выкладывать простейшие изображения предметов геометрических фигур по образцу;

        - дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;

        - составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;

        - определять количество слов (2—3) в предложении строить условно-графическую схему предложения из сл его составляющих; делить слова на части (слоги);

        - держать ручку, карандаш; «печатать» буквы по образцу;

       - названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

       - названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);

       - названия дней: вчера, сегодня, завтра;  названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; свое имя, фамилию,  имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

свой адрес, проезд к дому и к школе;

      - наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.

2 уровень:

        - дифференцировать два-три цвета, называя их;

        - по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;

        - различать, кто как голос подаёт; имитировать голоса составлять предложения (из 2 слов) по действию и по предметной картинке, выделять каждое слово с г мощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

        - правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;

- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;

- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.

3 уровень:

        - дифференцировать два-три цвета, называя их;

        - по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;

        - различать, кто как голос подаёт; имитировать голоса;

        - составлять предложения (из 2 слов)  по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя;

        - правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;

- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

         - связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;

- правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.

Межпредметные связи

Математика: 1.различать предметы по цвету.

                        2.ориентироваться на листе бумаги

                          3.выполнять написание бордюров, элементов букв.                                              

ИЗО                 1.проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные       линии, не вращая  лист бумаги: соединять линией точки.

Структура курса.

Темы раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Добукварный период

18ч

22ч

2

Букварный период

 10ч

18ч

14ч

42ч

Всего:

64ч

п\п

Кол. часов

Дата

Тема

Коррекционная  работа

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1

Выполнение инструкции по показу.

Развитие и формирование общеречевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и

пространственной ориентировки,

развитие мелких мышц рук.

Развитие навыков направленных

на совершенствование ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Развитие навыков конструирования

по образцу, по памяти, произвольно

Развитие умения раскладывания и

складывания разборных игрушек,

обведение контуров предметных

изображений, раскрашивания цветными карандашами, вырезывания,

работа с пластилином.

Развитие мышц мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов

1

Выполнение инструкции по памяти.

1

Выполнение инструкции по словесной инструкции.

1

Выделение предметов из группы данных.

1

Выделение предметов из группы однородных.

1

Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

1

Выбор и группировка геометрических фигур.

1

Конструирование из данных геометрических фигур.

1

Свободное конструирование.

1

Рисование и раскрашивание по трафарету.

1

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок.

2

Штриховка геометрических фигур.

1

Составление целого из различных частей.

1

Составление целого. Обобщение.

1

Раскрашивание штриховкой.

1

Воспроизведение геометрических фигур по опорным точкам.

1

Письмо прямых палочек по точкам.

1

Письмо прямых наклонных палочек по точкам.

1

Письмо коротких и длинных наклонных палочек.

1

Прямые палочки с закруглением внизу.

1

Прямые палочки с закруглением вверху и внизу.

1

Закрепление навыков штриховки  геометрических фигур.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

23.

1

 Написание элементов буквы А , а.

24.

2

Написание строчной буквы а, заглавной буквы А.

25.

1

Конструирование из геометрических фигур.

26.

1

Написание элементов буквы у, У.

27.

2

Написание строчной буквы у заглавной буквы У.

28.

1

Написание элементов буквы о, О.

29.

1

Написание строчной буквы о, заглавной буквы О.

30.

1

Написание элементов буквы м, М.

31.

2

Написание строчной буквы м, заглавной буквы М.

32.

1

Написание элементов буквы с, С.

33.

2

Написание строчной буквы с, заглавной буквы С.

34.

1

Написание элементов буквы х, Х.

35.

2 

Написание строчной буквы х, заглавной буквы Х.

36.

1

Рисование и раскрашивание по трафарету.

37.

1

Написание элементов буквы ш, Ш.

38.

2

Написание строчной буквы ш, заглавной буквы Ш.

39.

1

Написание элементов буквы л, Л.

40.

2 

Написание строчной буквы л, заглавной буквы Л.

41.

1

Штриховка геометрических фигур.

42.

1

Написание элементов буквы н, Н.

43.

2 

Написание строчной буквы н, заглавной буквы Н.

44.

1

Письмо прямых и наклонных палочек с закруглением вверху и внизу.

45

2

Написание элементов буквы Ы.

46.

2

Правила соединения букв.

47.

1

Написание элементов буквы р, Р.

48.

2 

Написание строчной буквы р, заглавной буквы Р.

49

1

Написание знакомых элементов букв.

50.

2 

Письмо слов с изученными буквами.

51

2

Закрепление навыков штриховки геометрических фигур.

Итого 64 ч.

УРА!!!


