Имя прилагательное
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Адиятуллина Марсельеза Ямалетдиновна

Дидактические игры по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_prilagatelnye.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

имена прилагательные:
Слова, отвечающие на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Кто какой? (Класс.)

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке:

жадный

трусливый

хитрая

пушистая

неуклюжий

рогатый

колючий

ядовитая

олень

медведь

еж

змея

лиса

заяц

волк

белка

Нужно записать словосочетания.

Кто это? (2 команды или 2 человека.) На доске в 2 столбика записаны имена прилагательные:

жадный…

хитрая…

трусливый…

мохнатый…

толстоногий…

вертлявый…

горбатый…

пушистый…

колючий…

упрямый…

ядовитая…

рогатый…

Нужно составить словосочетания (с названиями животных).

Каким может быть предмет? (Класс.)

На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени; по характеру; по качеству.

Нужно записать в тетрадях как можно больше имен прилагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.

Возможные ответы: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый; круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный, грушевидный, граненый, продолговатый; крошечный, маленький, большой, громадный, огромный, великий, гигантский, необъятный; деревянный, железный, каменный стальной, глиняный, стеклянный, фарфоровый, костяной, ситцевый, шерстяной, бумажный, пуховый, кожаный; городской, сельский, лесной, морской, луговой, садовый, домашний, школьный, огородный, подземный, воздушный; утренний, дневной, вечерний, ночной, сегодняшний, вчерашний, завтрашний, летний, зимний, весенний, осенний; добрый, злой, ласковый, сердитый, строгий, заботливый, внимательный, чуткий, отзывчивый, смелый, трусливый, грустный, веселый, робкий, дружелюбный, вспыльчивый; хороший, плохой, свежий, черствый, красивый, грязный, рваный, аккуратный, чистый, новый, старый.

Объясните пословицу. (4 человека). Каждый игрок читает пословицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

1) Маленькое дело лучше большого безделья.

2) Черная земля белых рук не любит.

3) Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

4) Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.

Что задумано? (Класс.)

Один из участников игры, изъявивший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руководством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти признаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь.)

Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман.

Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длинная, рыжая, хитрая (лиса); круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза); блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот); большой, тяжелый, белый, желтоклювый, краснолапый (гусь).

Опишите игрушку. (3 команды).

Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка (лисенок, зайчонок, медвежонок, цыпленок, утенок). Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему ее признак. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно запишет наибольшее число прилагательных.

Четвертое лишнее. (3 человека.)

Игроки должны найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее. Побеждает тот, кто быстрее найдет лишнее слово и правильно укажет, почему оно лишнее.

ночь

ночной

ночлег

ночевка

снежный

снежинка

снеговик

снег

космос

космический

космонавт

космодром

Игру можно повторить со словами: береза, подберезовик, березовый, березняк; старый, старик, старушка, старичок; цвет, цветок, цветник, цветной.

Подберите близкие по смыслу слова. (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика прилагательных:

неряшливый – …

быстрый – …

ласковый – …

мудрый – …

косматый – …

холодный – …

смирный – …

душистый – …

ветхий – …

грустный – …

злой … – …

страшный – …

влажный – …

большой – …

сильный – …

липкий – …

аккуратный – …

отважный – …

Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, сердитый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый, храбрый.

Подберите противоположные по смыслу слова. (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика прилагательных.

белый – …

длинный – …

зимний – …

черствый –…

новый – …

здоровый – …

сытый – …

грустный – …

острый – …

светлый – …

трусливый – …

толстый – …

чистый – …

дневной – …

мягкий – …

горячий – …

зрячий – …

кривой – …

Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыслу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Возможные слова: черный, короткий, летний, свежий, старый, большой, голодный, веселый, тупой, темный, смелый, тонкий, грязный, ночной, твердый, холодный, слепой, прямой.

Наоборотки. (2 команды по 4 человека.)

Каждый игрок готовит заранее пару прилагательных с противоположными значениями, но называет только одно из них, а противоположная по смыслу должен назвать игрок другой команды. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Конкурс знатоков. (2 человека.)

На доске в столбик записан ряд словосочетаний: свежий хлеб, свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежая газета.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу (антонимы), которые записываются слева, а слова, близкие по смыслу (синонимы), – справа от словосочетаний.

Ответы: черствый – свежий хлеб – мягкий; теплый – свежий ветер – прохладный; тусклые – свежие краски – яркие; грязная – свежая рубашка – чистая; старая – свежая газета – новая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...