Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы коррекции фонематических процессов у учащихся начальных классов

Среди обучающихся общеобразовательной школы часто встречаются дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности учащихся.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких учащихся недостатков устной и письменной речи.

 Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

Диагностика речевых нарушений.

Выявление учащихся с речевой патологией осуществляется в два этапа.

 1 этап: при массовом обследовании используется ряд приемов, которые являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи:

  1. Изолированное называние звуков [с],[з],[ц] и т.п.
  2. Отраженное называние слогов [са-со-су],[за-зо-зу]и др.
  3. Отраженное называние слов (сок, нос, рос и др.).
  4. Называние несложных по своей структуре слов по предметным картинкам.
  5.  Отраженное произношение предложений (Соня сидит на скамейке.).
  6. Произнесение чистоговорок, потешек и др.
  7. Повторение и самостоятельное произнесение слов и предложений со сложной слоговой структурой, содержащих оппозиционные звуки. (Шла Саша по шоссе. Ча-ща, ча-ща, в речке ловим мы леща).

2 этап: проводится более углубленное индивидуальное обследование, используя принцип динамического изучения.

Система коррекционной работы по развитию фонематических процессов

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у учащихся фонематического восприятия, что затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

В связи с этим, опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и других и используя собственный практический опыт, разработана система коррекционной работы

Методы и приемы развития фонематических процессов

Реализация основной задачи осуществляется в такой последовательности:

  1. Речь – основной способ общения. Знакомство с органами речи.
  2. Звуки речи как «материал» языка. Знакомство с образованием гласных и согласных звуков. Умение выделять первый и последний звуки в произносимом слове. Определение количества звуков в слове с опорой на модель. Звуковой анализ слов на основе заданной модели.
  3. Способ выделения звука в слове. Отработка действий интонирования.
  4. Гласные звуки. Последовательное выделение звуков в слове. Определение позиции заданного звука. Построение звуковых моделей. Анализ трехзвуковых и четырехзвуковых слов.
  5. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Соотношение между звуком и буквой.
  6. Изменение слов по числу. Практическое знакомство со второй функцией звука – формообразованием слов.
  7. Слог как минимальная произносительная единица речи. Слогообразующая роль гласных звуков.
  8. Типы слогов. Порядок действий при слоговом чтении.
  9. Различение гласных и согласных звуков. Звучание. Артикуляция. Умение выделять из слова заданный звук. Наблюдение за работой органов речи при произнесении гласных и согласных звуков.
  10. Соединение знаний о звуковой и слоговой структурах слова. Звуково-слоговый анализ и синтез слов.
  11. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Место ударения в слове. Орфоэпия. Ударные и безударные слоги.
  12. Перемещение ударения в слове со слога на слог как основной прием контроля над правильным определением ударного слога. Слогоритмическая структура слова.
  13. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Смыслоразличительная функция твердости-мягкости согласных звуков. Способ фиксации звуков в схеме, модели слова.
  14. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости. Непарные твердые согласные [ш],[ж],[ц]. Непарные мягкие согласные [ч],[щ],[й]. Согласный звук [й]. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор.
  15. Способы обозначения буквами гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Гласные I и II ряда. (1й способ).
  16. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака (2й способ).
  17. Согласные звонкие и глухие. Словоразличительная функция звонкости-глухости согласных. Парные по звонкости и глухости согласные. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Полный звуковой анализ. Фонетический разбор.

При планировании логопедических занятий необходимо ориентироваться на современную методику обучения грамоте, чтению и письму.

Работа на фонетическом уровне.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: 

  1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным).
  2. Развитие фонематического восприятия, т е дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения.

Развитие кинестетических ощущений нужно начинать с уточнения артикуляции звуков. Ощущение положения речевых органов в процессе артикуляции затруднено, дети не сразу могут определить положение губ, языка при произнесении того или иного звука. Вследствие этого развитие речевых кинестезий осуществляется первоначально с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата проводится артикуляционная гимнастика. Проводится работа по развитию фонематического слуха по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звуков с использованием зрительных, кинестетических и тактильных слуховых восприятий. Например, при работе со звуком [c] следует обратить внимание на то, что при произнесении этого звука кончик языка находится за нижними зубами, губы в положении “улыбочка”, зубы сближены, воздушная струя идет по середине языка и встречает преграду. Уточняется, какой это звук, гласный или согласный. Сравнивается звучание звука [c] со свистом ветра: сссс…. Проводится игра “насос” и обращается внимание на холодную струю воздуха и отсутствие работы голосовых связок. Аналогично проводится работа над другими звуками.

2. Выделение звука на фоне слога.

Игра “Угадай звук”.

Задание 1:

Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).

Задание 2:

Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).

Игра “Разноцветные мячики”. Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.

Игра “Наоборот”. Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.

3. Выделение звука на фоне слова.

А. Игра “Магазин”. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

В. Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.

4. Определение места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой кладут красный кружок и т д.

Фонетический анализ слова

  1. Произнесение слова, которое будет анализироваться.
  2. Используя прием говорения или скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель.
  3. Постановка ударения. Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели.
  4. Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику.

Слова для фонетического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.

Берется такая последовательность слов:

  1. Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог).
  2. Односложные трехзвучные слова (сом, ком, сад, лук и др.)
  3. Односложные четырехзвучные слова (танк, куст, волк, полк, брат, свет, звук, свет, гром, свой).
  4. Двухсложные четырехзвучные слова (луна, сова, сады, Люся, ямы, юла, кино и др.)
  5. Двухсложные пятизвучные слова (кошка, миска, знамя, маяк, роют, поет и др.)
  6. Двусложные шестизвучные слова (мрамор, сказать, привет и др.)
  7. Трехсложные пятизвучные слова (улица, окуни, олени и др.)

Трехсложные шестизвучные слова (задача, радуга, машина и др.)

Приведенные методы и приемы формирования фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний учащихся начальных классов по русскому языку.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  3. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  5. Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о...

использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...

Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...

«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».

Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку:  гро...

Коррекция нарушений чтения у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения.  Эти дети нуждаются ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Представленный материал поможет учителю начальных классов организовать работу по исправлению нарушений чисьма у детей младшего школьного возраста...