№п\п

Колич. часов

Дата

Тема

Коррекционная  работа

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1

Выполнение инструкции по показу

Развитие и формирование общерчевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и

пространственной ориентировки,

развитие мелких мышц рук.

Развитие навыков направленных

на совершенствование ловкости,

точности, координации, синхрон

ности движений пальцев рук.

Развитие навыков конструирования

по образцу, по памяти, произвольно

Развитие умения раскладывания и

складывания разборных игрушек,

обведение контуров предметных

изображений, раскрашивания цвет

ными карандашами, вырезывания,

работа с пластилином.

Развитие мышц мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов

2

Выполнение инструкции по памяти

2

Выполнение инструкции по словесной инструкции.

1

Выделение предметов из группы данных.

1

Выделение предметов из группы однородных.

2

Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

1

Выбор и группировка геометрических фигур

2

Конструирование из данных геометрических фигур.

1

Свободное конструирование.

2

Рисование и раскрашивание по трафарету.

1

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок

2

Штрифовка геометрических фигур.

1

Составление целого из различных частей.

1

Составление целого. Обобщение.

1

Раскрашивание штриховкой.

2

Воспроизведение геометрических фигур по опорным точкам.

1

Письмо прямых палочек по точкам.

2

Письмо прямых наклонных палочек по точкам.

2

Письмо коротких и длинных наклонных палочек.

1

Прямые палочки с закруглением внизу.

2

Прямые палочки с закруглением вверху и внизу.

1

Закрепление навыков штриховки и геометрических фигур.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.

1

 Написание элементов буквы А ,а.

2.

2

Написание строчной буквы а, заглавной буквы А.

3.

1

Написание элементов буквы у,У.

4.

2

Написание строчной буквы у заглавной буквы У.

5.

1

Написание элементов буквы о,О.

6.

2

Написание строчной буквы о, заглавной буквы О.

7.

1

Написание элементов буквы м,М.

8.

2

Написание строчной буквы м, заглавной буквы М.

9.

1

Написание элементов буквы с,С.

10.

2

Написание строчной буквы с, заглавной буквы С.

11.

1

Написание элементов буквы х, Х.

12.

2

Написание строчной буквы х, заглавной буквы Х.

13.

1

Написание элементов буквы ш,Ш.

14.

2

Написание строчной буквы ш, заглавной буквы Ш.

15.

1

Написание элементов буквы л, Л.

16.

2

Написание строчной буквы л, заглавной буквы Л.

17.

1

Написание элементов буквы н, Н.

18.

2

Написание строчной буквы н, заглавной буквы Н.

19.

2

Написание элементов буквы Ы.

20.

2

Правила соединения букв.

21.

1

Написание элементов буквы р, Р.

22.

2

Написание строчной буквы р, заглавной буквы Р.

23.

3

Письмо слов с изученными буквами.


Рисование и раскрашивание по трафарету.

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок

Штрифовка геометрических фигур.

Составление целого из различных частей.

Составление целого. Обобщение.

Раскрашивание штриховкой.

Воспроизведение геометрических фигур по опорным точкам.

Письмо прямых палочек по точкам.

Письмо прямых наклонных палочек по точкам.

Письмо коротких и длинных наклонных палочек.

Прямые палочки с закруглением внизу.

Прямые палочки с закруглением вверху и внизу.

Закрепление навыков штриховки и геометрических фигур.

Букварный период

 Написание элементов буквы А,а.

Написание строчной буквы а, заглавной буквы А.

Написание элементов буквы у,У.

Написание строчной буквы у заглавной буквы У.

Написание элементов буквы о,О.

Написание строчной буквы о, заглавной буквы О.

Написание элементов буквы м,М.

Написание строчной буквы м, заглавной буквы М.

Написание элементов буквы с,С.

Написание строчной буквы с, заглавной буквы С.

Написание элементов буквы х, Х.

Написание строчной буквы х, заглавной буквы Х.

Написание элементов буквы ш,Ш.

Написание строчной буквы ш, заглавной буквы Ш.

Написание элементов буквы л, Л.

Написание строчной буквы л, заглавной буквы Л.

Написание элементов буквы н, Н.

Написание строчной буквы н, заглавной буквы Н.

Написание элементов буквы Ы.

Правила соединения букв.

Написание элементов буквы р, Р.

Написание строчной буквы р, заглавной буквы Р.

Письмо слов с изученными буквами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 1 класса школы VIII вида

Данная  программа  составлена  на  основе «Программы  0-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 4 класса

Программа  по письму и развитию речи предназначена для обучающихся 4 класса, работающих по адаптированным образовательным программам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса (обучение на дому).

Программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы/ под ред. И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 170 часов. Прилагается календарно- т...